«Христос и грешница». Несколько слов о величайшей картине В.Д. Поленова
В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка картин В.Д. Поленова, приуроченная к 175-летию со дня рождения знаменитого русского художника. Эта экспозиция стала самой масштабной по числу картин живописца – более 150 работ из 14 музеев и частных коллекций! Посетители могут любоваться такими знаменитыми поленовскими полотнами, как «Заросший пруд», «Московский дворик», «Бабушкин сад», картинами и эскизами на евангельские сюжеты и, конечно же, величайшим шедевром Василия Поленова «Христос и грешница» (сам художник называл картину иначе – «Кто из вас без греха?»). Это гигантское полотно размером 325 см на 611 см было привезено в Москву из Государственного Русского музея. Об этой картине «Прихожанин» и решил рассказать своим читателям.
…Санкт-Петербург, Сергиевская улица, дом 7 (так называемый «Дом Боткиной»). Здесь 25 февраля 1887 года готовилась к открытию 15-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»).
Василий Поленов стоял, повернувшись спиной к залу; он вновь и вновь смотрел на свое произведение, которому, по сути, посвятил 15 лет жизни. К этому времени он уже не раз обошел залы «Дома Боткиной», где проходила выставка «передвижников», задумчиво постоял перед картинами Василия Сурикова «Боярыня Морозова» и Григория Мясоедова «Страдная пора. Косцы», полюбовался живыми полотнами Ивана Шишкина «Дубовая роща» и «Пески», оценил портреты, написанные Иваном Крамским и Ильей Репиным, и вновь вернулся в зал, где висела его громадная картина «Кто из вас без греха?»
Недавно к нему подходил в окружении свиты император Александр III. Государь внимательно рассмотрел картину Поленова, обсудил с художником евангельский сюжет, который послужил основой для ее создания. Потом император пошел по залам, беседуя с художниками и рассматривая их творения.
Поленов снова погрузился в свои думы и воспоминания. И мысленно перенесся на 30 лет назад, когда он, 14-летний подросток, впервые замер, увидев в музее гениальный шедевр Александра Иванова «Явление Христа народу». Тогда-то юный Вася Поленов дал себе слово написать картину, равную этому грандиозному полотну.
Неожиданно сзади раздалось негромкое и отвлекающее покашливание. Художник обернулся. Перед ним вновь стоял император Александр III.
– Скажите, Поленов, ваша картина свободна? Вы никому ее не обещали?
– Нет, Ваше Величество. Она свободна.
– Поленов, я покупаю вашу картину. Даю за нее 30 тысяч рублей. Согласны?
– Это большая честь для меня, государь! – с поклоном ответил Василий Дмитриевич Поленов, а про себя подумал: «У меня все-таки получилось...»
***
Господь в полной мере наградил Василия Поленова разнообразными талантами, и он мог бы достичь славы на любом поприще. Поленов обладал незаурядным даром архитектора, музыканта и композитора, был талантливым педагогом, блестяще выступал в качестве актера и режиссера, играя на любительской сцене. Вероятно, он мог бы стать и блестящим адвокатом, как хотел того его отец… Но Василий Поленов влюбился в живопись.
Несомненно, большую роль в этом сыграла его мать Мария Алексеевна, детская писательница и художница-любительница, которая дала своему сыну первые уроки обращения с кистью и красками. А еще большое значение имело то, что юного Васю Поленова основам живописи и рисунка учил сам Павел Чистяков, великий русский художник и педагог, профессор Императорской Академии художеств, у которого искусству живописи обучались Васнецов, Врубель, Серов, Суриков…
Уступив просьбам отца, Василий Поленов поступил на юридический факультет в Петербургский университет, но одновременно был зачислен вольным слушателем в Академию художеств. В итоге к началу 1872 года Поленов становится не только кандидатом права, но и классным художником первой степени. Хотя выражение «классный художник» в Императорской Академии художеств использовалось в качестве формального показателя квалификации художника, но художественный талант Василия Поленова проявился уже к моменту окончания Академии.
За конкурсную работу на тему «Христос воскрешает дочь Иаира» Василий Поленов получает большую золотую медаль (эту награду он делит со своим близким другом и сокурсником художником Ильей Репиным) и возможность шесть лет продолжать учиться искусству живописи за границей в качестве пенсионера Академии художеств.
Василий Поленов отправляется в путешествие по Европе, посещает Вену, Мюнхен, Флоренцию, Венецию, Неаполь, много работает в Нормандии, создавая бесчисленные пленэрные этюды и картины. Его знаменитые пейзажные шедевры «Заросший пруд», «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Ливень», «Пруд в Вёле», «Березовая аллея» приносят художнику в России оглушительный успех и славу родоначальника нового жанра – «интимной живописи».
Свой будущий величайший шедевр «Христос и грешница» Василий Поленов задумал в конце 1860-х – начале 1870-х годов еще в стенах Императорской Академии. Тогда же он делает и первые наброски будущей картины… Но творческих сил и ощущения уверенности, что он сумеет, как задумал в юности, создать картину, достойную соперничать с полотном Александра Иванова, на тот момент у Поленова не хватило… и он на время откладывает картину. А потом и вовсе о ней забывает, всё больше и больше с увлечением погружаясь в пейзажную живопись.
…В 1881 году умирает очень близкий и дорогой Поленову человек его сестра-близнец Вера. Перед смертью она просит брата дать ей торжественное обещание, что он отложит всю работу и завершит задуманное – закончит картину «Христос и грешница». И Василий Поленов обещает.
Для того чтобы проникнуться атмосферой Святой Земли, почувствовать ее воздух, увидеть архитектуру и лица людей, Поленов в начале 1880-х годов отправляется на Восток. Он посещает Александрию и Каир, Константинополь, Палестину, Сирию… Он наблюдает, впитывает в себя непривычный для него восточный колорит, делает бесчисленные пейзажные и архитектурные зарисовки. Потом Поленов возвращается в Россию, но браться за кисти не спешит. Он чувствует, что пока не видит перед собой евангельских лиц, тех людей, кто шел за Христом, и тех, кто поднял на Него руку.
Наконец осенью 1883 года, взяв годичный отпуск в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где на тот момент он преподавал, Василий Поленов вместе с молодой женой Натальей Васильевной отправляется в Италию, где, как он помнил еще по первой своей пенсионерской поездке, видел походящие лица. Побывав в Венеции и Флоренции, супруги добираются до Рима, и здесь Василий Поленов начинает много и упорно трудиться, каждый день рисуя лица римских евреев.
Наконец он чувствует, что материала для работы у него достаточно и вместе с женой возвращается в Россию. В усадьбе Меньшово под Подольском он рисует первоначальный вариант картины углем в полный шестиметровый размер будущей картины. К слову сказать, позже, когда уже был написан окончательный вариант картины, Василий Поленов посчитал полотно, нарисованное углем, самостоятельной полноценной картиной и решил не раскрашивать его красками.
Сама картина писалась на протяжении полутора лет в доме на Садово-Спасской в кабинете близкого друга Поленова известного промышленника, мецената и знатока живописи Саввы Мамонтова. К концу зимы 1887 года картина была окончена. Перебирая различные названия, художник останавливается на евангельской фразе, которая очень точно отражает его замысел, – «Кто из вас без греха?» Сегодня этот шедевр известен нам под другим названием – «Христос и грешница».
«Кто из вас без греха?..»
Знаменитую евангельскую историю о Христе и грешнице, которую хотели побить камнями за совершенное прелюбодеяние, евангелист Иоанн начинает такими словами: «Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их…» (Ин. 8, 1–2).
Василий Поленов неслучайно выбрал для воплощения своего замысла гигантское полотно три на шесть метров (кстати, это полотно он заказал в Италии, так как в России таких полотен не делали. – Ред.) – художнику важно было представить евангельскую картину в разнообразных деталях. Перед нами освященные лучами полуденного солнца ступени широкой лестницы, ведущей в Иродов придел Второго Иерусалимского храма (Стена Плача в современном Иерусалиме – это единственный уцелевший кусок того знаменитого храма. – Ред.). Неторопливая, размеренная жизнь. Люди поднимаются и спускаются по ступеням храма, здесь же на солнышке греются нищие, какой-то человек не спеша проезжает мимо на ослике. Иерусалимский храм, занимающий верхнюю часть полотна, становится сценой, декорацией, на фоне которой разворачиваются драматические события евангельской истории.
Вся нижняя часть громадного полотна зримо разделена на две половины: добра и зла, покоя и хаоса, мудрости и страстей. В левой части – Христос. Он сидит в окружении Своих учеников и тех последователей, которые шли за Ним из Галилеи в Иерусалим, слушали его проповеди, притчи и слова о Царствии Божием.
В это мирное спокойствие подобно бушующей волне, обрушивающейся на спокойный берег, вторгается неистовая толпа. Люди с искаженными от гнева и злобы лицами, сжимающие в руках камни и палки. Они только что схватили на месте преступления женщину, совершившую грех прелюбодеяния, и теперь тащат ее за городскую стену, чтобы там забить камнями. Эти люди объединены праведным гневов, общим желанием совершить узаконенное убийство. Действительно, по закону пророка Моисея женщину, уличенную в прелюбодеянии, можно и должно забить камнями.
Впереди два представителя тогдашней иудейской знати, двух религиозных воззрений – саддукей и фарисей. Они возглавляют и направляют эту толпу и одним своим видом как бы дают разрешение на убийство. И эта жаждущая крови толпа встречает Христа с Его учениками. «Ага, – думают саддукей и фарисей, – вот тот Пророк, который будоражит народ Своими проповедями, словами о любви и доброте, Кто совершает чудеса, исцеляет больных и прокаженных, Тот, Кто общается с простым народом, не чурается грешников, блудниц и мытарей. Вот Тот, Кто является угрозой всего нашего бытия. Посмотрим-ка, что он теперь скажет? Пойдет ли против закона, который дал нам пророк Моисей? Тогда мы сможем обвинить Его в нарушении древних установлений».
«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его» (Ин. 8, 3–6), – пишет евангелист Иоанн.
Вероятно, в это волнующее мгновение за Христом с обеих сторон следят сотни глаз. Толпа, которая вела эту женщину на смерть, беснуется, она жаждет поскорее начать убийство. Беспокоятся ученики Спасителя: «Что ответит Равви (Учитель)? Как Он Себя поведет?» Для Его учеников, для всех тех, кто шел за Ним из Галилеи в Иерусалим и слушал Его проповеди, это важная проверка Его слов о любви и доброте. И эта проверка имеет не меньшее значение, чем совершенные Им чудеса и мудрые слова из Нагорной проповеди.
И лишь Христос спокоен. Он всё знает, словно эта драма на ступенях Иерусалимского храма была Им предвидена задолго до этого мгновения. Потому и не торопится с ответом, как бы давая понять, что ответ и так очевиден… А в итоге произносит слова, которые не ожидали услышать ни фарисеи, ни саддукеи. Думается, не ожидали такого и Его ученики. «Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле» (Ин. 8, 6–8).
«Кто из вас без греха, первый брось на нее камень».Всего-то 10 слов, но человеческая драма исчерпана, простая фраза охладила жажду убийства. Толпа обезоружена. Что делать этим людям, которые еще недавно пылали праведным гневом и жаждали собственноручно забить камнями грешницу? Кто из них может сказать, что он без греха? Вот поворачивается и уходит один, за ним – второй, третий, четвертый… Толпа стремительно тает; исчезли, растворились в толпе саддукей и фарисей. На площади не осталось никого, кроме этой женщины. «Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8, 9–11), – пишет евангелист Иоанн.
К слову сказать, в этом евангельском отрывке весьма показательным выглядит непривычное для современного русского языка слово «восклонившись». Так можно сказать о человеке, который занят важным делом, целиком в него погружен и сидит, наклонив голову к земле и погрузившись в свои мысли. В слове «восклонившись» чувствуется определенное усилие, которое совершает Христос, чтобы оторваться от важного дела, которым Он занят, от мыслей, в которые погружен. О чем Он в тот момент думал и что «писал перстом на земле», нам неизвестно, хотя многие богословы полагают, что, когда разъяренная толпа вывела грешницу к ступеням Иерусалимского храма, Христос составлял перечень грехов человеческих. И потому Ему так не хотелось прерывать свой труд, особенно в ситуации, которая не казалась Ему столь сложной.
На картине Поленова мы видим самую кульминацию этой истории. Еще не произнесены слова Христа. Еще беснуется толпа, и кто-то в первых рядах даже протягивает Спасителю камень, как бы предлагая: «Вот тебе камень, поучаствуй с нами в расправе, брось в нее – она заслуживает смерти».
…Не зря Василий Поленов ездил в Сирию и Палестину, делая бесчисленные эскизы, зарисовывая восточные храмы и природу, не зря почти два года провел он в Риме, рисуя римских евреев. Вглядитесь в эти лица! Каждое из них индивидуально и своеобразно – в них читаются характеры и страсти. Вот ученики Христа, сидящие подле своего Учителя, вот внимающие Ему женщины, вот саддукей с рыжей бородой и язвительной улыбкой, вот гневный фарисей, указующий одной рукой на женщину, а другой – на камни на земле…
«Я несказанно люблю евангельское повествование, – писал Василий Поленов в письме троюродной сестре Анне Горяиновой. – Люблю этот наивный правдивый рассказ, люблю эту чистую и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто всё учение, наконец, этот трагический, ужасный, но в то же время и грандиозный конец».
…Известно, что, создавая образ Христа, Василий Поленов просил позировать своего ученика из Московского училища живописи, ваяния и зодчества будущего художника Исаака Левитана. Любопытно, что на всех поленовских эскизах и предваряющих вариантах Христос изображен в белой шапочке, как, впрочем, и другие персонажи. Художник, изучив многочисленные исторические источники, пришел к выводу, что под палящим солнцем Палестины просто невозможно находиться с непокрытой головой.
Но в окончательном варианте картины Поленов убрал с головы Христа головной убор – в этом художника убедила его мать Мария Алексеевна. Для нее, человека религиозного, было неприемлемо видеть Спасителя в головном уборе. А художественному вкусу своей матери Василий Поленов всегда доверял.
Все, кого мы видим рядом с Христом на картине Поленова, это вполне конкретные люди. Их имена нам сегодня известны благодаря художественному критику Александру Соболеву, который составил подробный перечень лиц со слов самого Поленова и его жены Натальи Васильевны, а позже издал о персонажах этой картины подробную брошюру.
Справа от Христа изображен Иоанн Зеведеев, слева – его брат Иаков; облокотившись на посох, чуть приподнимается Петр. Рядом с Петром в том же ряду – Андрей, Филипп, Иаков Алфеев и Фома; во втором ряду сидят Иуда, Матфей, Клеопа и тайный последователь Христа член синедриона Никодим. Мальчик, сидящий на парапете лестницы храма, – будущий евангелист Марк. На переднем плане у корзины – Мария, мать Марка, за ней ее служанка Рода; из храма вместе с молодым человеком выходит фарисей Гамалиил, который после казни Христа, выступая в синедрионе, заступится за Его учеников-апостолов. Человек, едущий на осле, – Симон Киринеянин, которому вскоре предстоит нести на Голгофу крест для распятия Христа.
Картина, бросившая вызов
…Когда Василий Поленов привез свое шестиметровое полотно в «Дом Боткиной», где открывалась 15-я выставка «передвижников», окружающие отнеслись к творению художника, мягко говоря, с напряжением. Художники-«передвижники» усмотрели в творении Поленова конкуренцию главному «гвоздю» экспозиции картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова». «Передвижники» ратовали за искусство, основанное на народничестве и борьбе с академической живописью. Этим принципам экспрессивная и агрессивная суриковская «Боярыня Морозова» соответствовала в полной мере – в ней «передвижники» видели вызов власти, тогда как картину Поленова братья-художники восприняли как образец академизма. Потому и смотрели в ее сторону весьма косо, да и повесили в плохо освещенной зале.
В то же время шедевр Поленова весьма и весьма обеспокоил и власть предержащих. Кого имеет в виду художник, говоря: «Кто из вас без греха?» Что это? Провокация? Вызов? Сначала картины для выставки «передвижников» отсмотрел государственный цензор Николай Никитин. Его не смутила суриковская «Боярыня Морозова». А вот увидев полотно Поленова, Никитин не решился дать разрешение на экспозицию и тотчас доложил о картине петербургскому градоначальнику Петру Грессеру. Вслед за этим к творению Василия Поленова «Кто из вас без греха?» потянулась цепочка высокопоставленных особ, начиная с обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева и заканчивая президентом Академии художеств Великим князем Владимиром Александровичем.
Чиновников, как и художников-«передвижников», полотно Поленова сильно обеспокоило хотя и по другой причине. Князь Владимир Александрович сформулировал общую позицию власти так: «Для образованных людей картина интересна своим историческим характером, но для толпы весьма опасна и может возбудить всякие толки». Полотно уже собирались по-тихому убрать, но Константин Победоносцев решил всё же подождать, пока выставку не посмотрит сам государь. Оставить-то картину Победоносцев разрешил, но печатать каталог выставки с упоминанием поленовского полотна не позволил.
Интересно, что коллекционер Павел Третьяков, умевший своим гениальным чутьем находить талантливые художественные произведения, еще до открытия выставки предложил Василию Поленову за его полотно 20 тысяч рублей.
Приезд императора Александра III и его фраза «Поленов, я покупаю вашу картину» мгновенно изменили всю ситуацию: картину немедленно перенесли в другой, ярко освещенный, зал, было получено разрешение отпечатать каталог выставки. Правда, цензура не решилась сохранить название, данное картине самим художником, и опасное «Кто из вас без греха?» заменили на нейтральное «Христос и грешница». Кстати, после того, как полотно Василия Поленова попало в музей императора Александра III, картине дали вообще иное название – «Блудная жена», совершенно исказив всю задумку художника.
…Сначала картина Василия Поленова висела в Зимнем дворце, позже ее передали в коллекцию Русского музея. Известно, что, работая над темой «Христос и грешница», художник создал свыше 150 эскизов, рисунков и больших полноценных вариантов этой картины. Их можно увидеть в Третьяковской галерее и в Русском музее, в музее-усадьбе художника в Поленове, Харьковском, Омском и Иркутском художественных музеях. Вариант картины Поленова «Кто из вас без греха?» в 2011 году был продан на аукционе «Бонхамс» в Лондоне за 5,4 миллиона долларов!
К слову сказать, вариант, который хранится в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева, это уменьшенное повторение основной картины, купленной Александром III. Дело в том, что главное полотно император разрешил отвезти и выставить в Москве, а для экспозиции по провинции приказал сделать копию. Ее на пару выполнили сам Поленов и художник Сергей Коровин: Коровин рисовал фигуры людей и пейзаж, Поленов – лица.
…Наверное, трудно сравнивать полотно Поленова «Кто из вас без греха?» с картиной Александра Иванова «Явление Христа народу», которой так восхищался и с которой на протяжении 15 лет соперничал Василий Дмитриевич Поленов. Каждый из этих шедевров по-своему уникален и прекрасен. Любопытно, что император Александр III заплатил Поленову за его творение ровно в два раз больше, чем его отец император Александр II – Александру Иванову за «Явление Христа народу».
На 30 тысяч рублей, полученных от императора, Василий Поленов приобрел небольшое имение Бёхово в Тульской губернии на высоком берегу Оки, построил там большой дом по собственному оригинальному проекту, при доме – художественные мастерские. Новую усадьбу художник назвал Борок (увидев на высоком холме над Окой редкий молодой лесок, Василий Поленов окрестил это место словом «Борок», как бы намекая, что растет здесь не густой лесной бор, а так, небольшой лесок – борок. – Ред.). По задумке Поленова, усадьба Борок должна была стать «гнездом художников», а позже – первым провинциальным общедоступным музеем. По просьбе крестьян художник построил в Бёхове народный театр и церковь Святой Троицы. В оформлении ее интерьера принимали участие друзья и ученики Поленова: Репин, Головин, Якунчикова, Татевосян и, конечно же, сам художник. Рассказывая о строительстве церкви в письме своему другу Леониду Кандаурову, Василий Поленов писал: «Наша Церковь, которая признает и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с домом молитвы уже есть Храм искусства, и это ее огромная сила и значение как в прошедшем, так и в настоящем и будущем».
На Бёховском сельском кладбище рядом с церковью Святой Троицы найдет свое упокоение и сам художник Поленов. Но это будет еще не скоро – через 40 лет после того, как он представит на суд людской свое произведение.
А после 15-й выставки «передвижников» Поленов с головой погрузится в создание знаменитого цикла картин «Из жизни Христа». Грандиозную серию из 65 полотен, на которых художник шаг за шагом воспроизвел отдельные моменты евангельской истории, сам Василий Дмитриевич считал «главным трудом всей своей жизни».
И всё же самым великим его творением останется та единственная картина, где великий русский художник Василий Дмитриевич Поленов вслед за Христом обращается к людям с главным вопросом: «Кто из вас без греха?»
Петр Селинов