Идем в кино. Сословные игры сталинского времени
Марина Шарапова
Название картины Н. Досталя «Петя по дороге в Царствие Небесное» (2009) отсылает к метафизике. Однако фильм сделан в реалистичной манере. О том, какую модель отечественного мироустройства открывает картина, расскажем по порядку.
Сюжет фильма, снятого по сценарию М. Кураева, написанному им по собственной одноименной повести, разворачивается в начале 1950-х годов в рабочем поселке за Полярным кругом недалеко от Кандалакши. Основное население поселка составляют спецпоселенцы. Забота советского государства о надлежащем воспитании граждан проявляется здесь во всем: газеты разоблачают очередных «врагов народа», растянутые на зданиях транспаранты убеждают, что все дороги ведут к коммунизму, из радиоприемников слышатся бодрые песни о том, что завтра жизнь будет еще веселей.
Простодушные персонажи картины работники «НиваГЭСстроя» доверяют советской пропаганде, радуются трудовым свершениям. Герои второго плана похожи друг на друга. Потертые серые ватники, широкие штаны из мешковины, шапки-ушанки делают их мало отличимыми от заключенных, направляемых по этапу в лагерь системы ГУЛАГа, расположенный неподалеку.
Среди жителей поселка выделяется фигура Пети – главного героя картины, местного дурачка. Еще до начала действия фильма Петя решил, что он инспектор ГАИ. И теперь он «инспектирует» состояние транспортных средств, «проверяет» путевые листы. Жители поселка в большинстве своем относятся к Пете с симпатией, подыгрывают ему, не возражая против «проверок».
Несмотря на детский интеллект, Петя имеет сложившиеся представления о том, как себя правильно вести в этом мире. Осуществляя «проверки», он «входит в положение» водителей, проштрафившихся по вине начальства. Петя стремится поступать так, как в его понимании должна действовать справедливая власть.
Второстепенные персонажи картины наивностью и доверчивостью нередко напоминают Петю. Авторы фильма предлагают свою трактовку того, почему «убогих у нас не обижают». Петю любят не потому, что он другой, а потому, что он во многом такой, как все остальные.
Болезнь Пети, с медицинской точки зрения определяемая как «синдром Корсакова», характеризуется покорной ограниченностью, отказом от саморазвития, погашенными оборонительными рефлексами. Эти симптомы нравственного, а не медицинского характера обнаруживаются у большинства жителей поселка. Все настолько парализованы страхом, что не проявляют никаких эмоций, когда конвоир, издеваясь, едва не убил пойманного и брошенного на снег ранее бежавшего заключенного. «Не попал», – говорит Петя. И в этих словах нет ни разочарования от промаха, ни осуждения действий конвоиров – только констатация факта.
Воровство на огородах, принадлежащих исправительному учреждению, лишь подтверждает нравственную недостаточность жителей поселка. Воруют у других для предотвращения воровства у себя. И никто это не осознает как безвыходную ситуацию, которая без осознания личной ответственности за поступки никогда не сможет закончиться.
Петя как персонаж-юродивый в этом мире выявляет подлинную суть «обычных» героев и «обычных» обстоятельств.
Взаимоотношения народа, власти и интеллигенции помогают определить модель мироустройства, характерную для общества, представленного в фильме. Власть в картине находит свое воплощение в образе полковника Богуславского, в ведении которого находятся учреждения системы ГУЛАГа, а также в фигуре капитана Яркина, начальника конвоя заключенных. Фамилия «Богуславский» присвоена автором персонажу неслучайно. Эта фамилия по своему значению (славящий Бога) контрастирует с убеждениями героя. Богуславский поклоняется и защищает иного бога – Сталина. Социально близкими власти Богуславский называет уголовников. Это неудивительно: в общении с подчиненными полковник и сам напоминает пахана, который стремится «по понятиям» поддерживать порядок на вверенной ему территории.
Начальник конвоя Яркин – верный страж режима. Одна из черт образа героя – постоянные поскальзывания, после которых он едва не падает. Образ скользящего конвоира метафоричен – власть представляется неустойчивой и шаткой. Лишь когда надо задержать беглого зека, Яркин снимает с валенок калоши, прочно встает на ноги и уверенно проводит операцию по поимке сбежавшего.
Богуславский и Яркин – единственные персонажи картины, которые не подыгрывают Пете в его «инспекторской работе». Яркин интуитивно чувствует что-то возмутительное в том, что дурачок Петя, забравшись на снеговое возвышение, напоминающее Мавзолей, отдает честь колонне зеков, сопровождаемых конвоирами. Действительно, дурак на «Мавзолее», отдающий честь заключенным, похожим на народ, участвующий в демонстрации, аллегория опасная. Яркин заставляет Петю немедленно спуститься с «Мавзолея». Власть настоящая здесь видит пародию на нее саму. Поэтому и Богуславскому, и Яркину необходимо, чтобы Петя перестал представляться властным персонажем.
Интеллигенция в фильме представлена тремя героями. Это медики: Ирина Константинова, жена Богуславского, и хирург Йоффе, еврей по национальности. К интеллигенции, что следует из диалогов фильма, принадлежит и начальник строительства Николай Коновалов. Эти герои по-разному взаимодействуют с народом и властью. Общим для всех интеллигентов является миролюбивое отношение и к Пете, и к простым людям.
Ирина Константиновна, в прошлом пережившая драму из-за того, что Богуславский посадил за решетку ее предыдущего мужа, теперь предпочитает ладить с ним, но время от времени изменяет ему. Полковник пытается следить за женой, находя осведомителей, но Ирина Константиновна знает, как обхитрить мужа. Она безошибочно находит своего опекуна хирурга Йоффе и, предъявляя в качестве аргументов свои женские прелести, обезоруживает несостоявшегося сексота связью с ним, превращая его в верного друга. Таким образом, отношения в треугольнике «Богуславский – Йоффе – Ирина» оказываются отношениями взаимного предательства.
Начальник строительства Коновалов пользуется уважением у рабочих. Лишь Петя поначалу вообще отказывается с ним общаться, а потом, уразумев, что был неправ, стремиться завязать дружеское общение.
Так, отношения Пети и героев-интеллигентов варьируются от непонимания до беззаветной любви и преданности со стороны народа, а со стороны интеллигенции – от искреннего сострадания до лукавства, способствующего самообману народа. В конце концов оказывается, что подыгрывание Пете в его желании «быть властью» ведет героя к гибели. Земная дорога Пети в Царствие Небесное закончена. Теперь убогий, действительно, уже у Бога.
Картина мира, очерченная авторами фильма, удручает: власть не может ни вразумить, ни услышать народ, теряющий от страха при соприкосновении с ней способность адекватно реагировать на происходящее. Интеллигенция сочувствует народу, но ее потакание нравственному «синдрому Корсакова», страх перед властью, взаимные плутовские маневры делают неудачными попытки возродить народное самосознание.
Последний кадр фильма, в котором режиссер акцентирует внимание на обрывке газеты с фотографией Сталина, зацепившемся на колючей проволоке, становится объяснением сложившегося миропорядка. По версии авторов фильма, сталинизм повредил генотип нации и продолжает способствовать деградации человеческого в людях.
Фото: kinopoisk.ru