В пост главное не еда

Петр Селинов

Мы продолжаем обсуждать на страницах «Прихожанина» различные вопросы, касающиеся темы поста. От чего в пост верующему следует отказаться и в чем можно сделать себе послабление? Как поститься больным? Следует ли мирянам поститься столь же строго, как и монашествующим? И как правильно выходить из поста, чтобы не навредить своему организму? За ответами на эти вопросы мы обратились к иеромонаху Феодориту (Сеньчукову), который не только является священнослужителем, но и работает на «Скорой» и может оценить пользу поста не только с точки зрения душевного здоровья, но и физического.

– Отец Феодорит, в чем главный смысл поста?

– Если подумать, идея поста впервые была предложена еще в раю. Ведь заповедь о невкушении с древа познания и зла – это и есть первый пост, который, увы, наши прародители не выдержали. В результате мы с вами получили дебелость нашей плоти, ее тленность и смерть.

А ведь именно плоть отдаляет нас от Бога. Господь хочет, чтобы мы приблизились к Нему, но плоть пробуждает в нас различные страсти, которые порождают грехи и отдаляют нас от Бога. Взять, к примеру, вполне естественное чувство голода. Даже Господь испытывал его в период Своей земной жизни. Но именно чувство голода приводит нас к греху чревоугодия, и этого греха, к сожалению, не может избежать, практически, никто. Все мы периодически впадаем либо в чревобесие (когда съедаем больше, чем нужно), либо в гортанобесие (когда хотим съесть чего-нибудь вкусненького). И эти грехи отдаляют нас от Бога.

Пост – это время, когда мы отказываемся от своей плотяности (от слова «плоть»). В то же время, вступая в борьбу со своей плотью (не с телом, ибо это храм души, а именно с плотью), ограничивая себя, мы приближаемся к Господу. Известно, что сытый человек менее склонен к духовному, чем человек постящийся. Это не значит, что голодный всегда духовен. Нет, конечно. Но желудок, отягощенный пищей, мешает нам думать о Боге. Ведь процесс пищеварения, особенно мясных продуктов, требует со стороны организма больших энергозатрат. Кстати, именно поэтому рыба постнее мяса, потому что для переваривания мяса требуется больше энергии. Кроме того, сытый человек сонливый и вялый. И куда уж сонливому и вялому молиться и думать о своей душе и Боге.

«Христос в пустыне»
картина И.Н. Крамского

Но это лишь одна сторона поста. Другая – в подражании Господу. Мы знаем, что Иисус, перед тем как выйти на Свое служение, 40 дней постился на горе Искушений. Спаситель воспринял человеческую природу и до начала Своего служения жил обычной человеческой жизнью. А перед тем как отправиться проповедовать людям Новый завет, Христос ушел в пустыню, где постом освободил Свое тело от дебелости плоти, ее греховных ощущений. «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» (Лк. 4, 1–2). Поэтому и мы в подражание Спасителю постимся, чтобы приблизиться к Нему и вместе с Воскресшим Господом встретить Пасху.

Есть у поста и третий важный момент – дисциплинарный. Раз Церковь установила посты, мы, как ее верные чада, должны их соблюдать.

– Отец Феодорит, миряне и монашествующие постятся одинаково, точнее, миряне постятся по монашескому уставу. Не имеет ли смысл сделать для мирян отдельный устав поста, дав им некое послабление?

– А зачем? Вы считаете, миряне слабее духом или в вере, чем монашествующие? Сомневаюсь. В патериках приводится такая история. Один монах (к сожалению, я запамятовал его имя) жил строгой, аскетичной жизнью, соблюдал посты, много молился, но при этом в душе часто задавался вопросом, насколько он приблизился к Богу. И хотя окружающие называли его святым, сам он испытывал по этому поводу большие сомнения. И Господь в ответ на его вопрос послал ему ангела, который показал ему некоего ремесленника. Тот жил в городе со своей семьей и занимался обычным ремесленным делом, то есть жил обычной мирской жизнью. При этом он много молился, воспитывал детей в христианской вере и всегда и во всем был готов помочь людям, нуждающимся в помощи. И ангел, указывая на этого мирянина, сказал монаху: «Вот человек, который приблизился к Богу более, чем ты». Так что не стоит думать, что миряне слабее духом, чем монахи, и им нужен какой-то особый постный устав с послаблениями.

Кроме того, где вы сейчас найдете монаха, который постится строго  по Типикону. Возможно, в какой-нибудь заброшенной пещере в глухом лесу. Зайдите в любой монастырь с самым строгим уставом, и вы вряд ли найдете там монахов, которые так строго постятся. Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой. Святые старцы уходили в пустыню, питались травами и пили родниковую воду. Они не пасли коров, не рубили дров, не пахали землю. А сегодня в любом монастыре у каждого монаха есть немало послушаний, порой, физически очень тяжелых. Монахам приходиться и землю копать, и дрова рубить, и трактор водить. Ведь в наши дни каждый монастырь по сути своей является самоокупаемым хозяйством. Если монахи перестанут работать, они просто умрут с голоду, а их обитель придет в упадок.

Другое дело, что в каждом монастыре есть свой устав, свои правила. К примеру, моя дочка живет в Якутии, и там монахи во всей епархии в пост едят рыбу. Вы спросите, почему? Да потому что у них там нет ничего, кроме рыбы, мяса и молока. Сами видите, из чего им приходится выбирать.

Я не думаю, что есть смысл создавать отдельно уставы для монашествующих и мирян. Поскольку в реальной жизни и миряне, и монахи не постятся по Типикону и имеют разные послабления. Гораздо важнее, чтобы каждый человек – будь то монах или мирянин – понимал, какой именно пост ему по силам. И не брал бы на себя ни лишнего подвига, ни лишних послаблений. А для этого постящемуся человеку, во-первых, нужен духовник, который его направит и подскажет, в чем можно сделать себе послабление, а в чем – недопустимо. И, во-вторых, важно понимать, что главное в пост не еда, а молитва.

– А что делать недавно воцерковившемуся неофиту, который еще не обрел своего духовника? Он ходит в храм и за советом обращается к разным священникам. Один говорит ему о строгом посте, другой – о некотором послаблении… Как ему поступить?

– Мой совет: иметь на плечах голову и соблюдать во всем умеренность. Есть такое понятие – «царский путь», когда человек выбирает себе среднюю дорогу. Он не пытается, образно говоря, воспарить к святым угодникам, но и не позволяет себе каких-то сильных послаблений. Выбирая «царский путь», верующий может ограничить себя в еде, отказаться от мяса и молочного. А если по каким-либо причинам – из-за болезни или финансовых возможностей (ведь бывает и так, что человеку хватает денег лишь на сосиску или пирожок с яйцом и рисом) – верующий вынужден нарушать пост в еде, он должен усилить его в чем-то другом: молитве, делании добрых дел, помощи близким…

– Отец Феодорит, а почему все же мы не можем поститься по Типикону?

– А вы попробуйте! К примеру, Типикон предписывает в первые два дня с начала Великого поста не есть ничего: ни хлеба, ни воды, – а в следующие дни на первой седмице вкушать лишь воду и финик. И только в пятницу можно съесть вареные бобы. Не всякий сможет так питаться и при этом работать.

Поэтому в Церкви существует иной устав. В дни Великого поста вся неделя – вареная пища без масла. Среда и пятница – сухоядение (пища невареная, овощи и фрукты, печеная картошка). Для монашествующих сухоядение предполагается еще и в понедельник. В субботу и воскресенье – вареная пища с вином и елеем (маслом).

Кстати, в среду и пятницу Великим постом мы постимся строже, чем в другие дни, хотя в Типиконе такого указания нет. Потому что по Типикону предполагается во все дни, когда совершается Литургия (кроме суббот и воскресений, это именно среды и пятницы), причащаться Святых Христовых Таин, что является праздником. В праздник же ради утешения положено вкушать вино. Но мы в обычной жизни не причащаемся каждый день, и потому в эти дни пост у нас более строгий.

– Есть пищу с растительным маслом можно только в выходные и праздничные дни. А что плохого в том, чтобы готовить себе еду на растительном масле и в другие дни?

– В вопросе поста нельзя рассуждать с позиции плохо – хорошо. Таков церковный устав. Каждый человек сам выбирает свою жизнь, сам решает, следовать ли церковному уставу или нет. Почему наш устав таков? Мысль проста: чем меньше мы будем думать о еде, ее приготовлении, тем больше будем думать о Боге.

– А почему в среду и в пятницу дозволяется картошка печеная и не допускается вареная?

– В древности не было и печеной картошки. Изначально сухоядение в церковном уставе предполагало лишь немного фруктов, изюм и воду, то есть припасенной еды, которая могла бы дать человеку энергию, необходимую для молитвы. Печеную картошку добавили уже мы в России, чтобы хоть как-то поддержать свои слабые силы.

– Но ведь Россия и Палестина сильно различаются по своим климатическим условиям. В жаркой Палестине можно съесть горсть изюма или дюжину фиников, а нам в холодной России, чтобы поддержать силы, требуется еда посущественнее.

– Поэтому на постный стол в России добавляются соленые грибочки, квашеная капуста, печеная картошка, овощное рагу…

– А чем вызвана необходимость в среду и пятницу пить «неподогретое питье»? Это в нашу-то холодную зиму? Почему нельзя пить горячий чай?

– А откуда вы взяли указания про «неподогретое питье»?

– Эта информация приводится в ряде церковных календарей и на интернет-сайтах, где размещены церковные календари. Там так и указано – «неподогретое питье» по понедельникам, средам и пятницам…

– В Типиконе такого нет. И в календаре Патриархии такого нет. Эти придумки – благочестивая традиция русского народа. И я не советую верующим руководствоваться подобными календарями. Давайте не путать благочестивые традиции народа с церковным уставом. Если брать церковный устав, то там вообще полагается вкушать пищу лишь раз в день – вечером. И все! И лишь в субботу и воскресение едят два раза. А в праздники – три.

Подчеркну еще раз: принимать «неподогретое питье» – это благочестивая традиция русского народа. И подобных традиций, не совпадающих с церковным уставом, у нас немало. Часто они возникают из-за путаницы, недопонимания церковных текстов. К примеру, сказано в уставе: на первой седмице «пиемши квас» и «едимши варение с укропом». И русский человек, видя слово «квас», наливает себе любимый русский напиток. Хотя на самом деле имеется в виду не именно напиток квас, а сквашенное питье. И «укроп» – это не трава, которую мы добавляем к картошке, а… кипяток, то есть «едим вареную пищу с кипятком». И когда на первой седмице предлагается «едимши хлеба с укропом», то, как вы теперь поняли, предлагается есть хлеб с кипятком, своего рода хлебную похлебку.

А так, конечно, пост в разных странах учитывает особенности климата и национальных традиций. Приведу вам такую историю. Один греческий архимандрит сказал, что Великим постом можно пить пиво каждый день, вино в уставные дни, а водку нельзя совсем. Вы думаете, это указание можно перенести на русскую почву? Сомневаюсь! От нашего пива можно быстро захмелеть, а греческое пиво совсем не похоже на наше традиционное пиво, оно невероятно легкое, пьется как вода, и в нем алкоголя не больше, чем в нашем квасе. Греки пьют свое пиво, как мы с вами пьем квас.

И по поводу пить «неподогретое питье» повторюсь: руководствуйтесь только календарем Патриархии. Великим постом верующий может пить как квас, так и горячий чай.

– Отец Феодорит, тогда давайте проясним. Что в пост точно есть нельзя и что в какой-то мере допустимо?

– В пост категорически нельзя есть мясо. Все остальное – по человеческим и финансовым возможностям.

К примеру, в некоторых случаях можно молочное, но кому? Болящему! И только с разрешения духовника. В свое время Патриарх Алексий II всем учащимся разрешил в пост есть творог и молоко. Даже семинаристам. Кстати, в семинарии Великим постом разрешается и рыба. Но благочестивые семинаристы ее не едят, а те, кто послабее, вкушают.

Если бы мы с вами были святы, вопросы еды нас так не волновали бы. Вот вам еще одна история из патерика. Однажды святые старцы пришли в гости к местному царю, и царедворцы решили над ними подшутить – подали им на обед мясо. Святые старцы его съели, и царедворцы начали над ними насмехаться: «Как же так? Вы святые, а едите мясо». На что старцы ответили, что они не ведали, что едят мясо, и были уверены, что им подали овощи. Для человека святого абсолютно все равно, что есть. Сам он мясо не выберет, а если ему подсунут, то он и не заметит, что съел мясо.

Хочу подчеркнуть один важный момент: для поста еда – не главное. Она вообще не важна! Вопрос: для чего мы постимся? Едим мы что-то или не едим – это нас не приближает к Богу и не отдаляет от Него. Еда – это только средство, а не самоцель.

И не стоит думать, что голодающий человек ближе к Богу. Я могу вам расписать постный стол таким образом, что вы будете сыты и при этом не нарушите канонов. Немало есть блюд питательных и вкусных и в то же время постных. Когда я прихожу к себе на подстанцию «Скорой помощи» и приношу с собой свою постную еду, то мои коллеги смеются, говоря: «Так, как питается наш батюшка, никакого мяса не нужно». Работа на «Скорой» очень тяжелая, и на одних финиках далеко не уедешь. Постный стол можно сделать очень разнообразным: каши, макароны, картошка, грибы в разных видах, соленья, овощные рагу, фаршированный рисом и овощами перец… В воскресные и праздничные дни всякие омары-кальмары…

– Кстати, по поводу «омаров, кальмаров»... Греки их в пост едят. А для нас они допустимы – все эти креветки, мидии, кальмары, омары?

– В выходные и праздничные дни, когда можно масло, тогда же можно и креветки, и раков, и кальмары, и омары. Если, конечно, человеку они по средствам. На Благовещение и Вербное допустима рыба. Греки, кстати, во все дни едят неочищенную рыбную икру. А в другие дни верующему остаются каши, картошка, макароны…

– …Отец Феодорит, простите, что перебиваю. А если человеку по здоровью мучное противопоказано. Сразу выпадают макароны, хлеб и прочее. Как тогда ему питаться?

– А в чем проблема? Кто мешает ему есть кабачки, баклажаны, овощное рагу? Надо только понимать: Богу нужно наше сердце, а не наш больной желудок. Не надо себя изводить, чтобы в пост оказаться в больнице, но не надо искать себе и лишних поблажек. Вот я, к примеру, диабетик и не могу есть булки. Так я легко приготовлю себе тушеные баклажаны или овощное рагу.

– И все же: как врач, как бы Вы посоветовали поститься больным людям?

– Это во многом зависит от болезни. При каждом заболевании существует своя определенная диета. Если у человека, к примеру, больной желудок, то он, как минимум, должен часто питаться, и в этом случае монастырское правило вкушать пищу один раз в день для него категорически не подходит.

Если человек по медицинским показаниям должен пить куриный бульон или есть творог, то он должен так питаться и во время поста. Зачем вредить своему организму и вгонять себя в гроб? При этом верующий должен понимать, что раз он – пусть и по медицинским показаниям – идет на ослабление поста телесного, то должен усилить свой пост в чем-то другом: в молитве, помощи ближнему…

Порой мы забываем еще об одном важном нюансе. Во время поста мы не только меняем свою пищу качественно, но и количественно. И те деньги, которые не тратим на еду, мы можем отдавать на благотворительность, на помощь другим людям. И совсем уж глупо, когда человек накупает себе каких-то сверхдорогих продуктов только потому, что они постные. Одно дело, если омара ест французский рыбак, только что выловивший его в море. Для французских рыбаков омары, возможно, самая дешевая еда. И совсем другое дело, когда состоятельный москвич в пост выбирает себе омарную диету. Вот это совсем не постный подход, не христианский.

Или другой пример. Меня однажды спросили, можно ли в пост есть печеный картофель, фаршированный грибной икрой. На первый взгляд, почему бы и нет. Продукты-то все постные. Но вы подумайте, сколь трудоемко приготовление этого блюда! Сколько времени и сил человек может потратить, чтобы потешить свой желудок. И это вместо молитвы или благих дел!

– Отец Феодорит, а как правильно выходить из поста? Помнится, врачи одной больницы рассказывали мне, что, едва заканчивается Великий пост, к ним везут многочисленных бабушек и дедушек с различными проблемами: у кого рези в желудке, у кого желчный пузырь выходит из строя… Наверное, Вы на «Скорой» с подобным сталкивались?

– Да, к сожалению, есть такая проблема. Дело в том, что бабушки и дедушки нарушают главное правило и на Пасху входят в грех. В этом-то как раз и проявляется грех чревоугодия. Постились-постились верующие – а тут и Пасха наступила! Можно есть все, что раньше было не велено. Вот люди и отрываются. А потом попадают в больницу.

Здесь главное правило: выходя из поста, на Пасху не надо набрасываться на жирную пищу, не надо набивать себе желудок всем, что стоит на столе. Съешьте пару яиц, кусочек кулича, немножко творожной пасхи. И достаточно! И чуть погодя можно переходить к пище более тяжелой и жирной. Пусть организм перестраивается постепенно. Но, поймите, это проблема не поста, а человеческого невоздержания.

– Пост – это не только еда. В чем еще верующий должен себя ограничивать?

– В пост однозначно запрещены супружеские отношения. Конечно, в жизни всякое бывает: молодые супруги, недавно женаты, не удержались. Но, в принципе, интимные отношения в пост недопустимы!

– Но бывает же так, что женщина церковная, строго постится, а ее муж, скажем, не сильно верующий и может настаивать на интимной близости. Как ей тогда быть?

– Надо договариваться с супругом. Конечно, «тело жены принадлежит не жене, но мужу. И тело мужа принадлежит не мужу, но жене». Но я не знаю ни одного человека, который не мог бы выдержать 50 дней без интимной близости, и считаю, что супруги вполне могут договориться по этому вопросу. Если же муж будет настаивать, женщина, наверное, должна уступить. Зачем же в пост намеренно идти на конфликт с мужем. При этом она должна понимать, что идет на ослабление своего поста и должна усилить свой молитвенный и благотворительный подвиг.

А если пытаться перечислять все то, чем в пост заниматься нельзя, то надо понимать следующее: грех не столько само действие, которое вы совершаете, а пристрастие к этому действию. Смотреть ли телевизор в пост? Наверное, не страшно, если вы посмотрите, к примеру, один раз в день новости, чтобы быть в курсе событий, или вашу любимую передачу. Но грех и нарушение поста, если вы не можете оторваться от телевизора, просиживая у экрана вечер за вечером, вместо того чтобы молиться.

Греховных действий, которые мы совершаем в обычной жизни, не так много. Просто мы не задумываемся о том, что такое грех. Кто-то любит болтать по телефону, кто-то – сидеть в интернете, кто-то – смотреть телевизор или играть в игры на компьютере. Повторюсь: грех не само действие, грех – пристрастие к нему.

Не зря, когда речь заходит о посте для маленьких детей, мы говорим, что нельзя лишать детей мяса, но надо ограничивать их в том, к чему они испытывают тягу: сладкое, компьютерные игры, интернет.

Каждый человек сам прекрасно осознает, к чему он питает пристрастие, склонность, тягу. И во время поста он должен ограничивать себя в своих пристрастиях. Именно поэтому так важно, чтобы верующий по всем вопросам соблюдения поста общался со своим духовником. Ведь тот хорошо знает слабости своего духовного чада. Одному надо поменьше есть, другому отказаться от каких-то иных пристрастий: курения, выпивки, интернета, телевизора. И вместо этого больше сил уделять молитве и благим делам…

– Кстати, о благотворительности… Известно, что в Москве существует разветвленная мафиозная сеть нищих и попрошаек, которые оккупировали московские улицы, метро, церкви. Как тут быть верующему: подавать ли нищим, просящим у храма?

– Подавать или не подавать нищему – этот вопрос каждый решает для себя сам. Ведь когда человек творит благо, он творит его для своей души, не гадая, в чью протянутую руку он кладет монетку: профессионального попрошайки или бедной старушки, которой не хватает пенсии на жизнь.

Но благотворительность ведь не сводится только к тому, чтобы подавать нищим возле храма. Деньги можно переводить в благотворительные фонды, которых немало: «Милосердие», «Кислород», «Предание», «Подари жизнь», «Линия жизни»… Они собирают деньги на лекарства и лечение, аппаратуру для больных и инвалидов. А можно просто прийти в детский дом и предложить свою помощь. Или принять участие в работе волонтерских бригад. В конце концов ваша помощь, возможно, нужна кому-то из ваших близких или дальних родственников, знакомых или соседей. Надо просто открыть свое сердце, оглянуться по сторонам и поискать, кому вы можете помочь. Так что в пост надо не с грустью смотреть на полупустой холодильник, а определить для себя, какой дорогой мы идем к Богу.


 Типикон – церковная книга, содержащая устав богослужения, правила о постах и монастырском общежитии.