Русский Леонардо

Николай Головкин

21 января – 140 лет со дня рождения выдающегося богослова, философа, учёного-энциклопедиста, художника, поэта, священника Павла Флоренского (1882-1937)

Современники называли его «Русским Леонардо да Винчи, нашим Паскалем». Отец Павел Флоренский, являясь богословом и философом, учёным естествоиспытателем и инженером-изобретателем, филологом и математиком, энциклопедистом и теоретиком искусства, оказал глубокое влияние на целое поколение русских мыслителей XX века.

…После революции отец Павел не только остался верен всем взятым на себя духовным обетам, но мужественно встал на защиту святынь Церкви и духовного достояния России.

Из «Завещания» священника Павла Флоренского 1918 года: «Самое главное, о чём я вообще прошу вас, – это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним. Этим я говорю всё, что имею сказать. Остальное – либо подробности, либо второстепенное. Но этого не забывайте никогда».

отец Павел Флоренский.

В 1918 году он вошёл в Комиссию по охране памятников искусства и старины лавры, тем самым сохранив культурное достояние Троице-Сергиевой лавры до наших дней.

Одно из главных духовных деяний отца Павла Флоренского было сохранение мощей Преподобного Сергия Радонежского.

…Во время советской власти отец Павел Флоренский, не оставляя священнического сана, стал служить Родине своими универсальными научными знаниями. Он был членом Центрального электротехнического совета Главэлектро ВСНХ, стоял у истоков плана ГОЭЛРО, возглавил Отдел материаловедения и вёл научную работу во Всесоюзном Электротехническом институте. Вошёл в Комиссию по стандартизации научно-технических обозначений при «Совете Труда и Обороны СССР», возглавил ряд крупных научных инициатив и разработок на самом переднем фронте науки и техники. Его технические разработки дали большую экономию и независимость от внешнего рынка.

…В 1933 году, как и сотни священнослужителей, отец Павел был осуждён на десять лет лагерей и отбывал наказание сначала на Дальнем Востоке, в Сковородино, где создал основы мерзлотоведения и строительства в условиях вечной мерзлоты. Потом  его перевели на Соловки.

Продолжая научные исследования, отец Павел и в заключении оставался исповедником и подвижником православной веры. В Соловецком лагерном заводе «Йодпром» (1935-1937) Патентное бюро зарегистрировало 12 его изобретений. Сохранилось 50 заявок на изобретения, поданных отцом Павлом Флоренским. Многочисленные изобретения, открытия и провидения отца Павла Флоренского в области точных наук послужили укреплению обороноспособности страны и поставили его имя в ряд крупнейших учёных мира. Ныне богословские труды священника Павла Флоренского переведены на большинство европейских языков, а многочисленные публикации и исследования его творчества учёными всего мира, свидетельствуют о том, что жизнь и труды отца Павла имеют общекультурное значение.

* * *

В 2022 году и грустная дата…

85 лет назад, 8 декабря 1937 года,  под Ленинградом был расстрелян второй соловецкий этап – 509 заключённых СЛОНа, люди разных сословий и вероисповеданий: священнослужители, писатели, актёры, учёные, педагоги, государственные служащие, военные и крестьяне…Среди них – отец Павел Флоренский.

отец Павел Флоренский.

«Отца Павла репрессировали по «делу № 2886 о к.-р. националистической фашистской организации», якобы именовавшей себя «Партия возрождения России», – рассказывал мне его внук, академик РАЕН, доктор геолого-минералогических наук, профессор Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Павел Васильевич Флоренский. – В деле, в судебном заключении, священник Павел Флоренский стоит первым».

«Флоренский Павел Александрович, профессор богословия, служитель культа (поп), выходец из знатной дворянской семьи, по политубеждениям крайне правый монархист, автор печатных трудов по богословию, в которых откровенно выражены его монархические убеждения («Защита Божества», «Столп и утверждение Истины» и т. д.). В 1928 г. арестовывался ОГПУ и осуждён как активный участник церковно-монархической организации на 3 г. С 1928 г. научный работник ВЭИ. Идеолог и руководитель центра к.-р.организации, в прошлом состоял членом к.-р. «Платоновской организации»».

«В приведенной «объективке», – рассказывал мне Павел Васильевич, – правильно многое, кроме существования контрреволюционной организации и знатного дворянства. В «Партию возрождения России» ГПУ включило людей, даже не знакомых друг с другом. Тем не менее факт существования организации признали все подследственные. Действительной же причиной ареста было «неснятие с себя сана». Высшей Волей, как условно называл Флоренский в подцензурных письмах Бога, было предрешено, что он сана не снял и не отрёкся. В отличие от многих других мучеников за веру, он не был поставлен перед таким выбором. Задолго до ареста, 11 апреля 1919 года, в Сергиевом Посаде на него легла ответственность тайного служения Церкви».

…8 декабря 2007 года фонд «Андреевский флаг», в пресс-службе которого я в то время работал, проводил в память о жертвах, убиенных 70 лет назад, молитвенно-покаянную миссию в Санкт-Петербурге. Миссия проходила в рамках Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы».

В мероприятиях в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в память всех «за веру и правду пострадавших» участвовали трое из родственников невинно убиенных, в том числе и Павел Васильевич Флоренский.  Мне довелось отправиться тогда в эту однодневную поездку вместе с ними.

…8 декабря 2007 года. День пасмурный, неприветливый. Таким же неприветливым, может быть, было и утро 8 декабря 1937-го.

«Настоящим хозяином Соловков является ветер», – писал один из соловецких узников, профессор Роман Николаевич Литвинов.

Пронизывающий ветер встретил в то морозное утро нас и в Санкт-Петербурге и сопровождал весь этот день. День, который стал особым для троих из родственников погибших. Несколько лет назад этих людей разного возраста и профессий объединила трагическая судьба близких, желание найти их могилы, поклониться им.

* * *

После революции и гражданской войны ликвидировали не только храмы, но и многие просветительские учреждения царской России. Так случилось и со школой народного искусства, которая была создана в ноябре 1911 года по инициативе императрицы Александры Феодоровны для возрождения традиционной русской народной культуры и ремёсел. В этом учебном заведении обучались крестьянские девушки, послушницы и монахини. Не случайно современники называли школу «деревней в столице» или «художественным монастырём». В 1915 году на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова, д. 2) по проекту архитекторов Н.Е. Лансере, Л.Н. Бенуа и И.Ф. Безпалова было построено здание, специально предназначенное для школы.

…В 1992 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва), усилиями Фонда возрождения традиционной культуры памяти княгини М.К. Тенишевой в школе народного искусства вновь начались занятия. Их стали проводить в рамках той образовательной программы, которая была утверждена при открытии школы. Ныне здесь изучается и духовное наследие отца Павла Флоренского. Школа носит теперь имя своей основательницы – святой царственной страстотерпицы Александры Феодоровны. Ныне при входе в школу народного искусства Александры Феодоровны – большая икона преподобного Сергия Радонежского.

Переступив в тот день порог школы, мы сотворили крестное знамение. Просим у преподобного, чтобы дал нам силы совершить наше молитвенно-покаянное шествие к петербургским Голгофам.

После знакомства со школой народного искусства в её домовом храме Покрова Божией Матери иереем Анатолием Кованцем была отслужена панихида по всем убиенным в трагический день 8 декабря 1937-го. Панихиду сопровождал замечательный школьный хор.

Павел Васильевич Флоренский подарил школе книги, а также ксерокопии рисунков деда, в том числе и рисунок водорослей, из которых отец Павел получал в лагере йод, делал лекарства. И сердечно поблагодарил руководство школы и отца Анатолия за то, что провели панихиду в своём храме.

* * *

Вместе с учениками и педагогами школы народного искусства императрицы Александры Феодоровны мы сели в автобус и отправились к местам захоронений погибших в годы репрессий.

Сначала наш путь лежал на Ржевский артиллерийский полигон. Он создан ещё в позапрошлом столетии, в 1879 году. В советские годы полигон принадлежал ВМФ СССР. Здесь велись испытания артиллерийских систем, снарядов, брони и железобетонных укреплений. Сейчас объект находится в ведении Минобороны РФ.  Запрет на пребывание на территории полигона посторонних лиц был снят только в 2003 году.

…Едем по шоссе, слева от которого – легендарная Дорога жизни. На возвышенности установлен памятный знак детям – жертвам блокады. За Дорогой жизни потянулся ничем не приметный на первый взгляд Ковалёвский лес.

…Выходим из автобуса. Снег под ногами рыхлый. Сворачиваем направо и идём по лесной тропинке. Она приводит нас к могиле. На обломке бетонного столбика надпись чёрной краской: «Жертвы красного террора. Шесть душ. Имена же их Ты, Господи, веси». Рядом к березе прикреплён деревянный крест.

Священник Феодор Кузнецов из храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала служит литию. Её сопровождает пение хора школы народного искусства императрицы Александры Феодоровны. Горят поминальные свечи. Ветер то и дело их гасит. Скорбно колышутся под его напором вершины елей, осин и берёз. Потом, когда батюшка отпел убиенных, ветер успокаивается. Мы возлагаем на могилу цветы. По лесной тропе возвращаемся назад. Только сейчас замечаю, что почти на каждом дереве, как зарубки, иконки: Державная Божия Матерь и другие Ее образы, святые царственные страстотерпцы, святой цесаревич Алексий, святитель Николай…

Это – настоящий храм под покровом лесной чащи. Вместо мощей, вшитых в антиминс, – прах невинно убиенных. Идут и идут сюда люди помолиться о погибших. Общественные организации выступают за создание на территории Ржевского полигона мемориального кладбища.

509 соловецких узников второго этапа расстреляли в урочище Койранкангас. Место это, которое до сих пор никак не обозначено и не выделено из территории Ржевского полигона, находится в его глубине на расстоянии 12 километров от ближайшей проселочной поселковой дороги. Поэтому посетить его мы в этот день не смогли.

Мы едем дальше, к ещё одному скорбному месту, где хотели в этот день побывать. Левашовское мемориальное кладбище, известное также под названием Левашовская пустошь. Одно из крупнейших кладбищ Санкт-Петербурга: здесь захоронено около 45 000 жертв репрессий в СССР. Идём по центральной обледеневшей аллее, лишь слегка посыпанной песком. Фотографии на деревьях, таблички под снегом – дань памяти тем, чьи останки так и не обретены. Все левашовские надгробия символические. Есть национальные: погибшим белорусам, полякам или…ассирийцам Ленинграда. У православного памятника-креста отец Феодор вновь отслужил литию.

…В завершение того памятного дня, 8 декабря 2007 года, в музее-квартире Александра Блока прошёл вечер, посвящённый духовному и научному наследию отца Павла Флоренского. Павел Васильевич Флоренский рассказал о жизни-подвиге отца Павла. Говорил он и о некоторых научных работах деда, многие из которых на полвека и более опередили своё время. «Во время Чернобыльской катастрофы, – сообщил он, – научные разработки отца Павла Флоренского помогли лечению чернобыльцев».

* * *

В 1956 году отец Павел Флоренский был реабилитирован за отсутствием «доказательств виновности в антисоветской деятельности».

«Если умозрительно соединить места, где побывал отец Павел Флоренский, – рассказывал мне Павел Васильевич, – Германия, куда ездил в детстве; Оптина пустынь, куда ездил в начале прошлого века за благословением к старцу Анатолию перед тем, как принять священство (промыслительно, что мне довелось присутствовать при обретении мощей старца, а перед поездкой в Петербург ездил молиться Оптинским старцам с группой паломников); Дальний Восток – начало крестного пути; Закавказье, где родился и обратился к Богу, и, наконец, Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), то получится крест. И если мысленно поднять его, опирая на основание – Дальний Восток, то как бы обозначится место упокоения христианина, лицом к востоку, чтобы, встав в день страшного суда, увидеть крест как знак воскресения и крест – отпечаток земной жизни. А в месте пересечения линий, где сердце, окажется Сергиев Посад – место подвига».

* * *

18 июля 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил в Сергиевом Посаде мемориальный комплекс федерального значения «Всем пострадавшим за веру во Христа в годы гонений и репрессий».

Памятник священику Павлу Флоренскому.

На территории историко-мемориального комплекса, связанного с его жизнью и творчеством, установлен первый в России памятник отцу Павлу Флоренскому. Памятник отцу Павлу высотой около двух с половиной метров являет собой строгую и лаконичную фигуру священника в полный рост. Отец Павел, стоящий на голгофе перед крестом, сосредоточен и погружен в молитвенное молчание. Одна рука смиренно опущена. В другой руке он держит папку с рукописями своего богословско-философского труда «Столп и утверждение Истины».

Мемориальный комплекс создавался по инициативе «Фонда науки и православной культуры Павла Флоренского». Автор – соучредитель фонда, художник-монументалист Мария Тихонова. К этому знаменательному событию было приурочено и открытие музейного центра отца Павла Флоренского, в котором представлена экспозиция, посвященная подвижникам и новомученикам и их деятельности в Сергиевом Посаде.

Мемориальный комплекс и музей отца Павла Флоренского располагаются в центе Сергиева Посада, на пересечении улиц Вифанской (д.2) и Пионерской (д.16). Помимо памятника отцу Павлу в мемориальном комплексе открыты бюсты новомучеников и его духовных сподвижников, с которыми он разделил часть своего жизненного и крестного пути.

Бюст преподобномученика Кронида, последнего наместника Троице-Сергиевой лавры до её закрытия в 1921 году, расстрелянного в 1937 году на Бутовском полигоне.  По его благословению отец Павел участвовал в спасении честных мощей преподобного Сергия и сохранении реликвий лавры.

Бюст преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Она хорошо знала отца Павла. В семье Флоренских хранили подарки великой княгини: Толгскую икону Божией Матери и памятный лист в честь принятия Елисаветой Феодоровной Православия. Великая княгиня и её супруг великий князь Сергей Александрович любили паломнические поездки в лавру – поклониться мощам преподобного Сергия. Среди многих благих деяний Елисаветы Феодоровны была и постройка в Сергиевом Посаде домового храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины общины сестёр милосердия и Красного Креста. После рукоположения в 1911 году во священники здесь все годы её существования (1912-1921)  служил духовным настоятелем отец Павел Флоренский.

…В эпоху преподобного Сергия Радонежского была найдена столь необходимая нам сегодня наша национальная идея, которую воплотил образ Святой Троицы Андрея Рублёва. Эта чудотворная икона, написанная «в похвалу» «игумена земли Русской» спасла истерзанную Русь, помогла собрать её воедино. Ведь главной идеей, которая легла в основу создания образа Святой Троицы, стал провозглашенный преподобным Сергием призыв: «Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».

После революции, когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, священник Павел Флоренский у стен Троице-Сергиевой лавры вновь напомнил и повторил эти слова преподобного Сергия, призывая сограждан не поддаваться кампании «по низвержению небес».

В те годы из уст отца Павла Флоренского прозвучала знаменитая фраза, которая стала крылатой: «Есть Троица Рублёва, следовательно, есть Бог».

В материале использованы снимки с сайта Московской епархии и открытых источников


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить