«Сражаемся за право оставаться собой»

Игумен Иннокентий (Ольховой)

Эконом Данилова монастыря Москвы игумен Иннокентий (Ольховой) постоянно принимает участие в экспедиции «Голоса погибших кораблей» в качестве дайвера-исследователя и подводного оператора. В мае 2024 года завершился очередной этап экспедиции. На этот раз членами команды Константина Богданова на глубине 54-х метров в Финском заливе был обнаружен теплоход «Выборг», который затонул 3 июля 1941 года во время следования в порт Таллина. Отец Иннокентий согласился подробнее рассказать нам о задачах экспедиции и значении увековечения памяти героев, положивших свои души за Отечество.

— Отец Иннокентий, в мае завершился очередной этап экспедиции «Голоса погибших кораблей». Расскажите, пожалуйста, подробнее о результатах проделанной вашей командой работы.

— Мы продолжили поиски и идентификацию кораблей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Майская экспедиция была посвящена трем объектам, предварительно они были зафиксированы с помощью гидролокаторов. Радары показали нам местоположение судов,  затонувших, предположительно, в период войны. Эти суда еще не были найдены и идентифицированы. Погружаясь, мы опознали корабли. Выяснили, что одним из них было транспортное судно под названием «Выборг». Корабль длиной 110 метров был построен в 30-е годы в Германии. Перед войной он пришел в Советский Союз и по каким-то причинам задержался здесь. Затем советское правительство выкупило его у Германии.  С началом войны поступил на службу в Балтийский флот. В июле 1941 года, когда уже началась Великая Отечественная война, он шел в Таллин, чтобы эвакуировать оттуда наших граждан. Но по пути в столицу Эстонии его атаковала финская подводная лодка, и корабль затонул. Финляндия тогда уже воевала на стороне Германии. К счастью, экипаж сумел спастись. Команда успела подать сигнал на берег о помощи, пришедшие суда отогнали подводную лодку и подобрали членов экипажа, которые пытались на шлюпках добраться до берега. Погиб только один человек – боцман корабля. По нему мы отслужили панихиду.

— В средствах массовой информации звучало, что на затонувшем судне членами экспедиции был обнаружен колокол, или, говоря языком моряков, рында…

 .

— Да, колокол уцелел и нам удалось поднять его. Есть такая морская традиция: когда корабль строится, то на колокол наносят гравировку с названием судна. И если имя корабля впоследствии может меняться, то имя колокола остается неизменным. Став частью советского Балтийского флота, корабль приобрел название «Выборг», а изначально носил имя столицы Египта – «Каир». Он был построен на верфи в немецком городе Бремен, соответственно на колоколе можно прочесть два слова – Бремен и Каир. Тогда посредством Суэцкого канала бурно развивалась торговля, и этому большому транспортному судну, видимо, предстояло совершать плавания через канал.

Колокол, наделенный глубоким красивым звуком, практически не пострадал. Надпись, состоящая из двух слов, тоже хорошо сохранилась, благодаря чему у нас появилась возможность идентифицировать корабль.  Надо сказать, что это самый большой колокол из всех, которые мы прежде находили на затонувших кораблях.

— Собственно название проекта «Голоса погибших кораблей» – это ведь о колоколах?

— Да, это как раз о колоколах. Обнаружив к настоящему времени уже достаточно много кораблей, мы практически на всех находили колокола. Они были целы и сохранили не только внешний вид, но и свое оригинальное звучание. Стоит лишь немного почистить их, и они снова готовы служить.

— А сколько всего колоколов было найдено вашей командой?

 .

— К настоящему времени мы подняли десять колоколов. Причем один колокол – с подводной лодки. Это совершенно уникальная находка, потому что субмарины тоже, конечно, имели судовые колокола, но, когда лодка уходит в плавание, колокола убирают внутрь. Соответственно их найти невозможно. Но эта лодка погибла в надводном положении. Ночью она напоролась на немецкую мину и очень быстро затонула. Колокол остался снаружи, благодаря чему мы его и нашли.  

Все корабельные колокола различаются и по размеру, и по звучанию. Говорят, что раньше моряки знали голос своего колокола как родной и могли в порту среди множества судов найти свой корабль в любое время суток, даже когда возвращались поздно вечером.

— Есть ведь и высокая цель, которую Вы преследуете, поднимая колокола? Не только идентификация кораблей?

— Да, есть. Мы планируем установить памятник погибшим кораблям, композиция которого будет включать в себя колокола с названиями всех  найденных нами судов. Проект памятника уже готов. Он представляет собой очертания большого колокола, как бы состоящего из «ребер» корабля. Может быть, Вы знаете, что строительство судна обычно начинается с создания каркаса или «ребер», на которые наращиваются обшивка и всё прочее. Наш памятник – это своего рода стилизация корабля, в пространствах между «ребрами» которого как раз и будут подвешены колокола. Автор проекта – протодиакон Игорь Михайлов. В прошлом художник, он окончил художественное училище, а теперь преподает в Московской духовной академии Свято-Троицкой Сергиевой лавры.  Памятник, как мы полагаем,  будет установлен в Кронштадте. В настоящее время идут переговоры об этом. Мы надеемся, что любой человек сможет подойти и позвонить в  корабельные колокола, что их голоса оживут и будут напоминать о героическом подвиге наших моряков.

— Интересная прослеживается параллель между церковными и судовыми колоколами… Есть что-то общее между ними, верно?

 .

— Да. Колокола на службе в церкви призывают к молитве, нас призывают к небу. В монастыре регламентируют жизнь братии, подают сигналы к службам, трапезе, другим событиям монастырской жизни. Корабельные колокола тоже регламентируют жизнь команды. Основным их назначением всегда было отбивать так называемые склянки, определенные промежутки времени, чтобы люди понимали, когда происходит смена вахты. Вообще вся корабельная жизнь была привязана к ритму, который задает корабельный колокол. И в тоже время голос колокола – это голос души корабля, подобно тому, как голос церковного колокола – это молитва, запечатленная в звуке.

— Отец Иннокентий,  будут ли потомки  и родственники моряков, которые погибли на кораблях, найденных вашей командой, извещены  о том, что память об их родных планируется увековечить в виде памятника?

— Конечно. Всех, кого мы знаем и с кем поддерживаем связь, оповестим сами. Сообщение об этом событии обязательно появится в средствах массовой информации и интернете.  Также об открытии памятника сообщит Российское географическое общество. В общем, приложим все усилия к тому, чтобы как можно больше людей об этом узнало.

— Скажите, а почему нам так важно хранить память о тех, кто положил свои души за победы нашего Отечества?

— Не зная истории, мы не сможем созидать свое будущее. Если мы забудем прошлое, то у нас не будет и настоящего. Ведь у Бога нет времени, нет прошлого и будущего, нет мертвых, всё живо, и все живы. Есть вечность. Лишая себя прошлого, мы лишаем себя части бытия.

— Что, по Вашему мнению, из прошлого людям, живущим в нашей стране, важно знать? Что позволяет нам надеяться на то, что мы не лишимся будущего?

 .

— Важно знать историю своей страны и своего народа. Мы просто не имеем права ничего вычеркивать. Чем лучше мы будем знать историю, чем честнее оценивать те или иные события прошлого, тем глубже сумеем разобраться в проблемах настоящего. Зная о причинах, а тем более о последствиях тех или иных событий, войн, революций и других катаклизмов, мы получаем возможность не повторять прежних ошибок. История нашего Отечества – это учебник, который помогает нам правильно понимать происходящее сегодня.

Каждая война имеет свои причины. И дипломатические, и морально-этические, и военные... Любая война происходит тогда, когда не удалось что-то решить другим путем. Это можно увидеть и сегодня на примере специальной военной операции. Когда мы не считали необходимым вкладывать средства в отношения с Украиной, западный мир, понимая, что для него стратегически важно сделать наши народы врагами, тратил на это огромные деньги. В детских книжках и школьных учебниках, издававшихся на Украине на средства и по инициативе западных партнеров, русский народ был представлен врагом, агрессором, демонизировалось всё русское... Это было сделано для того, чтобы воспитать в братском народе ненависть к нам, чтобы рассорить нас друг с другом. Мы не сумели ничего противопоставить, и поставленная цель была западом достигнута. Когда началась спецоперация, оказалось, что мы плохо подготовлены и к военным действиям. Теперь эти уроки мы усваиваем с кровью и потерями, которые вынуждены нести.

— Обычно у каждого народа, который участвует в войне, – своя правда.  Почему для России и ее граждан так важна победа?

— Есть такое понятие «цивилизация Россия», и это многое объясняет. Мы знаем, что на земле было несколько цивилизаций – цивилизации шумеров, ассирийцев, критская цивилизация, – которые исчезли. Так вот мы не хотим исчезнуть, мы хотим жить дальше в своей цивилизации, со своими традициями и своими ценностями, которые мы почерпнули из своей истории,  своей веры… Российская цивилизация – это христианская цивилизация, более того, православная цивилизация, и мы этим очень дорожим.

— Даже зная из Священного Писания, что Апокалипсис неизбежен…

 .

— Конечно неизбежен. Но мы хотим дожить до Второго Пришествия в своей стране-цивилизации, оставаясь православными людьми. Мы не хотим быть язычниками, атеистами или еретиками, не хотим быть людьми, лишенными веры, семьи, человеческих отношений, сражаемся за право оставаться  собой и обязательно победим.

Беседовала Екатерина Орлова

Фото : игумен Иннокентий (Ольховой)

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!