Крымская колыбель веры. Часть вторая

Продолжение. См.: Начало

Защита имперских рубежей
Византийское пограничье

Структура власти и вооруженных сил Византийской империи на территории Северного Причерноморья в разные исторические периоды претерпевала значительные изменения. Отследить эти процессы в рамках небольшой статьи не представляется возможным, тем более что в исторической науке эти вопросы освещены далеко не полностью. Наша задача гораздо скромнее – дать пример государственной организации управления и защиты населявших северные рубежи империи христиан в течение небольшого отрезка времени.

Еще совсем недавно период со второй половины VI в. до начала VII в. считался временем ослабления влияния имперского центра на крымскую периферию. Но такой взгляд на этот период в жизни Северного Причерноморья оказался не совсем корректен. Работа современных исследователей помогла накопить большой фактический материал, проливающий свет на интересующие нас вопросы государственного и военно-административного устройства на полуострове.

Вот что говорит на эту тему доктор исторических наук С.Б. Сорочан:

«История военных сил в византийском Крыму во второй половине VI в. – начале VII в. редко была предметом специальных исследований. В настоящее время накоплен значительный материал источников, особенно археологических, которые нуждаются в анализе и обработке. Вместе с письменными источниками эти материалы позволяют создать основу для новой концепции истории Таврики в ранневизантийский период. Главный постулат этой новой концепции заключается в отказе от признания потери авторитета Византии в крымском регионе в указанный период, когда на территории Крымского полуострова между Херсоном (Херсонесом. – Ред.) и Боспором локализовалась имперская провинция. Она была разделена на архонтаты с главным центром в Херсоне.

Еще одним крупным политическим центром являлся Мангуп – столица «страны Дори». Вооруженные силы провинции состояли из херсонской милиции, нерегулярных военных частей и союзников империи общим количеством, примерно, 3000–4000 человек. Основу составляли федераты-эспонды – свободные зажиточные земледельцы, крестьяне-солдаты из местного населения, аланы и готы. Они находились под политическим и налоговым контролем византийской центральной власти. В последней четверти VI в. земли Таврийской провинции были переданы из-под управления местных архонтов в ведение администрации высшего военного и гражданского губернатора, называемого дукой. Херсонес и Боспор превращаются в структуру дуката».

Здесь в общем виде описываются и управленческая, и военно-административная структуры крымской провинции Византии в это время. Несмотря на масштабные тюркские завоевания в прикаспийском и причерноморском регионах и образование Великого Тюрского каганата, несмотря на плотное соседство с воинственными племенами аваров, гуннов и протоболгар, несмотря на появление в 70-х гг. VI в. в Таврике новых завоевателей – тюркютов («древних тюрков»), строительство пограничных оборонительных систем и военное присутствие Византии в Таврике окончательно не прерывалось – двухвековой «паузы», как предполагали исследователи, не было.

Мангуп. В древности здесь было православное княжество Феодоро

Несомненно, что этот период в жизни крымских христиан был одним из тяжелейших: Боспор и его окрестности были разорены, а Херсонес осажден. Но мощные двухрядные крепостные стены крымской столицы вместе с системой обороны из укреплений-убежищ, которую стали создавать в 70–80-х гг. на подступах к городу в юго-западной части Внутренней гряды Крымских гор, помогли приостановить натиск Тюрского каганата. Дело довершила внезапная смерть кагана Арсилы, последовавшая в 581 г., и союз приазовской группировки протоболгар с империей, превративший врагов крымских христиан в их друзей.

После смерти Арсилы в каганате началась затянувшаяся на 15 лет внутридинастическая борьба, сопровождавшаяся гражданской войной и рядом военных поражений от внешних врагов. В 588 г. тюрки вынужденно вернули империи свое главное завоевание в Крыму – Боспор. В 596 г. начался период засухи, грозившей кочевникам потерей своих стад и неминуемой гибелью. А в 598 г. Византия заключила мирный договор с кочевниками, доставлявшими так много хлопот имперскому центру и, конечно, его северному пограничью. Этот документ стал крупной победой византийской дипломатии: несмотря на то, что в 602 г. единый Великий каганат Тюрков распался на несколько осколков, отношение его «правопреемников» с империей долгие 200 лет регулировалось этим договором. Давление на византийскую Таврику стало ослабевать.

Как же в таких жестких условиях осуществлялись управление и защита пограничных территорий Византийской империи?

Органы власти

VI в. стал временем серьезной перестройки структуры власти на полуострове. Связано это было с вышеописанными событиями – в условиях агрессии Тюркского каганата было необходимо провести ряд реформ военно-административного устройства. Для этих целей Таврике был присвоен статус дуката со столицей в Херсонесе. Произошло это, предположительно, в период с 563 по 576 гг.

В рамках этих изменений гражданская и военная власть пограничных округов большей частью делилась между дукой и стратилатом. Впрочем, исследователи отмечают, что четко определить различие обязанностей этих руководителей чрезвычайно трудно.

Как отмечает С.Б. Сорочан, «скорее всего, мы имеем дело с многозначным понятием. Стратилат в значении сановник и одновременно полководец мог обозначать командующего армией с подчиненными ему военными командирами, а также командующего областью, мерой или фемой [1, но по своему положению соответствовал также должности tribunus civitatis [2], отчего в VI в. на него возлагались функции гражданского управления тем городом, куда он назначался военным комендантом.

Херсонес Таврический в Севастополе

Дука тоже отвечал за военную защиту вверенной ему области, руководил войском и гражданской администрацией, назначал и смещал чиновников, командовал комендантами городов и крепостей (трибунами или комитами), хартулариями – военными администраторами, управлявшими отдельными частями дуката, – осуществлял полицейские функции, контролировал действия судебных инстанций, сам проводил публичные судебные заседания в присутствии заседателей в главном городе своего округа, где он принимал апелляции нижестоящих судов, ведал финансами и поступлениями налогов, следил за церковным управлением, организовывал епископские выборы.

Таким образом, он был военным командиром и одновременно имел весьма широкие и хлопотные административно-территориальные полномочия, соединял военную власть с гражданской, короче говоря, являлся своеобразным военно-гражданским “губернатором” области».

Кроме того, дука Херсона мог назначать или, по другим данным, утверждать простатевонтов – управляющих в крымские кастроны [3] (каструмы) и полисмы [4].

Состав вооруженных сил. Сухопутные силы

Типичным для описываемогопериода является тот факт, что вооруженные силы Византии в Крыму состояли, приблизительно, на половину из местного населения. Крымские христиане несли воинскую повинность, обязуясь императору выставлять в случае необходимости ополчение определенной численности. Это иррегулярное войско включало в свой состав до 3000 человек. Столица византийской Таврики Херсонес имела население 6000–7000 человек и отправляла в ряды милиции около 1000 воинов.  Численность остального населения федератов в описываемый период достигала по некоторым данным 60000 человек или 6000 семей. Каждая третья семья выставляла в угрожаемый период полностью снаряженного ополченца. Рогу – воинское содержание такого воина – обеспечивалось всем вооруженным местным жителям, выступившим в составе имперских отрядов.

Что касается регулярных полевых войск империи, они были немногочисленны – на крымских границах их количество варьировалась в пределах 2000–4000 человек.

На территории Херсонеса военный гарнизон находился в юго-восточном наиболее укрепленном углу городища. Здесь же была ставка дукса. Раскопки на территории херсонесской цитадели помогли обнаружить остатки строения, названного археологами «домом командира». Он представлял собой как минимум двухэтажное здание, располагавшееся недалеко от 19-й куртины [5] оборонительных стен.

Здесь же были обнаружены остатки бани с ванными, а также горячими, теплыми и холодными помещениями. Обогревалось всё это с помощью гипокауста (от др.-греч. ὑπο- – приставка со значением «под-» и καυστός – «горячий», «раскалённый», «подогретый»), представлявшим собой классический тип античной, а позже древнеримской отопительной системы для обогрева жилых одноэтажных зданий и общественных бань. Вместимость этого помещения не превышала 10–15 человек.

Херсонесский флот

Еще до византийской эпохи в истории Таврики в ее столице базировались военные корабли. В херсонесской гавани находились судна мёзийского Флавиевого флота, а в цитадели города располагались сухопутные войска римлян: отряды I Италийского, XI Клавдиевого и V Македонского легионов из провинции Нижняя Мёзия.

В составе Римской империи херсонеситы оставались до V в., сдерживая сильнейший натиск варваров-степняков: тюркютов, гуннов, аваров. Ни у кого из этих злейших врагов таврических христиан не было флота. Тем не менее после присоединения Северного Причерноморья к Византии Херсонес разместил в своих уютных бухтах «очередной» военный флот, принадлежавший новой империи. Функции этих морских воинских соединений были по большей степени вспомогательными. Морской путь для доставки при необходимости дополнительных воинских контингентов в Таврику был самым удобным и выгодным. Кроме того, военный флот обеспечивал безопасность торговли и мореплавания для подданных империи.  

Основной единицей императорского флота в VI–VII вв. был принятый на вооружение императором Юстинианом модифицированный триаконтор, получивший название дромон (греч. «гонщик»). Скорее всего, и в херсонесских бухтах базировались корабли этого типа.

Дромон

Вот как описывает византийский дромон А. Зорич: «Несмотря на многообещающее название, дромон едва ли был быстрее аналогичных галер Восточного Средиземноморья. Считается, что вернуться к таким скромным кораблям византийцев заставило стремление к дешевизне и простоте обслуживания своего флота, которому в тот момент не было достойных противников. Византия в VI в. вела, преимущественно, сухопутные войны со своим опасным восточным соперником – сасанидской Персией.

Первоначально дромон представлял собой открытый, то есть беспалубный (греч. афракта), гребной корабль с одним ярусом весел и съемным парусным вооружением. Однако спустя некоторое время ситуация изменилась. Византия стала сильнее и в военном, и в экономическом отношениях, а на юге забрезжила новая угроза – арабы. Последние, быстро заполучив контроль над левантийским побережьем, получили доступ и к обширным флотам тамошних приморских городов, где издревле жили искусные мореходы (достаточно вспомнить финикийцев).

По этой причине византийский флот претерпел ту же эволюцию, что и греческий в VIII–VII вв. до н.э. Поскольку одноярусные беспалубные корабли не гарантировали надежной защиты Эгейского бассейна и Константинополя от морской угрозы, византийцы укрупнили дромон и сделали его двухъярусным, а одноярусные корабли стали называться монерами, или галерами (moneres и galea соответственно). Дромоны превратились в беспалубные 100-весельные биремы (по 25 весел на каждом ярусе с каждого борта), обзавелись 1–2 мачтами с «латинскими» косыми парусами и стали линейными кораблями византийского флота. Вместо сплошной палубы дромоны имели три сквозных настильных прохода, поднятых над гребцами: вдоль каждого борта, и центральный, проходящий по оси симметрии корабля».

 

 [1]. Фема – военно-административный округ в Византии.

 [2]. Tribunus civitatis – городской трибун. Исполнял обязанности коменданта города и командира военного гарнизона. После V в. эта должность, по мнению некоторых исследователей, уже не существовала. Впрочем, это предположение оспаривалось. Так, Храпунов Н.И. в своей диссертации «Администрация Византийского Херсона (конец IV–XI века)» утверждает, что эта должность появилась в итальянской провинции Византии в VI в. По его мнению, городские трибуны подчинялись дукам, которые, в свою очередь, выбирались на свой пост из числа особо отличившихся городских трибунов.

 [3]. Кастрон (каструм) – укрепленное поселение с городскими функциями

 [4]. Полисма – небольшой городок

 [5]. Куртина – часть крепостной стены или крепостного вала между двумя бастионами.

Продолжение следует…

Протоиерей Сергий Вовк, Вячеслав Пономарев
Даниловский благовестник, № 35, 2018 г.