«О, как хотела душа воскресенья!..»

Николай Головкин

23 октября «московскому златоусту» Николаю  Лисовому исполнилось бы 75 лет…

Один из столпов русской православной мысли, учёный-энциклопедист, Николай Николаевич Лисовой (23.10.1946–07.01.2019) был выдающимся историком Церкви, философом, поэтом и общественным деятелем.

Николай Николаевич обладал уникальным даром слова, широко известен как  публицист, автор сценариев, ведущий и участник телевизионных фильмов.

«Нам не приходилось слушать более яркие и впечатляющие рассказы о жизни святых Православной Церкви, чем те, которые можно было услышать от Николая Николаевича в памятной многим телепередаче «Православный календарь», – отмечал в 2006 году церковный историк,  кандидат богословия, священник Русской Православной Церкви член Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) Димитрий Сафонов. – Она выходила в эфир в конце 1990-х годов. В ней Николай Николаевич рассказывал о святых каждого дня в году так, что это было интересно и волнующе даже для далёких от Церкви людей, заставляя их задуматься о Боге. Человек энциклопедических знаний, Николай Николаевич является блестящим знатоком церковной истории, философии, богословия».

В 1995–2019 годах Николай Лисовой работал старшим, а затем главным научным сотрудником Института российской истории РАН. В 2007 году защитил докторскую диссертацию по теме «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX века».

***

В 1995–2019 годах Николай Николаевич – заместитель Председателя Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО).

В 1992 году Лисовой стал одним из инициаторов возвращения Обществу исторического названия – Императорское Православное Палестинское Общество.

«В 1974 году, когда Николай Николаевич вступил в Палестинское общество, – вспоминает кандидат исторических наук, историк-востоковед, директор международных программ Фонда святителя Василия Великого, Михаил Ильич Якушев, – оно ещё не вернуло себе историческое название. И надо помнить, отношение государства к Церкви, к религии тогда ещё было резко отрицательным. И, несмотря на это, ещё в советские годы именно он вёл активную работу, во многом подготовившую возвращение обществу в самом начале 1990-х его исторического имени – Императорское православное палестинское общество. В то время это было самым настоящим духовным подвигом».

В 1994–1998 годах Николай Николаевич принимал активное участие в первых паломнических поездках на Ближний Восток, которые были организованы ИППО в постсоветский период, привозя из них новые и неизвестные ранее материалы и документы о русском присутствии на Святой Земле.

 «Николай Николаевич, – подчёркивается на сайте ИППО, – был признанным хранителем традиций и самым авторитетным специалистом по истории ИППО. Он известен в России и за рубежом как один из виднейших учёных, занимавшийся историей русско-иерусалимских духовных, политических и гуманитарных связей, историческим и современным состоянием Святой Земли».

***

За долгие годы руководства научной деятельностью ИППО Николай Николаевич создал научную школу, участники которой во главе с ним осуществляли глубокие исследования истории и современного состояния русско-палестинских связей, православного паломничества, религиозного диалога, культурных, политических и социально-экономических реалий на Святой Земле.

Многие важные издательские проекты ИППО за последние двадцать пять лет связаны с неустанной просветительской деятельностью Н.Н. Лисового.

«Значительное место среди многочисленных работ Н.Н. Лисового, – подчёркивается на сайте ИППО, –  занимает фундаментальная двухтомная публикация документов «Россия в Святой Земле» – серьёзный и важный труд, впервые в науке представляющий всестороннюю документированную и прокомментированную картину русского влияния и присутствия в Палестине в XIX-XX вв.

Документы, впервые опубликованные Николаем Николаевичем в его двухтомнике, стали своеобразным источниковедческим прологом к целой серии дальнейших научных публикаций.

Многие проблемы русского присутствия в Библейском регионе, и прежде всего в Палестине, впервые в отечественной историографии нашли своё решение в фундаментальной монографии «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX века». За это исследование он стал лауреатом премии имени митрополита Макария (Булгакова) за 2007 год».

***

Николай Николаевич известен и как талантливый поэт.

«С детства писал стихи, - рассказывал в одном из интервью Николай Николаевич. В 1964 году у меня должен был выйти первый сборник стихов, но вышел он двадцать лет спустя. Весь период так называемого застоя, ни одной моей строчки не было напечатано».

«Его книга «Круг земной» выходила несколькими изданиями, – отмечает первый секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов, который дружил с Николаем Николаевичем многие годы. – На его поэтические вечера всегда собирались большие аудитории любителей истинной поэзии. Тема Рождества Христова, вообще тема дня рождения своего и друзей была одной из любимых тем Николая».

«Самого себя Николай Николаевич считал прежде всего поэтом, – вспоминает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, член ИППО, лауреат Макариевской премии Любовь Владимировна Мельникова. – По его признанию, именно благодаря стихам он научился «чувствовать слово».

С детства свои чувства, позиции, взгляды он формулировал в стихах, считая поэзию гораздо более «подлинной», чем, например, дневник, сам жанр которого казался ему несколько «фальшивым». По этой причине, а также из-за «недостатка терпения» дневник он никогда не вёл.

Большая часть оригинальных стихов Н. Н. Лисового, опубликованных в поэтическом сборнике «Круг земной» (М., 1989; Изд. 2, доп. М., 2007), проникнуты историей и христианским мироощущением. Вот несколько строф из стихотворения «Молитва», обращенного к свт. Николаю Чудотворцу, небесному покровителю автора:

  • Правило веры, образ кротости,
  • Сквозь кротость – ярость через край…
  • Произнести нельзя без робости
  • Святое имя Николай.
  • Никейского поборник Символа,
  • Соборной мудрости оплот –
  • Такого, грозного и сильного,
  • Тебя от века чтил народ.
  • …Не дай нам сгинуть в тленной пропасти
  • И раем ад признать не дай,
  • Владыка милости и строгости,
  • Святитель Божий Николай!

Целый ряд проникновенных стихотворений Николая Николаевича посвящены великим христианским праздникам, в частности, Светлому Христову Воскресению:

  • Первым запахам весенним радуясь,
  • Выйди в день, исполненный чудес,
  • Слушай над Россией синий благовест
  • В колокольном куполе небес.
  • Рано каркаешь, мой вран погибельский!
  • Вот опять пошла, врага круша,
  • По Руси – росе, сквозь мрак египетский,
  • Кровью Спаса белая, душа.

И ещё одно, из наиболее лирических:

  • …Вот уже близко пасхальное пенье
  • Ангелы огнь отрясают с камней.
  • О, как хотела душа воскресенья!
  • Что же ты, Господи, плачешь над ней?»

***

Николай Николаевич всегда защищал нашу Великую Победу в Великой Отечественной войне. Преклонялся перед подвигом нашего народа, огромной ценой заплатившего за Победу: ведь родители Николая Николаевича – фронтовики, они прошли всю Великую Отечественную. По его словам, «для моих родителей это были святые воспоминания».

В одной из его статей («Счастье Победы», «Московская правда», 8 мая 2007), посвящённой Дню Победы, подчёркивается:

«Раз русский народ по-прежнему всячески мордуют, пытаясь превратить в биомассу, значит, борьба не закончена. Мы существуем в мире – по-прежнему как народ православный, как народ, противостоящий мировому разладу и распаду, как народ древней Империи, всё ещё несущей на себе жертвенное бремя ответственности за Дальний Восток, и за Крайний Север, и даже за отколовшиеся от нас народы Закавказья и Средней Азии. Если победят наши ненавистники, значит, русские перестанут быть русскими. Бог и история исключают любой вариант нашего существования в другом качестве – не русском, не имперском, не православном».

***

И те, кто знал Николая Николаевича долгие годы, работал и дружил с ним, и те, кто встречался с ним лишь эпизодически, никогда его не забудут.

«Мы жили рядом с уникальным, удивительным, ярким и самобытным человеком, высоким профессионалом, человеком с очень чуткой и нежной душой, цепким профессиональным взглядом на все происходящее и подлинным романтиком, – вспоминает главный редактор Радио «Радонеж» Николай Бульчук. – И тем более становится грустно оттого, что такие люди уходят. Нет, неправильно: не потому, что уходят они, а потому, что мы остаёмся без них всё более и более одинокими».

«Все что говорил Лисовой про нашу Родину, про Украину, про новый раскол, нужно перечитывать и перечитывать, – отмечает политический обозреватель ВГТРК Андрей Медведев, который  в 2016 году приглашал Николая Лисового для беседы на «ВЕСТИ FМ». – «Мы – последний окоп. Когда старец Филофей в XV веке сказал про третий Рим, «Москва – третий Рим», он не имел в виду, что мы вот такой третий Рим, который завоюет опять весь мир. Нет. Он имел в виду, что за нами ничего уже нет. Мы – последний окоп. Но мы должны до последнего своё исповедание, своё служение совершать – и Богу, и Родине, и Церкви».

***

В последние годы, несмотря на тяжёлую болезнь, Николай Николаевич продолжал упорно работать, писал научные тексты, принимал участие в заседаниях Совета ИППО, выступал с докладами на конференциях и собраниях Научной секции Общества.

Заслуги Николая Николаевича перед Русской Православной Церковью отмечены орденами Святого равноапостольного великого князя Владимира 3-й степени (2001) и Святого благоверного князя Даниила Московского 3-й степени (2006).

…Не всё, увы, успел свершить в Отечестве земном Николай Николаевич Лисовой.

Елена Александровна Агапова, заместитель Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, так откликнулась 7 января 2019 года на тяжёлую утрату – кончину после продолжительной болезни Николая Николаевича:

«Размышления и откровения известного историка, писателя, публициста, знатока истории русского присутствия в Святой Земле, историка Церкви, заместителя Председателя Императорского Православного Палестинского Общества Николая Николаевича Лисового, человека многосторонних знаний и опыта, звучат как завещание».

Будем же достойны того обширного духовного наследия, которое оставил нам Николай Николаевич Лисовой. 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить