Крестный ход

Николай Головкин

Эссе

125 лет назад, 2 ноября 1894 года, Николай II начал править Российской империей.

Ранним утром 19 мая 2008 года, в день 140-летия со дня рождения святого царя-мученика Николая, с прихожанами храма святителя Николая в Бирюлеве я выехал на автобусе из столицы в Кострому навстречу крестному ходу Якутск-Москва – одному из восьми крестных ходов Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», посвященной воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии. Эту программу организовал и проводил Фонд «Андреевский флаг», в пресс-службе которого я тогда работал.

Маршруты всех крестных ходов составлялись заранее, поэтому невозможно было что-либо предугадать! Но именно в день рождения последнего русского государя крестный ход, начавшийся в Якутске в июле 2007 года, промыслительным образом должен был прийти в Кострому, откуда после окончания Смутного времени был приглашен на царство первый царь из династии Романовых Михаил.

В  паломничество в Кострому отправилось 25 человек, людей разных возрастов, в том числе и немало пожилых. Даже одна олимпийская чемпионка 1950-х (к сожалению, имени ее не помню), которая, несмотря на преклонный возраст и больные ноги, ни в чем не хотела уступать сопровождавшей ее внучке.

Со мной была икона святого царя-мученика Николая. Ранее, в марте 2007 года, эта икона также была со мной, когда я участвовал в крестном ходе Коломенское-Псков-станция Дно-Псков-Коломенское (на автобусе в течение трех дней), посвященного 90-летию вынужденного отречения от престола государя и 90-летию явления в подмосковном селе Коломенском, ныне одном из московских районов, Державной иконы Божией Матери.

***

В Кострому мы рассчитывали попасть к обеду. Но… что-то случилось с нашим автобусом. Произошло это на 60-м километре Ярославского шоссе недалеко от поворота на Радонеж. А впереди было еще километров 300 пути.

Водитель возился с одним из колес часа три. Несколько раз он клятвенно повторял: когда, мол, вернется из рейса, непременно пойдет каяться в грехах батюшке, который нас провожал (это был священник Константин Кобелев).

А мы почти всё это время молились о благополучном продолжении нашего паломничества, в том числе читали акафисты двум святым Николаям: святителю, столь любимому у нас на Руси, и царю-мученику, которого, несмотря на причисление к лику святых и происходящие повсеместно чудеса и исцеления болящих, к сожалению, еще далеко не все соотечественники признают за нашего небесного покровителя.

***

В Кострому приехали часам к четырем дня. Несмотря на «отставание от графика», мы успели присоединиться к 15-ти крестоходцам на противоположном конце города на подходе к нему у поста ДПС. За нами следовали их и наш автобусы с вещами.

Кто-то из пожилых наших паломников иногда садился в них передохнуть. Но большая часть прошла с крестоходцами 7 километров с Иисусовой молитвой.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» – медленно низко и уверенно пели мужчины.

Женщины молчали.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» – после двухсекундной паузы, которой хватало, чтобы набрать в грудь воздуха, вступали вслед за мужчинами женщины.

Шли колонной по трое, сопровождаемые машиной ДПС.

Впереди – руководитель молитвенно-покаянного шествия р.Б. Алексий с крестом, затем двое мужчин несли на носилках главную святыню крестного хода – Державную икону Божией Матери.

Чуть отстав, по бокам от них, мужчины с хоругвями. Дальше – остальные мужчины, как постоянные участники крестного хода, так и мы, паломники из Москвы, а также костромичи, присоединившиеся на время. После мужчин – женщины.

Все мы несли на груди иконы или другие святыни. Помогали друг другу. И мне довелось нести немного Державную икону Божией Матери, затем Малый соловецкий крест из храма новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове. Идя по улицам Костромы с крестным ходом Якутск-Москва, вновь ощущаю необычайную силу, исходящую от этого небольшого образа.

Вместе с Большим поклонным крестом, который был установлен перед храмом новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове 7 августа 2007 года, Малый крест участвовал в речном крестном ходе Соловки-Бутово. Этот крестный ход проводился также в рамках программы «Под звездой Богородицы» и был посвящен памяти миллионов и миллионов невинно убиенных – 70-летию массовых расстрелов.

***

И вот мы подходим к Богоявленско-Анастасииному женскому монастырю, который встретил молитвенно-покаянное шествие колокольным звоном. Это место пребывания чудотворной Феодоровской иконы Богородицы, покровительницы Дома Романовых.

Шествие встречали священники Костромской епархии, насельницы монастыря, студенты Костромской духовной семинарии.

Главные святыни крестного хода – образы Божией Матери «Державная» и «Живоносный Источник» и другие – были возложены на аналои. Среди них – Малый соловецкий крест и икона Собора Бутовских святых из храма новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове, а также мироточивая икона святой царской семьи из храма святителя Николая в Бирюлеве, которые уже прошли с ходом немалый путь от Урала.

Впервые после мироточений в храме икона святой царской семьи замироточила во время движения по Сибирскому тракту. Крестоходцы свидетельствовали, что 10 мая 2008 года в Мантурове икона мироточила вновь. Миро было замечено на ликах святых мучеников.

В Богоявленско-Анастасиином монастыре был отслужен краткий молебен, все собравшиеся поклонились чудотворной Феодоровской иконе Богородицы.

А на следующий день, 20 мая, наша паломническая группа поклонилась святыням Ипатьевского монастыря. И представилось нам словно воочию, как из этой древней обители, возникшей на стрелке, где река Кострома впадает в Волгу, выходит в Москву другой крестный ход. Тот, который провожал в Москву первого Романова – царя Михаила.