Крымская колыбель веры. Часть третья

Продолжение. См.: Начало

Вхождение в состав Российской империи

История Крыма в течение 2000 лет после Рождества Христова чрезвычайно насыщена событиями. Этот полуостров, как уже отмечалось, стал местом столкновения цивилизаций и многочисленных народов, населявших и населяющих его доныне. Римская и позже Византийская империи, в том или ином виде присутствовавшие на полуострове до 1475 года, оставили там неизгладимый след. А православие беспрерывно существовало на этой территории с первого века нашей эры до сегодняшнего дня.

Самым тяжелым периодом для христиан были три столетия под властью Османской империи с XV по XVIII века, когда древние храмы и святыни уничтожались, а православное население было гонимо и число верующих достигло абсолютного минимума. Возрождение Церкви и веры стало возможным в полной мере лишь с приходом на полуостров Российской империи.

Из дневника настоятеля храма апостола Андрея Первозванного:  [4]

«Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь даже во времена правления Гиреев, повсеместно уничтожавших культовые постройки христиан, избежал разорения. Более того, он почитался самим основателем династии – Великим Крымским ханом. Известно, что гонитель православия по непонятным причинам питал к обители теплые чувства и жертвовал ей "свечей на целый год"».

Из Манифеста Великой императрицы Екатерины II «О присоединении Крымского полуострова, острова Тамани и всея Кубанской стороны к России, 1783 год, 8 апреля»:

«Божiею милостiю Мы, ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ, императрица и самодержица Всероссiйская, и прочая, и прочая, и прочая.

В прошедшую с Портой Оттоманской войну, когда силы и победы оружия нашего давали нам полное право оставить в пользу нашу Крым, в руках наших бывший, Мы сим и другими пространными завоеваниями жертвовали тогда возобновлению доброго согласия и дружбы с Портой Оттоманской, преобразив на тот конец народы татарские в область вольную и независимую, чтоб удалить навсегда случаи и способы к распрям и остуде, происходившим часто между Россией и Портой в прежнем татар состоянии. Не достигли мы, однако ж, в пределах той части империи нашей тишины и безопасности, кои долженствовали быть плодами сего постановления. Татары, преклоняясь на чужие внушения, тотчас стали действовать вопреки собственному благу, от нас дарованному».

Манифест императрицы Екатерины II о присоединении Крыма

Оттоманская Порта утвердилась в Крыму, когда православное княжество Феодоро было завоевано Гедик Ахмед-пашой, активную поддержку которому оказывали вассалы Стамбула – крымские татары. Крым был покорен османами силою оружия. Ровно таким же образом он был присоединен к Российской империи вскоре после того, как по итогам русско-турецкой войны 1768–1774 гг. был заключен компромиссный Кючук-Кайнарджийский мирный договор. По этому документу, «все татарские народы – крымские, буджатские, кубанские, едисанцы, жамбуйлуки и едичкулы – без изъятия от обеих империй имеют быть признаны вольными и совершенно независимыми от всякой посторонней власти, но пребывающими под самодержавной властью собственного их хана чингисского поколения, всем татарским обществом избранного и возведенного, который да управляет ими по древним их законам и обычаям, не отдавая отчета ни в чем никакой посторонней державе, и для того ни российский двор, ни Оттоманская Порта не имеют вступаться как в избрание и возведение помянутого хана, так и в домашние, политические, гражданские и внутренние их дела ни под каким видом…».

Этот компромисс, сознательно допущенный императрицей, был понят второй договаривающейся стороной неправильно. Проще говоря, отсутствие жесткости со стороны России было объяснено ее слабостью. Шахин Гирей, «хан чингисского поколения», принявший бразды правления в «освобожденном Крыму», не смог стать для местного населения приемлемым руководителем. Он возбудил в своих подданных открытую ненависть в отношении проводимых им реформ и политики, результатом которых стало финансовое банкротство ханства и взаимное недоверие с русскими властями. Кроме того, Шахин Гирей прославился своей крайней жестокостью и скорой расправой над неугодными: двое старшин и десять мулл были казнены 29 декабря 1782 года через побиение камнями. В Крыму начались мятежи.

Для урегулирования ситуации на полуостров выехал находившийся в то время в столице князь Потемкин. Основной его задачей стало окончательное присоединение Крымского ханства к России с присягой местного населения Екатерине II. Светлейший князь, получивший позднее титул «Таврический», с этим наказом справился блестяще. 21 июля 1783 года Потемкин писал императрице из лагеря при Карасубазаре: «Все знатные уже присягнули, теперь за ними последуют и все. Вам еще то приятнее и славнее, что все прибегли под державу Вашу с радостию. Правда, было много затруднения по причине робости татар, которые боялись нарушения закона, но по уверениям моим, сделанным их присланным, теперь так покойны и веселы, как бы век жили у нас».

Князь Потемкин Таврический
Императрица Екатерина II

Из дневника настоятеля храма апостола Андрея Первозванного:

«Стены храма Архистратига Божия Михаила, что недалеко от Графской пристани, сохранили надпись, свидетельствующую о том, что эта церковь предназначалась для нижних чинов севастопольского гарнизона. Вплотную к ней располагался несохранившийся до нашего времени Никольский собор, на месте которого в советские времена был построен Дом офицеров флота.

Владимирский собор-усыпальница и храм Архангела Михаила официально являются залами Музея Черноморского флота и многие работы, производимые там, финансируются Министерством обороны РФ».

Православная империя, Третий Рим, возвращалась на полуостров. Символичным стал тот факт, что главная военно-морская база России на Черном море была основана на месте поселка Ахтиар в нескольких сотнях метров от развалин Херсонеса Таврического. Этот выбор был сделан по представлению капитана II ранга И.М. Берсенева, командовавшего фрегатом «Осторожный», направленным на поиск подходящей бухты. Императрица Екатерина в феврале 1784 года издала указ построить здесь «военный порт с адмиралтейством, верфью, крепостью и сделать его военным городом». И, как бы предсказав новой крепости великую и славную судьбу, назвала город именем Севастополь – в переводе с греческого «достойный поклонения».

Из дневника настоятеля храма апостола Андрея Первозванного:

«Свято-Георгиевский монастырь на мысе Фиолент в имперское время был "кузницей" флотских иеромонахов. В советское время на территории обители расположилась воинская часть. Несомненно, это случилось не без Божиего Промысла – так монастырь был сохранен от полного разорения и забвения».

Вся история Севастополя связана с флотом. И город, и Черноморский флот равно разделяли взлеты и падения своей страны, ее победы и ее поражения. Кроме того, история города пронизана православием – на его нынешней территории 1000 лет назад состоялся первый акт будущего Крещения Руси. В Севастополе есть несколько знаменитых храмов, переживших безвременье безбожных и кровавых преследований верующих в прошлом веке. Владимирский собор-усыпальница адмиралов «на городской горке», где погребены герои  Крымской войны адмиралы М.П. Лазарев, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, П.С. Нахимов. Владимирский собор в Херсонесе, построенный на месте Крещения святого равноапостольного князя Владимира. Храм святителя Николая на Братском мемориальном кладбище на Северной стороне города, построенный на месте упокоения участников первой обороны Севастополя.

О Черноморском флоте и этих знаменитых храмах известно очень много. Нам бы хотелось рассказать о не столь известной церкви, прихожанами которой являются морские летчики и члены их семей. А еще о том уникальном историческом месте, где находится этот храм. Имя этому месту – Кача.

Из дневника настоятеля храма апостола Андрея Первозванного:

«Качинская летная школа по имеющейся информации имела домовую церковь Архангела Михаила в учебном корпусе (ныне ДОС № 12 – Дом офицерского состава). На некоторых старинных фотографиях, сделанных в аудиториях, где проходило обучение будущих летчиков, на стенах видны иконы. Думаю, летать без молитвы на тех аппаратах, что были на вооружении в первые десятилетия двадцатого века, никто не смог бы. А ведь первые летчики показывали в небе чудеса пилотирования, устанавливали рекорды и по высоте, и по дальности перелета».

Крылья Родины

Кача. Здесь создавалась летная школа

Все начиналось так: «Как-то утром, просматривая газеты, я увидел заголовки, сообщавшие об удаче полета Блерио над Ла-Маншем. Будучи поклонником аппаратов тяжелее воздуха еще с того времени, когда Сантос-Дюмон летал вокруг Эйфелевой башни, я понял, что достижение Блерио давало нам не только новый способ передвижения, но и новое оружие в случае войны. Я решил немедленно приняться за это дело и попытаться применить аэропланы в русской военной авиации… Я поехал в Париж и заключил торговое соглашение с Блерио и Вуазеном. Они обязались дать нам аэропланы и инструкторов, я же должен был организовать аэродром, подыскать кадры учеников, оказывать им во всем содействие, а главное, конечно, снабжать их денежными средствами», – вспоминал вице-адмирал Великий князь Александр Михайлович Романов.

Но идеи Великого князя Александра Михайловича не сразу пробили себе дорогу. В целесообразности развития авиации сомневался император Николай II.

В качестве «базы для опытов» были выбраны аэродромы Авиационного отдела офицерской воздухоплавательной школы. Их было два: поле для полетов аэростатов в Гатчине и аэродром недалеко от школы на Корпусном шоссе. Оба аэродрома были малопригодными для авиации, поскольку были малыми по размерам и, главное, окружены зданиями и парками, что ставило под удар безопасность полетов. Эти проблемы требовали безотлагательного решения.

В Гатчине были сформированы  руководящие органы: начальник школы капитан второго ранга Фогель и начальник штаба школы подполковник С.И. Одинцов. В состав преподавательского состава вошли шесть летчиков-инструкторов. Впрочем, шеф-инструктором школы стал другой человек.

Когда осенью 1910 года в Гатчину доставили из Франции восемь разобранных, уложенных в ящики самолетов, стало известно, что Отдел воздушного флота подыскал более подходящий по климату район для осуществления полетов – Севастополь. Туда 7–9 ноября 1910 года и перебазировалась летная школа под командованием подполковника С.И. Одинцова, поскольку капитан второго ранга Фогель ехать в Крым не захотел.

Михаил Ефимов - пионер русской авиации

Необходимо рассказать о еще одной ключевой фигуре в истории развития русской авиации. Звали эту легендарную личность Михаил Ефимов. В 1909 году он уехал во Францию, чтобы получить диплом пилота. Ефимов так понравился преподавателю «летного мастерства» французского аэроклуба, пионеру французской авиации Анри Фарману, что тот не только признал его лучшим учеником, но и доверил ему обучение пилотажу французских курсантов.

В то время как Михаил Ефимов набирался опыта во французском небе, Великий князь Александр Михайлович Романов настойчиво убеждал царя Николая II в блестящей будущности зарождавшейся на их глазах авиации. К счастью для России, поклонники летного дела достигли в своей деятельности впечатляющих результатов. В Севастополе 24 ноября 1910 года состоялось торжественное открытие первой в стране авиашколы, шеф-пилотом которой стал Михаил Ефимов. Первоначальным местом расположения учебного заведения стало Куликово поле (тогда пригород, в настоящее время район проспекта Острякова).

Из дневника настоятеля храма апостола Андрея Первозванного:

«Крым не только колыбель православия и отечественной авиации – его смело можно назвать и колыбелью космонавтики. Знаменитое Гагаринское "Поехали!" транслировалось через Центр управления полетами, располагавшийся близ Евпатории. В Крыму работал Сергей Павлович Королев. На крымских ландшафтах проходили испытания советских луноходов, один из которых стал первым в истории планетоходом, удачно прилунившимся на спутнике Земли и работавшим там с 17 ноября 1970 по 14 сентября 1971 годов».

Первоначально Севастопольская офицерская школа авиации имела в собственности:

  1. Деревянный ангар (один).
  2. Разборный парусиновый ангар (три).
  3. Моноплан «Антуаниет» (два).
  4. Моноплан «Блерио-XI» (три).
  5. Биплан «Фарман-IV» (три).
  6. Биплан «Соммер» (один)

Технические характеристики купленных во Франции самолетов были более чем скромные: мощность двигателей – 40–50 лошадиных сил, скорость не выше 70 км/час. Но это было только начало.

Когда 26 октября 1911 года состоялся первый выпуск 30-ти курсантов авиашколы, Николай II устроил молодым авиаторам прием в Ливадийском дворце. Особым знаком признания этого начинания стали слова, сказанные императором Великому князю Александру Михайловичу: «Ты был прав. Прости меня за то, что я относился к твоей идее недоверчиво».

Офицеры-летчики первыго выпуска Качинской летной школы представляются императору Николаю II

Из дневника настоятеля храма апостола Андрея Первозванного:

«В советское время Кача не переставала быть тем "гнездом", откуда "птенцы"-курсанты поднимались в небо. Только называть их стали "сталинскими соколами". Василий Сталин, дети Анастаса Микояна и других высокопоставленных партийных работников учились в поселке Кача. Понятно, что пропаганда и контроль службы безопасности были здесь на высочайшем уровне. Тем не менее летать с молитвой "соколы" не переставали».

Качинское летное училище

 [1]. Священник этого храма живет в поселке городского типа Кача. Он окормляет современных защитников России и православия – морских летчиков Качинского авиационного гарнизона и членов их семей. То есть занимается тем, чем занималось православное священство в Крыму в течение многих веков.

Протоиерей Сергий Вовк, Вячеслав Пономарев,
Даниловский благовестник, № 36, 2019 г.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить