Наследие Святой Руси и вызовы современного мира

Петр Селинов

22 января в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений в Госдуме РФ прошел круглый стол, посвященный теме: «Наследие Святой Руси и вызовы современного мира». Модераторами на нем выступили председатель Комитета Госдумы по международным делам А.К. Пушков и Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

В работе круглого стола приняли участие члены Госдумы РФ, представители духовенства и различных общественных и научных организаций,  в частности: председатель Комитета ГД по делам Содружества Независимых Государств Л.Э. Слуцкий; председатель Комитета  ГД по вопросам семьи, женщин и детей Е.Б. Мизулина; секретарь Отдела Внешних церковных связей Московского Патриархата по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий (Звонарев); протоиерей Димитрий Смирнов; директор Института Российской истории РАН Ю.А. Петров; председатель Попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства» Н.В. Якунина; вице-президент Фонда Русско-Сербской дружбы иерей Александр (Петряков); главный редактор портала «Религия и СМИ» А.В. Щипков и др.

Открывая работу круглого стола, председатель Комитета Госдумы по международным делам А.К. Пушков напомнил собравшимся о парижской трагедии, когда в результате атаки террористов погибли сотрудники редакции журнала «Charlie Hebdo». При этом он отметил, что подобные трагедии вызваны заблуждением Запада о том, что якобы свобода печати позволяет ломать традиционные ценности и заниматься «экспансией своей системы ценностей». Как заметил Алексей Константинович, под видом демократических свобод нам, России, «пытаются навязать новую неприемлемую систему ценностей, которая, естественно, вызывает сопротивление»: особое отношение к сексуальным меньшинствам, принятие однополых браков и т.д.

Говоря о парижской трагедии, А.К. Пушков, добавил, что само «французское общество далеко не так едино, как нам показывают западные СМИ. 42 процента французов осуждают карикатуры на пророка Магомета и Иисуса Христа, которыми всегда было полно такое издание, как “Charlie Hebdo”, 50 процентов французов считают, что нужно ввести ограничения на так называемую свободу самовыражения в Интернете. Французское общество более консервативно в этом вопросе, чем нам пытаются показать». И те, кто вышел на демонстрацию, сказал А.К. Пушков, протестовали против терроризма,  но они не выступали в защиту этих карикатур  они защищали свою культуру, а не свободу провокации. И сейчас во Франции «идут дебаты, правомерно ли оскорблять святыни». По словам председателя Комитета Госдумы по международным делам, парижские события вызвали некоторое отрезвление западного общества.

Наша задача, сказал Алексей Константинович Пушков, найти «правильный баланс между современным и традиционным, между тем, что является основой нравственности,  и тем, что является мотором для движения вперед… И сегодня совершенно справедливо Патриарх Кирилл сказал, что свобода выбора, оторванная от нравственности, является порочной, потому что  абсолютизация свободы выбора  может привести к абсолютизации выбора зла… И когда свобода начинается оборачиваться против самой себя, мы получаем новую диктатуру». Россия призвана сыграть особую роль, заметил А.К. Пушков, мы можем и должны защитить традиционные ценности.

А.К. Пушков передал слово Председателю Отдела внешних церковных связей митрополиту Волоколамскому Илариону, который сказал, что эти Рождественские встречи проходят в неспокойной обстановке. «Она требует от общества мобилизации всех сил: физических и духовных,  заметил Владыка.  И нам требуется понять, в правильном ли направлении мы движемся, не потеряли ли мы из виду путеводную звезду исторического развития». Таким ориентиром, по словам митрополита Илариона, является тысячелетний опыт нашей страны, наследия Святой Руси.

Отвечая на вопрос о том, что мы понимаем под понятием «Святая Русь», Владыка сказал: «Академик Лихачев так сформулировал ответ на этот вопрос. Это вовсе не то же, что Россия. Это не вся страна в целом со всем греховным и низким,  что в ней всегда было. Понятие «Святая Русь» объединяла все самое светлое, священное, незапятнанное, святое. Оно освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное… и было бессмертным».

«Ценности Святой Руси раскрываются перед нами  в православной нравственности и братолюбии, особым отношением к труду как добродетели, нестяжательстве, взаимопомощи»,  сказал владыка Иларион.  Митрополит подчеркнул, что именно в христианской вере истоки нашей культуры. «Вера, принятая и переданная народу князем Владимиром, стало семенем, которое упало на благодатную почву и принесло духовные плоды. Сонмы святых ходатайствуют за русскую землю и русский народ».

Далее владыка Иларион затронул тему угроз Православию и России, которые исходят от безбожного мировоззрения. «Атеизм, облекшись в маску секуляризма и либерализма, стал сегодня чуть ли не доминирующей религией на европейском пространстве, сказал митрополит Иларион. – Процесс секуляризации, отрицание абсолютной истины, устранение самого понятия греха из общественного сознания, доминирование идеи нравственного релятивизма достигает в наши дни невиданного размаха. Наступление идет по всем фронтам». Владыка перечислил наиболее страшные угрозы, идущие к нам с Запада: поддержка абортов, однополых браков, эвтаназии, сексуальных меньшинств.

Говоря о легализации однополых союзов, Владыка заметил, что далеко не все на Западе поддерживают эту идею. «Недавно мы стали свидетелями многотысячных митингов против уравнивания традиционной семьи с  парами нетрадиционной сексуальной ориентации. В итоге закон, предоставляющий гомосексуалистам равный статус и права с традиционными семьями, был принят французскими законодателями при полном игнорировании этических аспектов этой проблемы, а протестующих разогнали с помощью дубинок и слезоточивого газа». Такое положение в обществе митрополит объяснил тем, что небольшие, но влиятельные секулярные группы навязывают свою идеологию народу под предлогом защиты прав человека. «По сути, права человека превратились в инструмент манипулирования большинством,  сказал владыка Иларион. – Таким образом, борьба за права человека становятся диктатурой меньшинства по отношению к большинству».

Такое извращенное понятие прав человека, по словам митрополита, в западном обществе приводит к эвтаназии детей, за которых фактически взрослые решают, жить им или умирать. И к абортам, которое западные идеологи трактуют как «неотъемлемое право женщин распоряжаться своим телом, а отрицание личностного статуса плода – второй основополагающий принцип защитников абортов».

Юридическое принятие аборта говорит о разложении общества, заметил владыка Иларион. Именно поэтому, заметил Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата,  сегодня в стенах Госдумы Святейший Патриарх Кирилл призвал к решительной борьбе с абортами в нашем Отечестве. Но борьба с абортами должна вестись не только в запретительной форме, но и в форме помощи женщинам, которые, по словам митрополита, «находятся в зоне риска прерывания беременности». Нужна консультативная помощь будущим мамам, поддержка беременных женщин и помощь им в период вынашивания ребенка и после родов, а также помощь многодетным семьям, ожидающим прибавления.

Но почему так получилось, что западные страны стали на путь уничтожения нравственных ценностей, задался вопросом владыка Иларион и пояснил, что дело здесь в том, что в какой-то момент своего бытия европейское общество отказалось от приоритета веры. «Возведение прав и свобод человека в идеал и абсолютную ценность привели к вытеснению религии из публичной жизни, отказу от норм традиционной морали,  сказал митрополит.  Но если нравственность становится относительной, тогда свобода становится вседозволенностью, поскольку только нравственность  способна ограничить и направить к добру свободный выбор человека».

Заканчивая свое выступление, митрополит Иларион заметил, что идеалы Святой Руси мы должны защищать, чтобы сохранить нравственные традиционные ценности, которые присущи нашей стране.

Председатель Комитета  ГД по вопросам семьи, женщин и детей Е.Б. Мизулина подчеркнула важность выступления Святейшего Патриарха Кирилла в Госдуме и предложила сделать такие встречи со Святейшим ежегодными. Кроме того, Елена Борисовна заметила, что, говоря о наследии Святой Руси, мы прежде всего должны для себя уяснить ряд важных моментов. Кто мы есть? Являемся ли мы наследниками святого князя Владимира? Можем ли в полной мере считать себя православными? Ведем ли мы христианский образ жизни? В чем заключаются нравственные устои православного человека? Без честного ответа на эти вопросы, по мнению Елены Борисовны, трудно приблизиться к пониманию наследия Святой Руси.

В своем выступлении Е.Б. Мизулина особо остановилась на задачах, которые сейчас стоят перед нашим обществом и о которых говорил в своем выступлении Святейший Патриарх Кирилл.  Прежде всего о тех угрозах, с которыми сталкивается российская семья.  По словам Елены Борисовны, «семейное неблагополучие – это сырье, на котором наживаются те люди, которые в этом заинтересованы. Это те, кто наживаются на обороте наркотиков, на алкоголизации населения, сексуальной эксплуатации детей. Мы должны законодательным путем устранить эту среду».

Отдельно председатель Комитета  ГД по вопросам семьи, женщин и детей остановилась на теме абортов. «Сегодня растет число медикаментозных бортов, сказала Е.Б. Мизулина. – Это аборты за счет употребления таблетки “беби-капут”… У нас хаотичное распределение этих средств.  Фактически это яд, который может сделать  девушку впоследствии недетоспособной. Мы подготовили три законопроекта». По мнению Елены Борисовны, лицензирование позволит понять, кто делает аборты, потому что зачастую невозможно проконтролировать тех врачей, которые делают аборты. Важно также принять закон, отметила Елена Борисовна, который будет регулировать оборот лекарств, который ведет к прерыванию беременности. Также необходимо принять законопроект, «чтобы были введены видео- и аудиопрослушивание сердцебиение плода,  сказала Е.Б. Мизулина, – чтобы это услышала женщина до того, как решится на аборт».

В вопросе суррогатного материнства председатель Комитета  ГД по вопросам семьи, женщин и детей сказала, что надо ввести уголовное наказание за коммерческое суррогатное материнство. «Этот закон позволит уйти от торговли женским телом, эмбрионами»,  сказала Елена Борисовна.

В своем выступлении Е.Б. Мизулина коснулась и проблемы финансирования православных гимназий и школ. Она указала на то, что существуют конституционные нарушения в этом вопросе, что православные школы получают в два раза меньше финансирование, чем общегосударственные школы. И по этому поводу Елена Борисовна даже обращалась к мэру Москвы Сергею Собянину. «Мы, русские, сильны только тогда, когда нами руководят нравственные законы»,  подчеркнула Елена Борисовна.

Протоиерей Димитрий Смирнов сказал, что наследие Святой Руси колоссально, потому что это наследие Восточной христианской цивилизации. Говоря о современных вызовах, отец Димитрий заметил: «В наследство мы получили главное – само христианство. Это то главное, чему Господь хотел научить людей. А что этому противостоит? Этому противостоит диавол, который есть отец лжи. Беда Западного общества в том, что политики глумливо лгут, транслируя чужие мысли».

«Есть только две парадигмы,  сказал протоиерей Димитрий Смирнов. – Одна – Христос и Царство Небесное. И вторая – золотой телец и преисподняя. Нельзя служить Богу и мамоне… Речь сейчас идет о том, станем ли мы сегодня проповедниками инфернального сатанинского зла или сумеем ему противостоять». Как противостоять? Димитрий Смирнов говорит, что надо вспомнить, о чем говорил Христос. Об очищении самих себя. «Надо очистить телевидение, которое во многих своих проявлениях несет  сатанинское зло. Очистить от  сатаны школу и наши улицы. Нам надо прийти к христианскому образу жизни. Поднять знамя Христа».

Последним за круглым столом было яркое выступление вице-президента Фонда Русско-Сербской дружбы иерея Александра (Петрякова). Он, в частности, коснулся темы союза Церкви и государства.  «Если этот союз будет, то будет победа»,  сказал он. Иерей сказал, что беззаконию в мире противостоит сдерживающая сила. «Беззаконие определяется как “аномия”, а удерживающая сила как “катехон”… Господь при всей нашей свободе выбора ждет от нас твердости… Христос все время оставляет нам свободу…  Всякий раз, когда наше государство принимает правильные законы в парламенте, соответствующие Законам Божиим, оно становится катехоном, удерживающей силой. Когда же мы принимаем ювенальную юстицию, защищаем права секс-меньшинств, мы становимся аномией. Мы колеблемся то туда, то сюда. В конечном счете мы должны выбрать, идем ли мы за Христом как Россия или не идем… Если наш союз (Церкви и государства) будет плодотворен, то эту стену не разрушит никто». Мысль, которую выразил иерей Александр, присутствовала практически во всех выступлениях, которые прозвучали на этом круглом столе.