«Теряя любовь, мы призываем антихриста…»

В издательстве Данилова монастыря готовится к выходу книга «УКРАДЕННОЕ СЧАСТЬЕ, или Лекарство от нелюбви» протоиерея Георгия Шинкаренко, клирика Александровской епархии Владимиро-Суздальской митрополии, врача по профессии.

О чем она? О том, что мешает обрести счастье в Боге и душевный мир, почему даже церковный человек часто не может относиться с любовью к своим ближним, в чем главная причина того, что огромное множество людей в наши дни чувствует себя глубоко несчастными? Как связаны драмы утраты счастья со сверхожиданиями, когда люди, сами недавно пришедшие к вере, требуют, чтобы муж или жена сразу стали чуть ли не святыми, а дети эдакими ангелочками?

Много и других острейших вопросов поднято в этой книге, которая, надеемся, будет интересна читателям. А пока отец Георгий Шинкаренко отвечает на вопросы «Прихожанина».

 

Нападать на самих себя

– Отец Георгий! В последнее время все чаще среди православных слышны разговоры о «всеобщем отступлении», о «предательстве Христа». Начитавшись псевдоправославных газет и брошюрок, побродив по псевдоправославным интернет-ресурсам, они начинают «обличать» своих собратьев во Христе, фактически, судить Церковь, к которой принадлежат, что в ней «все не так». Почему это происходит? Мне известно, что и в собор, где вы служите, некие «ревнители» привозят килограммы провокационных листовок.

– Да, мне регулярно приходится изымать и сжигать «страшилки», где распечатана некая «разоблачающая» информация с различных, преимущественно, антицерковных сайтов, а возможно, из других провокационных источников. Всякий раз говорю о душевредности такой подметной макулатуры. К сожалению, некоторые легковерные прихожане чуть ли не в ступор впадают после прочтения этих инсинуаций.

– Батюшка, но разве не ясно, что это нехристианский дух: подозревать Патриарха во всем нехорошем, подозревать священноначалие, богословов в том, будто они сознательно хотят развалить Церковь. Ведь христианин, который регулярно исповедуется, причащается, должен, по идее, иметь дух неосуждения и любви. Как сочетается с этим обличительство, причем какое-то очень болезненное, когда многие люди начинают выискивать в Церкви, в выступлениях тех или иных людей только, на их взгляд, недоброе? Откуда это? Выходит, такой человек не понимает христианской жизни?

– Да, именно так. Человек, страдающий болезненным обличительством, не понимает христианской жизни. Человек хоть с немного здоровой душой не может так относиться к собственной Церкви. Есть замечательное выражение святого Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец». Действительно, если это мать, которая родила нас для жизни вечной через Таинство Крещения, дала нам возможность соединиться с Богом, то мы должны вести себя как хорошие послушные дети. Разве мы забыли знаменательный пример Хама? И если человек по-хамски относится к своей матери, значит, он перечеркивает все, что заповедал Христос в Церкви, таким образом, не почитает и Христа, который является главой Церкви. Тогда о каком христианстве, о каком православном духе внутри этих людей может идти речь? Вообще надо спросить: а являются ли они православными людьми, не отпали ли они в своих дерзких обличениях от Церкви?

А если нас что-то смущает? Надо вспомнить, что говорил Христос. Если брат твой согрешил против тебя – возьми и сначала обличи его сам наедине, потом призови свидетелей; если ни тебя, ни свидетелей не послушает – скажи Церкви. Если же и Церковь не послушает – то будет тебе как язычник и мытарь. То есть такой человек становится отпавшим от Церкви. И по древним канонам такие люди снова возвращались к состоянию оглашения и заново приводились к вере.

Мы же бываем так скоры «на расправу»! Какое там – «обличи брата наедине»! Где-то что-то услышав, немедленно тащим это в интернет, множим на ксероксе, кричим всему свету! Многие почему-то считают, что их «святой долг» сегодня – обличать не грех, который они увидели где-то, а обличать грешников. И причем обличать грешников не во внешнем мире, а внутри Церкви. То есть нападать на самих себя! Забыли слова Христа, что, если царство восстанет само на себя, не разделится ли царство? Люди не понимают, что сегодня надо было бы обличать не Церковь и не ее начальство, которое этой Церковью по Божиему благословению управляет. А нужно было, в первую очередь, обличать грех, который внутри себя живет…

Когда-то, когда я жил и служил в Киргизии, мне удалось побеседовать с мусульманами. Провести совместную передачу «Ислам в современном мире». Моим оппонентом в разговоре был прекрасный человек – Лугмар Аджи. Он был заместителем муфтия Кыргызстана. Этот образованный, начитанный, умный человек много раз ездил в хадж, хорошо знал шесть языков. И когда спросили его: «Лугмар Аджи, расскажите, что такое газават, действительно ли это война с неверными и кто такой неверный в вашем понимании?» – он ответил: «Это война, которую уважающий себя мусульманин должен вести в собственной душе с грехами». Вот – подлинное понимание газавата для истинного мусульманина.

Разве не то же самое мы должны сказать сами себе? Каждый христианин обязан обличать грех внутри себя и слушать голос Церкви. Если мы не можем сами побороть какой-то грех, то говорим священнику: «Перед Церковью обличаю свой грех!» А священник говорит: «Я тебе рекомендую вот такое и такое лекарство. Понеси епитимью, чтобы исправить этот грех и принести покаяние». Но нет, нам это не всегда нравится! Мы начинаем обличать священника, который стал для нас «плохим». Потом «плохим» становится для нас епископ, через епископа – Патриарх и так далее. Мы готовы осудить сегодня всех и вся, только не собственные поступки, не собственную душу. И это – величайшее заблуждение.

«Ветеран Церкви»

Откуда это заблуждение? Тут много причин. Многие люди действительно далеки от истинного понимания христианства. Многие пришли в Церковь и считают, что если они ходят туда, то воцерковляются. У меня был замечательный пример. Когда я еще был мальчиком, в городе, где я жил, была церковь Архангела Михаила – дореволюционная, ей было 160 лет, и создавали ее первые казаки, которые переселялись в Киргизию. В этот храм ходил один человек, который (когда его священник в чем-то обличил) сказал: «Да как ты можешь мне указывать! Я 25 лет хожу в Церковь, я ветеран Церкви!» По ассоциации с ветераном труда!..

Ну и что толку от того, что ты «ветеран Церкви», если 25 лет просто проходил туда как какой-нибудь «захожанин»? 25 лет был захожанином. Ничему не научился. Церковь не стала для тебя любимой матерью, не стала для тебя домом, не стала спасительным кораблем, который тебя несет в вечность к Царствию Небесному. Ты ничему от Церкви не научился… Ты просто приходил поставить свечки, ты внешне соблюдал обряды, может быть, постился, читал утренние и вечерние молитвы, исповедовался, причащался. Но ничего внутри себя так и не понял! Ничего не изменил внутри себя… Исповедовался – потому что «нужно исповедоваться», причащался – потому что все причащаются («и мне нужно!»). Но никогда не задумывался, что Церковь призывает нас измениться. Не трудился над собой все эти годы. И что толку называть себя христианином?

Человек должен трудиться внутри Церкви. «Вера без дел мертва», – говорит Господь. Это просто вера, которая не приносит никакого доброго плода. Что толку, что я говорю «Господи, Господи!»? Не всякий говорящий это войдет в Царствие Небесное.

Зависть начинается с отрицания

Не стоит сбрасывать со счетов и человеческий фактор – зависть. Смотрю я, к примеру, на человека, который духовно трудится, и на его фоне я выгляжу бледно, потому что не тружусь для Церкви, для самого себя. И появляется зависть, иногда неосознанная. А зависть начинает с отрицания! С обличения другого, дескать, он плохой! Только чтобы обелить самого себя. Так часто бывает в жизни. Как только мы видим, что рядом хороший нормальный человек, он сразу становится для нас «плохим».

Скажем, на каком-то приходе служит священник, который своего епископа многие годы не видел, не знает ничего об «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» 2000 г., не интересуется особо тем, что происходит в мире, живет тихонько в собственном миру. И вдруг – «новые веяния»: соборы, епархиальные и молодежные съезды, социальная работа, нужно не ждать, пока народ в храм придет, а идти к народу! «А для чего это? Не нужно это нам! Столько лет без этого жили!»

Вот еще один повод для недовольства и обличения. Для таких инертных людей Патриарх может сразу стать «плохим», они даже могут выражать свое недовольство с помощью всяких публичных обращений... Тут вспоминается притча о званных на брак. «Господи, зачем мне твой брак? У меня все есть!» Один землю купил, другой жену завел, третьему поле надо посмотреть. Ничего такому человеку не надо…

Заразить страхом окружающих

– Почему же многие люди так не доверяют Христу, что обсуждать всевозможные страхи стало их любимым занятием?

– Людям старшего поколения, которые были напуганы когда-то советской властью, коммунистическим террором, сегодня, к сожалению, тяжело адаптироваться в современном мире. Я знал игумена, из священников старой гвардии, которые очень сильно пострадали от уполномоченных по делам религий, от прихожан, которые были старостами. Им сейчас кажется, что все, что в этом мире происходит, это новые предвестники гонений на Церковь. Они до такой степени напуганы, что своим страхом могут заразить окружающих.

Одна пожилая прихожанка говорит мне: «Батюшка! Скорей бы война, чтобы всем нам умереть, чтобы дети наши не увидели приход антихриста!!!» Какое глупое, никчемное, бессмысленное, абсолютно ненужное рассуждение! Из-за этих страхов сегодня любые технологические новости сразу вызывают отрицание, панику. И если раньше можно было куда-то спрятаться от властей, то сейчас люди боятся, что через новые технологии, интернет тебя вычислят, найдут, будут опять притеснять, судить за веру…

– Батюшка! Но ведь информация в зловредных листовках, которые попадают в ваш храм, берется тоже из «бесовского» интернета, да и печатаются они на принтере.

– Правильно! Вот это и есть двойные стандарты. Люди с такой позицией лазят на совершенно бесовские сайты, не имеющие ничего общего с Церковью. А в интернете действительно очень много ненужного. Он может быть как помойка в каких-то моментах. И они умудряются залезть именно в помойку, всякой гадости насобирать там! А потом через этот же интернет и распространяют. Кричат о том, что нужно всех обличать. Только не себя…

Призрак «отступников»

– Отсутствие духовной жизни, о которой Вы говорили, ведет к сектантскому сознанию. Вы видели письма одной несчастной женщины – Елены из Владимира, которая была крайне возмущена тем, что вы «посмели» написать о вреде, который наносит псевдоврач Кравченко. Если какие-то болезненные моменты этих писем отбросить, то сам тон и настрой их характерен для многих: будучи невежественными во многих вопросах, не разбираясь толком в вере, не говоря уже о богословии, дерзко и самоуверенно обобщать, наклеивать ярлыки, выносить «приговоры» братьям и сестрам во Христе…

– Именно! Это происходит на основе невежества! К сожалению, сегодня многие люди, которые считают себя церковными, очень мало занимаются духовным самообразованием. Спросишь: когда ты в последний раз держал в руках Священное Писание, когда в последний раз читали труды святых Отцов – почти никто не ответит... А взять современную богословскую литературу, скажем, владыки Илариона (Алфеева), прекрасный учебник по основному богословию профессора Осипова, который объясняет многие вопросы… К сожалению, мало кто это читал. Сегодня чаще черпают информацию из телевизора, из радио, из каких-то желтых газет, как, например, газета «Завтра». Люди не хотят трудиться, чтобы почерпнуть это из подлинников.

В чем уникальность таких богословов, как отец Павел Флоренский? В том, что, зная множество языков, он пытался докопаться до сути, стремился в подлинниках читать труды тех или иных философов, раннехристианских богословов, чтобы в оригинале узнать, что хотели выразить первые Отцы Церкви. А сегодня многие, даже образованные вроде люди, учительница, например, получившая когда-то определенные знания, в духовном смысле уже не хочет образовываться. Ей «достаточно» тех поверхностных знаний, которые она может почерпнуть с каких-то непонятных сайтов, из сомнительных газет и так далее.

И таких людей, которые не хотят ни читать, ни образовываться, сегодня, увы, слишком много. А если они остановятся в своем развитии, то, конечно, их знания будут крайне поверхностными, а суждения ложными, потому что истинное суждение может прийти к человеку только через познание Бога, через чтение Священного Писания.

– Та глубина, о которой Вы говорили и которая абсолютно необходима каждому православному человеку, как раз нередко порицается. Один из псевдоревнительских сайтов провел конкурс-опрос на «звание» худшего богослова года, худшего миссионера. Совершенно предсказуемо, чьи имена были названы малочисленной аудиторией этого сайта. Это сродни приговору сталинских «троек». Вдруг взять и заклеймить человека, сказать ему: еретик, безумный! Брату своему во Христе сказать такие вещи! Это делают как бы интеллигентные люди, вернее, образованцы.

– Мне попала в руки замечательная книга священника Владимира Вигилянского «Антихристианское обострение». Потрясающая работа, где он говорит, что сегодня вновь идет война против Церкви – информационная война. Потому что Церковь стала занимать в обществе очень важную позицию. Она стала вновь говорить о том, что общество живет неправильно, что мы идем не той дорогой, что мы слишком много оглядываемся на Запад, мы слишком много модернистских движений вносим в общество, что мы забыли о своей истории, забыли, кто такие русские люди. Посмотрите, как обрушились в прессе на протоиерея Всеволода Чаплина за то, что он предложил ввести дресс-код для женщин в офисах, чтобы они не выглядели как девицы легкого поведения. Как только Церковь начинает говорить правду, обличать пороки общества, как тут же становится «ненужной». И первые, кто нападает на Церковь, – это интеллигенция…

– Но как же церковная интеллигенция, люди, которые считают себя православными, которые причащаются Тела и Крови Христовых, оказываются в рядах нападающих? Пожалуй, нет у нас такого богослова или миссионера, епископа, священника, которому не были бы прикреплены ярлыки на сайте, о котором я вам говорила. Там составлены целые списки «отступников».

– К сожалению, интеллигенция всегда отличалась крикливостью… Малые знания и гордыня надмевают. Прочитав по диагонали святых Отцов, не зная толком истории Церкви, человек начинает считать, что нужно вернуться к Православию, которое было в III или IV веке. Забывая, что на дворе XXI век. Сегодня мы уже не можем вернуться ни к первым агапам, которые были когда-то во времена апостолов, ни к той литургической жизни, которая была в эпоху первых святых Отцов, апостольских мужей Дионисия Ареопагита, святителя Спиридона. Мы не можем вернуться ни исторически, ни физически. Другое поколение, другие люди. Но, к сожалению, «протестующая» интеллигенция не хочет, чтобы приходило что-то новое…

А сейчас идет речь о пересмотре некоторых моментов обрядовой стороны церковной жизни, иначе Церковь в XXI веке останется на уровне XV–XVI веков. Пугаться этого не надо. Разве обрядовая сторона сейчас осталась такой же, какой была в I веке? Нет, она менялась в соответствии со временем, с исторической ситуацией…

Когда мы в храме повесили аудиоколонки, многие начали возмущаться: что вы себе позволяете, что вы вытворяете! Но разве нормально, например, что людям не слышно даже возгласа священника, когда он служит в центральном алтаре нашего большого храма? И молодой человек, который в первый раз пришел, если он ничего не слышит, ничего не понимает, останется ли в Церкви? Он придет, свечку поставит – и уйдет…

Церковь дает ответы на все вопросы: и об абортах, и об экстракорпоральном оплодотворении, и о других важных моментах сегодняшней жизни. А это некоторым людям не нравится, потому что они сформировали себе образ Церкви III–IV веков.

– До Великой княгини прмч. Елисаветы Феодоровны в нашей Церкви не было социальной работы. В той традиции не было нужды, потому что народ жил по-другому. А сейчас появилась острая нужда. Мы этот опыт берем у протестантов, у католиков. И что – мы беднее стали от этого? Мы стали богаче!

– Богаче! Если отвергать весь опыт миссионерской работы, то тогда и Иоанна Кронштадтского можно обвинить в «модернизме», потому что он первый ввел работные дома в России. Именно в его время на Руси стали бороться с пьянством. А сегодня снова открываются общества трезвости. И все это под эгидой Церкви. Почему же нет? Потому что это огромная проблема, и никаким образом это не противоречит ни традициям, ни канонам Церкви, ни библейскому и евангельскому учению.

…Настоящая беда в том, что сейчас люди теряют любовь. И в этом смысле мы можем говорить о предантихристовых временах – ведь Господь сказал, что одним из самых тяжких признаков такого времени будет оскудение любви. Но, теряя любовь, мы сами таким образом призываем антихриста. Мы не Бога призываем своим оскудением любви, а, наоборот, Бога отвергаем, призываем антихриста. Если Бог отойдет, то дьявол придет. Ненависть к отдельным людям, ненависть к окружающему миру, ко всему новому – она не способствует умножению любви…

Если я «ненавижу в Церкви этих и этих» – кого же мы тогда любим? «Но я люблю – люблю Бога!» Апостол Иоанн Богослов говорит: «Кто говорит "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» Мы никогда от святых не слышали и слова ненависти – ни к кому! К каждому – даже к последнему грешнику – приходили они и всех утешали, а если пытались обличить в грехе, но это делали с такой любовью! Потому если мы говорим, что кого-то ненавидим, нужно задуматься: на правильной ли позиции я стою, есть ли рядом со мной Христос? А мы сколько хулы, злости извергаем из собственных уст, из собственных сердец! О какой любви Христовой мы можем говорить, если готовы со всеми и со вся бороться? В таком случае однозначно мы не можем назвать себя ни детьми Церкви, ни православными христианами.

Не делаем те дела, к которым призывал нас Христос. «Увидят добрые дела ваши и прославят Отца вашего Небесного». Вспомните преподобного Виталия, который приглашал к себе в келью падших женщин для того, чтобы над ними всю ночь читать Псалтирь. И каждую предупреждал: «Не говори о том ничего!» И они все молчали до его смерти. Все вокруг думали, что Виталий великий блудник. А у него была другая совсем цель – спасти этих женщин. Вот была любовь! Он верил, что Христос сохранит его от искушений.

– А если бы сейчас какой-нибудь миссионер сделал нечто подобное? Какой бы крик с проклятиями поднялся!

– О чем я и говорю. Люди тогда тоже возмущались: «Вот, Виталий монах – он грешник». И когда он умер – все эти женщины пришли и открылись… Многие из них оставили позорное ремесло и стали хорошими женами, матерями. Они пришли со слезами благодарить и открыли всему миру, какой великий подвиг нес этот человек. И всем стало стыдно.

Надо представить себе на секунду, что вдруг сейчас конец света – и откроются все дела и помышления. Все! Каждого человека! И все окружающие увидят мои мысли, поступки. И вдруг те люди, о которых я так плохо говорил, окажутся одесную, а я, такой «хороший», со своими мыслями, поступками, буду ошую. Но почему мы об этом никогда не задумываемся? Почему в нас живет такая уверенность, что мы уже стоим одесную, хотя бы от того, что мы просто посещаем Церковь, молимся и причащаемся? Все – мы уже спасены? Да откуда же такая уверенность взялась?! Это дьявол – отец лжи – нам внушает эту мысль. Вкладывает в нас. А мы не сопротивляемся – мы не боремся. Он вкладывает нам мысль осуждать, ненавидеть, презирать, а мы не сопротивляемся ни на йоту. Он нам говорит ненавидеть – мы ненавидим, говорит обличать – мы обличаем! И ни у кого не возникнет в этот момент желания упасть перед Христом и сказать: «Господи! А правильно ли я иду? Господи, не сбился ли я с пути? Укажи мне этот путь, помоги мне. Посмотри, Господи, на меня: то ли я делаю? Управь!!!» Нет, вот эта уверенность – от гордыни нашей, от самости: «Я поступаю правильно, по-христиански!» Чуть ли не «я – голос Божий в этом мире!» Вот она – катастрофа какая. И тонны макулатуры выходят на тему «я». Вот потому-то наши миссионеры проповедники и подвергаются отрицанию и поношению.

О духе осуждения

– Осуждение – это какая-то болезнь наших дней….

– Многие люди, к сожалению, не замечают своего осуждения, даже не понимают, что осуждают. Говорят: «Нет! Я никого не осуждаю!» И когда начинаешь допытываться на исповеди: «Вы осуждаете правительство? Недовольны мэром, например, начальником вашего ЖЭКа? Соседями вашими недовольны?»«Ну да, разговаривали об этом! А как же не говорить-то?!» То есть люди не осознают, что сегодня осуждение так хитро дьяволом прикрыто под рассуждение, которое выливается не только в осуждение маленького начальника, но в глобальное, доходит до «все плохо, все ужасно!»

Апостол нас предупреждает: «Не все делайтесь учителями, через это можно подвергнуться великому осуждению». Кто дал нам право учительствовать, рассуждать о вещах, о которых мы, практически, ничего не знаем? Это все равно, что сейчас я рассуждал бы о теореме Ферма, в которой ничего не понимаю, но прочитал где-то популярную статью… Или о ядерной физике… И я бы судил, правильно в коллайдере частицы бежали или неправильно… Какое отношение я имею к этой проблеме? Никакого! Какая мне разница, сколько миллионов государство потратило на этот проект? Меня должна интересовать прежде всего моя собственная душа. Спасется моя душа или нет? Вот о чем христианин должен рассуждать. Как я сейчас, сию секунду, выгляжу в глазах Божиих? Вот о чем я должен думать. Постоянно, каждую минуту, каждую секунду. Как смотрит на меня Христос? Ибо в чем застанет, в том и будет судить меня. Могу ли я сейчас предстать перед Богом? Какой ответ я дам Богу? Вот как должен рассуждать о себе каждый христианин. Так и святые рассуждали…

А когда человек начинает рассуждать о других, примерять жизнь другого человека на себя, конечно, вольно или невольно возникает осуждение. Мы рассуждаем о проблемах абсолютно нам не нужных, далеких. И по незнанию скатываемся в осуждение. Мы рассуждаем о военно-промышленном комплексе, мы осуждаем Президента, осуждаем службу Патриарха. Осуждаем самого Патриарха. Хорошо говорить, когда ты ничем не управляешь! Мы в собственной семье не можем навести порядка, а судим о человеке, который управляет огромной Церковью. И как любой человек он имеет право, может быть, на ошибку, на какую-то слабость. Но Господь его ведет, и у него множество сотрудников, которые помогают ему, чтобы этих ошибок Церковь не допустила. Но мы продолжаем осуждать. Все, что с нашим мнением не схоже, то плохо. Какая глупость! И этот грех люди, к сожалению, не видят. Считают: «Я никого не осуждаю! Я только рассуждаю!» Да вот это и есть хитрый обман дьявольский. Грань между рассуждением и осуждением настолько тонкая – тоньше, чем человеческий волосок. И я даже сейчас, рассуждая об этих людях, осуждаю за то, что они осуждают всех остальных. Незаметно и я перешел эту грань. Простите меня, ради Христа!

– Батюшка! Так ведь это – простой рецепт анализа своей души, в которую нужно заглядывать почаще…

Беседу вела Алла ДОБРОСОЦКИХ

Фото автора