Скульптуры и памятники в Православной Церкви

Максим Терехов

История скульптурных изображений Христа начинается с первых веков христианства. Это неудивительно, так как в культурах древних Рима и Греции скульптуре уделялось значительное место. И статуи, найденные археологами, показывают высочайший уровень мастерства античных ваятелей. Но большинство статуй и барельефов изображали персонажей языческого пантеона и обожествленных царей и героев и в глазах первых христиан являлись идолами. Это поставило перед христианами вопрос о том, насколько догматически допустимым является подражание античной скульптуре в только зарождающемся христианском искусстве. Мешал принятию канонов античной скульптуры и культ телесного здоровья, выраженный в подчеркнутой наготе или страстности изображаемого человеческого тела.

Со стороны же иудейской религиозной культуры существовал строгий запрет на изображение Бога, лишь фигуры херувимов украшали Ковчег Завета. Таким образом, с самых первых веков возник вопрос о возможности использования христианами изображения Спасителя, Божией Матери и святых. В глазах иудеев это приравнивало христиан к идолопоклонникам, а для греков и римлян отказ поклоняться идолам языческих богов и кесарей был свидетельством политической и религиозной неблагонадежности.

 .
Cвятитель Николай

Узнав о появлении новой религии, римский император хотел поставить статую Христа в главном храме вместе с другими богами. Это была обычная практика в Римской империи – включать богов покоренных народов в общий пантеон главного храма, но данное решение вызвало категорическое неприятие первых христиан, не желающих признавать никаких других богов, кроме Христа. Таким образом, они обрекли себя на неизбежные гонения, потому что их позиция разрушала незыблемые устои Римской империи.

Христиане уходят для молитв в катакомбы, и вот там, помимо первых икон, встречаются и аллегорические изображения Спасителя в виде рыбы, или Доброго Пастыря, несущего на своих плечах спасенную овцу. Встречаются также бронзовые и каменные скульптуры и мозаики, изображающие Спасителя в образе Доброго Пастыря, но их распространение ограничивается, очевидно, из-за желания дистанцироваться от языческих традиций. Среди образцов ранней христианской скульптуры можно увидеть аллегорическое изображение Христа как величественного и гордого молодого человека – больше царя, нежели пастыря.  Передать в камне смирение и молитву, по-видимому,  было задачей недоступной для того времени.

Христианская Церковь почти восемьсот лет пыталась сформулировать свое отношение к священным изображениям. В 692 году Трулльский Собор запрещает аллегорические изображения Христа, а спустя столетие Седьмой Вселенский Собор (787 г.) окончательно утверждает иконопочитание. Значимых споров о допустимости скульптурных изображений в храме, видимо, не велось. Икона на долгое время получила приоритет перед скульптурой в храмовом устройстве Православной Церкви.

К моменту Крещения Руси византийская традиция иконописи уже вполне сложилась, и ни у кого из духовенства, крестившего народ, не могло возникнуть мысли на месте сброшенного в реку деревянного идола поставить статую Христа. На месте капищ возводили православные храмы, и в храмах находились писаные иконы. Необходимо было научить народ иному способу поклонения Богу, объяснить радикальное отличие христианства от веры языческой. Любая скульптура в те времена могла помешать проповеди православной веры.

Византийская, а следом и русская икона решила вопрос телесности. Используется неестественный цвет кожи и антагонистичная для скульптуры обратная перспектива. Горний мир изображается подчеркнуто неземным.

Европейская эпоха Возрождения с ее ориентацией на античность как на идеал сильно меняет икону и дает расцвет скульптуре. На Кресте появляется скульптурное изваяние Христа. Скульптура, в отличие от иконы, требует много места. Для ее восприятия необходимо некоторое расстояние, с которого можно увидеть всю ее целиком, и католические соборы становятся огромными.

 .
Преподобный Пимен Угрешский

В это время русские резчики по дереву начинают осваивать иконописный канон, и на Руси появляются резные иконостасы. Каноническая икона в таких иконостасах становится все более объемной и в какой-то момент распространенный на Руси образ Николы Можайского как бы выходит из доски, становясь полноценной скульптурой и, в то же время, остается образом для молитвы. Чудеса, происходившие по молитвам перед этим образом и его копиями, известны всем православным людям того времени. В коллекциях Русской деревянной скульптуры собраны множество образцов подобного творчества: вот святые Евангелисты, сидящие с раскрытым Священным Писанием на коленях в состоянии некого благого изумления, а вот ангелы, похожие на служивых солдат. У этих образов будет свое дальнейшее развитие, и ангелы из напряженных солдат станут великими воинами-хранителями, а святые апостолы в могучем призыве взглянут на жителей Петербурга с Исаакиевского собора…

Особое распространение в России получила деревянная фигурка преподобного Нила Столобенского. Этот святой положил начало одноименной обители на пустынном острове озера Селигер. Фигурки преподобного Нила, запечатленного в неусыпаемом молитвенном подвиге, увозили с собой паломники, посетившие обитель.

Оказалось, что молитвенное состояние может быть поймано скульптором и передано изображаемому образу. Правильная молитва воздействует на осанку человека и меняет весь его внешний облик. Бородатого волхва не спутаешь со священником в мирском одеянии. К сожалению, об этом явлении мало говорится у святых отцов. В книге «Старец Силуан» описан такой случай. Человек пришел и сказал, что он научился молитве на войне во время боя, и старец попросил его начать про себя молитву.  То, как изменилась осанка этого человека, убедило старца в правильном состоянии его молитвы.

Собственно говоря, Церковь не считает нужным разрабатывать канон движения для православного человека, как некую догму, хотя некоторые святые посвящали этим вопросам отдельные поучения. Правильную молитвенную осанку формирует Сам Бог, точнее общение с Ним во время храмового богослужения и келейной молитвы. Для скульптора остается лишь владение навыком улавливать динамику неподвижного тела. Например, у неподвижно стоящего в стойке каратиста, или адепта индийской йоги, застывшего в асане, эта динамика покоя будет совсем другой, и у профессионального скульптора даже мысли не возникнет сравнивать их состояние с православным молитвенником. Аналогичные выводы могут сделать внимательные врачи ортопеды, костоправы или остеопаты. Смирение и покой накладывают один отпечаток на наше тело, а мятежность и гордыня – совсем другой.

 .
Святой равноапостольный князь Владимир

Церковная скульптура отличается от памятника, прежде всего, своим внутрихрамовым употреблением. Ее назначение – служить молитвенному сосредоточению на богослужении, так же, как и у икон. Иное дело памятники на площадях и бульварах, вписанные в городской архитектурный ландшафт. В России традиция установки памятников возникла гораздо позже, чем в Европе, когда Екатерина II задумала установить в Петербурге памятник Петру I. Так появился знаменитый Медный всадник. Со временем все большее количество выдающихся людей были увековечены подобным образом, однако, когда в середине XIX века зашел разговор о возведении памятника святому князю Владимиру, то киевский митрополит Филарет (Амфитеатров) сначала высказался против создания памятника, ссылаясь на языческий характер самой идеи, но затем все-таки поддержал этот проект. По настоянию императора Николая I в 1853 году в Киеве на Владимирской горке был установлен первый памятник святому равноапостольному князю Владимиру. В памятниках были запечатлены святая княгиня Ольга, святой апостол Андрей Первозванный, создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий. К созданию их образов привлекались лучшие скульпторы и архитекторы своего времени. Современное отношение Церкви к установке памятников окончательно изменилось.

Святые люди были реальными историческими личностями – именно эта мысль лежит в основе появления памятников святым и церковным иерархам  в монастырях и на улицах российских городов. К нашему времени сформировался канонический образ таких памятников, в основе которого лежит стиль еще давно разработанных объемных икон. Акцент в них сделан на передаче молитвенного состояния в объемном изображении, каковым и является скульптура.

Путешествуя по храмам и монастырям, я смог увидеть множество таких памятников. Это святые основатели монастырей преподобные Савва Сторо-жевский, Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, митрополит Алексий Московский, – памятники основателям монастырей чаще всего стоят на площадях перед обителями.

 .
Святой благоверный князь
Даниил Московский

Более интересной с катехизаторской точки зрения является тема присут-ствия памятника святому в городской среде. К таким относятся, например, памятник святому князю Владимиру, что рядом с Красной площадью, памятник святому князю Даниилу на Даниловской площади и памятник святому Георгию Победоносцу на площади трех вокзалов. Вряд ли в такой обстановке кто-то будет молиться перед этими памятниками, но, может быть, один из ста или даже тысячи прохожих заинтересуется и даже попробует подражать жизни этих святых.

Как сотрудник монастыря, я знаю такую историю. Когда архидьякон Роман Тамберг, ныне покойный эконом Данилова монастыря, решал вопрос об установке памятника святому князю Даниилу Московскому, он очень хотел, чтобы памятник был не перед монастырем, а на Даниловской площади, чтобы подчеркнуть градообразующий характер личности этого выдающегося человека. У представителей администрации города было другое мнение на этот счет, и именно они упирали на неканоничность для Православной Церкви подобных монументов. Буквально за несколько часов до решающего разговора отец архидиакон нашел книгу, где были изложены требуемые канонические обоснования, и теперь мы можем созерцать памятник князю Даниилу на подобающем его величию месте.

Еще хочется остановить ваше внимание на памятниках, находящихся внутри территории храмов и монастырей. Интересен памятник святому Антонию Киево-Печерскому, основателю русского монашества, в Николо-Угрешском монастыре, а также памятники еще не причисленным к лику святых деятелям Православной Церкви – памятник митрополиту Платону в Николо-Перервинском монастыре и бюст владыки Питирима в Иосифо-Волоцком монастыре. Я знал владыку Питирима лично, и теплая память об этом человеке наполняет мою душу, когда я вижу этот памятник. Скульптор сумел передать духовное состояние доброго пастыря, которое прихожане монастыря всегда чувствовали в том, как относился к ним владыка.

В отдельную категорию можно выделить памятники святым воинам. В этом случае у святых может быть в руках реальное оружие. Если в образах преподобных Саввы Сторожевского или Нила Столобенского доминирует молитвенное сосредоточение и отрешенность от мира, то святые воины являют примеры деятельного социального служения. Собственно говоря, это два крыла, на которых летит Церковь. В ней должны быть и активные деятели, и молитвенники. Когда князь или епископ находятся в затруднении, они идут за молитвой и благословением к старцам. Таким образом, они убеждаются в правомочности своих действий. Создатели памятника святому князю Александру Невскому делают невербальный акцент на его изречении: «Не в силе Бог, а в правде», – это безмолвно говорит нам князь, призывая нас на битву со злом. Здесь уже не молитва в келье, а состояние православного воина, получившего благословение на сражение. 

Мы убеждены, что памятники, напоминая о прошлом, могут влиять на будущее. К сожалению, в европейских странах стали сносить памятники советским солдатам. Они не вписываются в ту структуру будущего, которое хотят для своих народов политики этих стран. Христианские памятники своим существованием на городских площадях России помогают создавать лояльную к христианской проповеди среду, необходимую нашему народу, за долгие годы наученному советской властью не замечать православную веру многих великих подвижников и героев истории государства Российского

Фото: Владимир Ходаков, Олег Григоров


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить