Настоящий Илия Муромец. Часть первая

Николай Головкин

По минному полю всю жизнь – до конца.
Небесного всюду ты видел Отца.
Отцом ВДВ  многодетным ты был.
Примером своим вдохновлял, всех любил.
Прыжок с парашютом… Ты первый и тут.
И вот, помолясь, в бой солдаты идут.
Ты – есть! Не убит! Слава Богу, что был!
Молитв твоих просим, отец Михаил!
Николай Головкин, октябрь 2023 года

В ноябре 2023 года исполнился год со дня гибели Героя России протоиерея Михаила Васильева

Утром 6 ноября 2022 года в зоне СВО на самом опасном направлении, Херсонском, при исполнении пастырских обязанностей погиб протоиерей Михаил Васильев (1971-2022), клирик Московской епархии, настоятель храма Великомученицы Варвары и Преподобного Илии Муромца в городском округе Власиха Московской области, советник председателя Синодального отдела по Взаимодействию с Вооруженными Силами и Правоохранительными Органами Русской Православной Церкви.

Батюшка получил смертельное ранение от разорвавшегося в 3-х метрах от него снаряда, выпущенного украинскими нацистами из американской РСЗО HIMARS.

…Протоиерея Михаила Васильева – настоящего Илию Муромца нашего времени – называли «десантным батюшкой». Он был «по жизни на передовой».

* * *

Главным делом его жизни было воспитание военных священников. Они ведь не сидят на приходе, чтобы к ним шёл народ, наоборот, они сами идут к военным – в казармы, на плац, в клубы, в окопы. Так поступал отец Михаил и своим примером учил других иереев.

«В современной России институт военного духовенства только возрождается, – отмечал отец Михаил,  – ведь польза от священников в армии очевидна. Батюшки участвуют в самом важном деле – в духовной поддержке и воспитании воина-патриота. Они могут то, до чего просто не доходят руки у строевого офицера, – заглянуть в душу, в сердце солдата, утешить, направить, вовремя сказав единственно нужные слова».

Отец Михаил очень любил и уважал военных, на Рождество Христово и Пасху отправлял им целые машины гостинцев.

Он был воином Христовым и погиб, как воин среди любимых им десантников. О батюшке будут помнить не только военные, которых он окормлял, не только миряне – прихожане храмов, где он служил, и те, кто с ним встречался в разные годы при разных обстоятельствах, но и все, кому не безразлична судьба Отечества.

* * *

К годовщине гибели протоиерея Михаила Васильева Издательский Дом Академии Жуковского выпустил книгу «Воспоминания об отце Михаиле».1

В этой книге, подготовленной к изданию Клубом краеведов района Сокольники, собраны воспоминания современников о протоиерее Михаиле Васильеве, статьи в прессе о «главном священнике ВДВ» и интервью самого батюшки Михаила – Воина и Христианина, Священника и Человека. Книгу предваряет вступительное слово председателя Клуба краеведов района Сокольники Фёдора Александровича Евдокимова:

«<…> Очень надеюсь, что эта книга не только поможет сохранить память о Герое России, удивительном человеке и священнике, но и его образ, сотканный из десятков рассказов и публикаций, станет примером, ориентиром для подражания и стремления хоть чуть-чуть приблизиться к этому эталону Человека и Христианина».2

* * *

Михаил Владимирович Васильев родился 19 мая 1971 года в семье офицера.

«Сколько себя помню, меня всегда окружали военные, – вспоминал отец Михаил. – Жили мы в Ненецком автономном округе в военном городке, так что я с детства очень хорошо представлял себе, что такое армия».

Он окончил философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, где была военная кафедра, а затем аспирантуру.

* * *

К Богу молодой человек пришёл сам – по зову сердца. По словам товарищей, решение это принял из-за военных конфликтов, долгие годы терзавших нашу страну после гибели СССР. Крестился на втором курсе МГУ. 

…Таких как он в церковном мире – единицы. Сан священника получил, не имея духовного образования. Но прежде, в 2005 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, Михаил Васильев окончил Высшие академические курсы Академии Генерального Штаба ВС РФ. Был капитаном запаса.

…7 марта 1998 года  рукоположен в сан диакона, в сан иерея 27 апреля 1998 года. В 2008 году Святейшим Патриархом Алексием II возведён в сан протоиерея. Своим духовным наставником считал протоиерея Димитрия Смирнова.

* * *

Очень часто на нём вместо рясы был военный камуфляж. Свою службу нёс в зоне боевых действий, оружия в руках не держал – это запрещено для священника, а его петличным знаком вместо рода войск был православный крест. С ним на передовой было спокойно. По-отечески наставлял солдат и офицеров, помогал словом и делом. Он очень почитал воина-мученика Евгения Родионова, раскрывая на его примере суть войн, что ведутся против России.

Вспоминает председатель Совета ветеранов ВДВ России генерал-майор Владимир Ананьевич Данильченко:

«Отец Михаил всегда приветствовал нас: «Родные мои, здравствуйте!». А когда кто-то из присутствующих удивлялся, почему он записал их в родственники, объяснял: «У нас одна Родина. Потому мы – родные. И радости у нас общие для всех. И печали». Он был моим товарищем и духовным наставником, несмотря на то, что был почти вдвое младше. Всё в нём меня восхищало: и то, что он не переносил безобразий, и то, что всегда резал правду-матку. Мы с ним всегда были единомышленниками»3.

* * *

На его счету свыше 30 командировок в «горячие точки», хотя сам он их называл «прохладными»: пули переставали свистеть тогда, когда он приезжал на место.

Участвовал в легендарном броске на Приштину с бойцами ВДВ на броне БТРа. Первая его поездка на Кавказ – самый разгар контртеррористической операции в Чечне. И везде батюшка вселял мужество в сердца солдат, не позволял им ожесточиться душою.

«Надо, чтобы человек, тем более в погонах, оставался человеком. Нельзя дать ему оскотиниться, даже если обстановка вынуждает, – считал протоиерей Михаил Васильев.  – Помню, когда служил в Чеченской Республике, приходилось объяснять, что нельзя пытать пленных боевиков. Сегодня выполнишь задачу такими методами, а завтра у тебя жизнь пойдёт наперекосяк. Если враг сопротивляется  – выполни свой долг, останови его силой оружия, но издеваться нельзя  – это мерзость пред Богом. Этому учил ещё Суворов… Перед лицом вечности на войне всегда есть о чём поговорить. Обычно разговариваем о любви и смысле жизни, причём о любви к Богу чаще, чем о любви к женщине. И это понятно. Даже если вроде всё в штатном режиме, редко кто из ребят, выпрыгивая из самолёта с парашютом за спиной, не скажет: «Господи, помоги! Господи, помилуй!». А дальше моя задача как священника помочь этому порыву души оформиться во что-то более глубокое и осознанное. Я объясняю, что духовная жизнь – это сложнее, чем преодоление страха смерти, хотя часто с этого всё и начинается.  Инициативу креститься с ходу почти никто не проявляет. Сначала – личный разговор. И если военнослужащий увидит во мне в первую очередь человека, а не присланного откуда-то сверху по разнарядке «непонятного попа», то и желание прийти в Церковь у него появится».

* * *

Шутками и всерьёз, молитвой и собственным примером он вселял веру и мужество в других.  Молодым, «зелёным» ещё пацанам говорил:

«В десантники попали – гордитесь, а не попали – так и слава Богу, возрадуйтесь. По поводу девчонок не переживайте – у каждого десантника их полно, но не у каждой девчонки есть десантник».

Парни из ВДВ считали отца Михаила своим «в доску» – настолько батюшка полюбился «голубым беретам».

Отец Михаил был не только духовным отцом, но и ангелом хранителем для многих бойцов. За всю свою жизнь он лично вытащил с поля боя свыше 1500 раненых солдат и офицеров. Отец Михаил по-настоящему делил с солдатами тяготы службы, потому что понимал, насколько тяжело им без веры, и считал своим долгом быть рядом.

В окопах облегчал и участь «безнадежных» – исповедовал их и отправлял в последний путь.

* * *

Если военный священник призывает к подвигу, он сам должен жить в подвиге. И отец Михаил так и делал: спал в солдатских палатках, прыгал с парашютом на учениях.  На его счету более 300 прыжков с парашютом –  наравне со всеми.

Однажды ему позвонил командир десантного разведбата и попросил приехать на аэродром. ЧП! У молодого солдата в первом в его жизни прыжке не раскрылся основной парашют, но сработал запасной, и боец приземлился благополучно. Несмотря на счастливый финал, другие бойцы жутко нервничали и наотрез отказывались идти на следующие прыжки. Поняв ситуацию, отец Михаил прочитал молитву, окропил разведбатовцев и парашюты святой водой, дал бойцам приложиться к иконе Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо», а затем тоже надел парашют и выпрыгнул из самолёта вторым, сразу после командира. И все молодые бойцы прыгнули следом.

* * *

Он всегда шёл впереди подразделений. По признанию отца Михаила, он, по меньшей мере, десять раз был буквально на волосок от гибели.

В 2007 году на учениях под Вязьмой у него не раскрылся парашют,  – купол попал в зону турбулентности и закрутился.

«Страха не было,  – рассказывал после отец Михаил,  – Стал молиться и, как учили, раскручивать почти погасший купол. И он раскрылся, правда, только на треть».

На полупогасшем куполе батюшка приземлился, услышав хруст в позвоночнике – компрессионный перелом. А потом падал в сбитой ичкерийскими террористами «вертушке». И тоже чудом остался жив. Опять госпиталь, опять перелом позвоночника… В него трижды стрелял снайпер и трижды промахнулся на несколько сантиметров. С дистанции, когда вообще трудно было промазать даже без оптического прицела! Господь уберёг  – в буквальном смысле.

«Когда ты идёшь на войну (на неё же ходят не убивать, а умирать), ты уже переступаешь через всё, что тебе дорого, расстаёшься с этим навсегда, – говорил отец Михаил. – Однажды нас накрыла реактивная система залпового огня. И вот под обстрелом я оказался в компании двух человек: один – некрещёный бурят, а другой – старообрядец. Земля вокруг ходит ходуном, летят палки, клочья земли. Мы в ужасе жмёмся друг к другу. Понимаем: всё, это конец. Неизвестно, когда наступит смерть, но чувствуем, что она близко. Я начинаю исповедовать свои грехи, и вдруг они подхватывают и тоже каются. Было очень страшно, поэтому исповедоваться было легко… Я боюсь смерти, но с годами всё меньше. Чувства притупляются, и просто устаёшь бояться. Когда попадаешь под обстрел первый раз, кажется, что все пули летят в тебя. А потом понимаешь, что человек – живучее существо, и чтобы тебя убили, должно много чего совпасть. Ну а если и убьют за правое дело – слава Богу!».

 «У меня нет никакого желания совершать подвиги. Я пацифист, не хочу войны – достаточно её повидал. Это всегда больно и грязно. Но мне просто нужно ехать со своей паствой, чтобы её поддержать. Служение военного священника от обычного приходского отличается тем, что мы отправляемся туда, куда, выполняя приказ, идёт наша паства. Первый раз это было Косово, Босния, потом Чечня и так далее, – говорил отец Михаил. – В Косове, кстати, мы вместе с журналистами из программы «Взгляд» снимали фильм о разрушенных святынях. Ездили по церквям и забирали, что осталось от албанцев: книги, облачения, антиминсы – и привозили местному архиерею в монастырь. Всё это делали, конечно, вместе с военными.

Однажды мы заехали в один старинный взорванный храм, собрали что было и стали уходить. Вдруг кто-то увидел, что возвращаться к технике мы должны по минному полю, которое вначале просто не заметили! Командир поворачивается ко мне и говорит: «Ну что, батюшка, иди первым». Я его прекрасно понимаю: они «встряли» из-за меня, мне и выводить их. Тем более, если подорвусь я, ему не придётся объясняться перед начальством. Всё правильно сделал, молодец – армейская смекалка сработала. Логика простая: если священник пройдёт – Бог на нашей стороне, не пройдёт – поп неправильный, поэтому Господь ему не помог. Значит, и не нужен им такой. «Сломался – несите другого». Это была такая проверка на прочность. Надеюсь, я её прошёл».

…После этого неверующие обратились к Богу, а верующие уверовали ещё больше.

Продолжение следует

1. Воспоминания об отце Михаиле. -  М.: ИД Академии Жуковского, 2023.  176 с.
2. Там же
3. Там же

Фото: Сайт фотослужбы Патриарха Московского и всея Руси

 


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить