Голос рынды над островом Гогланд

Звуки рынды (корабельного колокола) печальным и одиноким эхом разносились в песчаных дюнах острова Гогланд, тревожа морских чаек и сливаясь с ветром, что шумит в прибрежных соснах. Звучали голоса погибших кораблей…

В конце августа на внешних островах Финского залива – Гогланде и Большом Тютерсе – прошла торжественная акция в память о двух военных судах, которые затонули здесь в годы Великой Отечественной войны – сторожевом корабле «Буря» и тральщике «Фугас». Мероприятие так и называлось – «Голоса погибших кораблей». Его организаторами выступили Русское географическое общество, Разведывательно-водолазная команда под руководством Константина Богданова и военнослужащие Балтийского флота. На эту уникальную акцию организаторы пригласили также 11 внуков и правнуков тех моряков, кто служил на этих кораблях и навеки остался в ледяных водах Балтики.

В торжественном мероприятии принял участие эконом Данилова монастыря, игумен Иннокентий (Ольховой), который уже много лет является постоянным участником Разведывательно-водолазной команды проекта «Поклон кораблям Великой Победы». 

Перенесемся на 80 лет назад. 1942 год. Очень тяжелая ситуация складывается на фронтах: немцы активно наступают. Балтийскому флоту поставлена задача атаковать острова Большой Тютерс и Гогланд, где находятся береговые укрепления фашистов, уничтожить береговые батареи и установить минные заграждения, тем самым заблокировав от немцев Нарвский залив.

Поздним вечером 23 августа 1942 года с рейда острова Лавенсаари на боевое задание отправилась боевая группа в составе сторожевого корабля «Буря», базового тральщика «Фугас» Т-204 в сопровождении четырех торпедных катеров и пяти сторожевых катеров «морской охотник». Все суда шли в кильватерной колонне со скоростью 9 узлов в час в направлении острова Большой Тютерс. Впереди двигался тральщик «Фугас».

Остров, к которому шли корабли, хоть и называется Большим Тютерсом, но представляет собой гранитную скалу площадью 8,3 кв. км и 2,5 км в поперечнике. Немцы создали на нем сильнейший плацдарм и окружили остров плотной сетью минных заграждений. (К слову сказать, сегодня Большой Тютерс нередко называют «заминированный остров»: до сих пор на его территории притаилось немало немецких мин со времен войны.)

24 августа в 2:12 ночи сторожевой корабль «Буря» столкнулся с немецкой миной: она взорвалась со стороны правого борта у первого кормового отсека. Получив громадную пробоину, корабль резко, под углом 25 градусов, наклонился на правый борт, потом переломился на две части и через три минуты затонул. Некоторых членов экипажа, включая тяжелораненного командира «Бури», капитан-лейтенанта Поварова, подобрали идущие следом катера. 75 офицеров, старшин и матросов из экипажа корабля погибли в водах Балтики.

Два часа спустя, 6 км западнее от места гибели «Бури» и в 9 км юго-восточнее острова Большой Тютерс, подорвался на мине и затонул базовый тральщик «Фугас». Погибли 23 члена экипажа, включая командира корабля, капитан-лейтенанта Владимира Гилермана.

Следует сказать, что оставшиеся катера смогли выполнить лишь часть боевого задания – установили мины. Без поддержки сторожевого корабля «Буря» они, к сожалению, не сумели атаковать немецкие береговые укрепления на Большом Тютерсе и вернулись на базу.

И вот теперь, 80 лет спустя, участникам Разведывательно-водолазной команды под руководством Константина Богданова, занимающейся поиском затонувших в годы войны кораблям, удалось обнаружить на дне «Бурю» и «Фугас».  Один корабль лежал на глубине 30 метров, другой – 50.

С опознанием сторожевика «Буря» разведывательной команде повезло сразу: на корме читалось название корабля, рядом был изображен герб СССР. А вот «Фугас» опознали лишь по обводам корпуса.

«На «Буре» сохранились лампочки, — рассказывал журналистам Константин Богданов. — Когда стираешь с них ил, становятся видны вольфрамовые нити внутри — они до сих пор целы. А неподалеку от кормы я нашел расческу — обычную расческу с резьбой… Между воткнутыми в грунт снарядами — каски солдат. Эта картина так выразительна в своей трагичности, что навела меня на мысль сделать ряд художественных фотографий — с профессиональным мощным светом, с подходящего ракурса и подготовить фотовыставку, посвященную этим кораблям. Они самые крупные из боевых кораблей Балтийского флота, которые сегодня покоятся в российских водах, с ними погибло 104 человека, хотелось бы достойно почтить память этих людей».

Но мало просто найти место гибели корабля и его идентифицировать, – участники экспедиции, взяв с собой камеры и осветительные приборы, погружаются в ледяные и мутные балтийские воды, на дно, туда, где лежат остовы погибших кораблей, разорванные взрывами – и ведут съемки. Чтобы потом, на суше, воссоздать 3D-модель всего судна и дать возможность всем увидеть этот корабль. «Камеры нужны для того, чтобы зафиксировать и на основании съемки построить 3D-модели. Мы на протяжении многих лет считаем, что 3D-модель – это та форма подачи информации, которая достойна любого подводного объекта. Тогда ты можешь увидеть 100-метровый корабль таким, каким он сегодня лежит на дне», – поясняет Константин Богданов.

Поисково-разведывательные работы в Финском заливе в рамках проекта «Поклон кораблям Великой победы» начались в 2013 году. За 10 лет Разведывательно-водолазной команде под руководством Константина Богданова удалось установить места гибели более 12 тысяч погибших моряков и подводников, создать 16 уникальных 3D-музеев. Нередко членам команды приходилось погружаться на предельную для аквалангистов глубину до 100 метров (на этой глубине, в частности, были обнаружены и зафиксированы 15 транспортных судов Таллинского прорыва и 18 подводных лодок). Порой во время экспедиции случались и совсем неожиданные находки – так, к примеру, был найден знаменитый парусный линейный корабль "Лефорт", затонувший в 1850-х годах.

И вот теперь – сторожевой корабль «Буря» и тральщик «Фугас». «Моя команда искала «Бурю» и «Фугас» долгие семь лет, – говорил Константин Богданов. – И сегодня мы увековечили имена членов экипажей и проводим их в последний путь».

Торжественному мероприятию «Голоса погибших кораблей» было посвящено три дня.

22 августа на острове Большой Тютерс были открыты памятные доски с именами всех погибших членов экипажа «Бури» и «Фугаса». К слову сказать, вот уже два года Разведывательно-водолазная команда под руководством Константина Богданова обустраивает там место памяти военным морякам. На каменном постаменте, которое осталось на острове со времен войны, участники экспедиции «Поклон кораблям Великой победы» прикрепляют таблички с именами павших героев. Потом игумен Иннокентий читает над ними поминальную молитву. Рядом с табличками – надпись-напоминание ныне живущим: «Они погибли во имя того, чтобы родился ты!».

23 августа состоялась не менее торжественная акция – на месте гибели «Бури» и «Фугаса» водолазы совершили погружение и прикрепили такие же таблички с именами членов экипажей к остовам погибших кораблей на дне.  «Могилами моряков считаются те корабли, на которых они погибли – пояснил Константин Богданов. – Это с точки зрения моральной и исторической. Если говорить более практично, то эти корабли очень сильно разрушаются, и мы не соберем всех. Мы можем собрать только несколько фрагментов, и мы никого по ним не опознаем. Поэтому с технической и человеческой точек зрения, пускай они покоятся там, где их застало 24 августа 1942 года».

На следующий день, 24 августа, на местах гибели кораблей состоялась церемония возложения венков на воду. Погибшим морякам были отданы воинские почести: над морем трижды прогремели выстрелы в их честь.

Последней страницей этого памятного события стало мероприятие, организованное на песчаном берегу острова Гогланд. На сцене установили металлическую конструкцию, напоминающую временную звонницу. Звучавшие в этот день голоса корабельных рынд, поднятых со дна, подобно связующей нити, соединяли всех, кто находился на берегу, с боевыми кораблями, покоящимися на дне.

В торжественном мероприятии приняли участие все, кто имел отношения к этой экспедиции: представители Русского Географического общества, члены Разведывательно-водолазной команды под руководством Константина Богданова, военные моряки Балтийского флота. И самое главное: сюда на Гогланд приехали внуки и правнуки тех героев, которые сражались и героически погибли в 1942 году. Потомки военных моряков друг за другом поднимались на сцену, установленную на песке, чтобы принять из рук членов экспедиции особый памятный подарок – капсулы, по виду напоминающие винтовочный патрон, внутри которых находился грунт, поднятый с места гибели кораблей.

Мероприятие завершилось концертом: с песнями о море и войне выступила группа «Ва-банкъ». Сильный и хрипловатый голос Александра Ф. Скляра разносился над морем и эхом отдавался в береговых соснах:

«Ты одессит, Мишка, а это значит,
Что не страшны тебе ни горе, ни беда:
Ведь ты моряк, Мишка, моряк не плачет
И не теряет бодрость духа никогда».

И не скрывая своих слез, ему подпевали все стоящие на берегу участники этого памятного мероприятия.

«Как говорил Суворов, война закончится только тогда, когда будет похоронен последний солдат, — сказал на прощание руководитель экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» Константин Богданов. — В российской части Финского залива подводная война закончена. На сегодняшний день в территориальных водах России в Финском заливе мы смогли идентифицировать все крупные затонувшие суда».

Петр Селинов


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить