«Код» милосердия Бахрушиных

Виктория Михайлова

Уважаемый читатель, много ли ты знаешь о людях, носивших эту замечательную фамилию? Думаю, одни из вас вспомнят улицу Бахрушина в Москве, другие – театральный музей, мимо которого, возможно, пришлось проходить, спеша по делам. Тогда как на самом деле сложно назвать какую-либо еще семью, кто безвозмездно, на собственные средства сделал столько, как сказали бы сейчас, для социальной сферы Москвы!

В конце XIX века фамилия Бахрушиных была хорошо известна в столице, и прежде всего тем, кто нуждался в участии и спасении: бедным, больным, вдовам, сиротам, тем, кто мог благодарить за помощь лишь своими неустанными молитвами. Милосердные дела этой замечательной семьи были без преувеличения грандиозными, и, хотя мы знаем и другие славные имена российских благотворителей, масштабы милосердия братьев Бахрушиных ныне, спустя век с лишним, вызывают невероятное восхищение и уважение!

Не удивителен ли при этом тот факт, что «потомственные благотворители Москвы», почетные граждане нашей столицы, люди столь высокого духа покоятся… в замурованном склепе на улице Стромынка? Никаких памятников. Даже цветы нельзя принести.

Но давайте обо всем по порядку.

Очень многие купеческие фамилии на Руси были родом из глубинки. Бахрушины не исключение. История замечательной династии уходит корнями в стародавние времена, в XV век, в татарское Касимовское царство (оно располагалось на территории нынешней Рязанской области, а его основателем был сын хана Золотой Орды Улуг-Мухаммед). Один из жителей Касимова, сын некоего Бахруша в конце XVI века решил заняться перегоном скота на продажу и перебрался в город Зарайск, бывший тогда центром торговли хлебом и мясом на Астраханском тракте.

Вот от кого она, знаменитая торговая и предпринимательская жилка Бахрушиных! Он же и фамилию для себя и будущих поколений придумал. Раз от Бахруша род – быть ему на русский манер Бахрушиными. А еще сын Бахруша принял решение, ставшее поворотным и судьбоносным для всех его потомков: крестился, стал православным.

Со времен Золотой Орды немало потомков Чингисхана и Батыя принимали православную веру. Думаю, что первый крещенный из рода Бахрушиных стал ее искренним горячим последователем, и этим в первую очередь можно объяснить, почему в семье столь укоренились и передавались из поколения в поколение главные ценности православия: любовь, милосердие, добрые дела.

В Зарайске Бахрушины 200 лет были прасолами – так в древней Руси называли торговцев скотом. Пригоняли его из Поволжья, из этих же мест возили и рыбу. Тяжелый труд и нужда – примерно так выглядела их жизнь в Зарайске. И тогда основатель московской ветви Бахрушиных Алексей Федорович решил податься в Москву.

 .
Основатель московской ветви
Бахрушиных Алексей Федорович Бахрушин

Москва открывала огромные возможности именно для купечества. Другое дело – Петербург, туда желающие служить стремились за званиями, чинами. Итак, в 1821 году, Алексей Федорович Бахрушин, взяв жену Наталью Ивановну и двухлетнего сына Петра, отправился в дальний путь. Оба других его сына – Александр (1823 года рождения) и Василий (1832) появились на свет уже в столице.

200 километров нелегкого пути путники отважно прошли пешком, на телеге везли лишь домашнюю утварь да маленького Петра – будущий миллионер приехал в Москву в корзине для кур, о чем часто любил с улыбкой вспоминать.

Москва встретила звоном колоколов, блеском куполов, шумом и суетой столичной жизни. Поселились в районе Таганки, здесь же продолжали свою деятельность, а дополнительно занялись выделкой кожи. Доходов хватало лишь на скромную жизнь, даже подросшему Петру приходилось бегать на сенной торг Мытного двора подрабатывать. Но, несмотря на стесненность в средствах, отец старался дать сыновьям хорошее образование, понимая, что это основа основ; а способного к языкам Александра еще и обучал французскому. Сам-то он был, по его же словам, «образован на медные деньги», но природный ум, любознательность, а главное способность к самообразованию помогли не просто прогрессивно развивать семейное дело, но даже превратить его в одно из самых успешных и доходных за всю историю России.

Важную роль в этих успехах играла атмосфера в семье. Милосердие, забота о близких и ближнем прививались детям: «Любите друг друга, помогайте друг другу; ежедневно молитесь; никогда не забывайте бедных, сами же пользуйтесь только необходимым; всегда трудитесь и не жалуйтесь на жизнь; семью создавайте на основе веры и доверия; мужественно носите тяготы друг друга», – учили старшие Бахрушины младших.

В 1825 году Алексей Федорович предприимчиво нашел сбыт коже, поставляя ее в русскую армию, и доходы пошли в гору. В 1831 году он открыл перчаточную фабрику, а вскоре, подкопив денег, приобрел и сафьяновую, объединив обе фабрики в 1834 году в сафьяново-кожевенный завод.

Сыновья Петр, Александр и Василий вместе с отцом увлеченно участвовали в развитии дел семейных. С 1875 года объединенное предприятие стало «Мануфактурой Алексея Бахрушина и сыновей». Удивительным было отношение владельцев-миллионеров к наемным рабочим: семейное, теплое, заботливое. Будучи людьми верующими, Бахрушины считали, что успех, достаток, возможности посланы им Господом, а значит необходимо делиться с теми, кто по разным причинам этого лишен. Да и собственное детство в нужде очень хорошо помнили.

Никакого детского труда, – только с 18 лет принимали молодых людей на работу. Обеспечивали трудящихся жильем – «молодецкими» и семейными спальнями, предоставляли бесплатную медицинскую помощь (при мануфактуре принимал местный фельдшер и приходящий врач). У завода были свои здравницы, где отдыхали рабочие и их семьи, а в придачу к этому еще и отличные зарплаты!

Бахрушин Петр Алексеевич

Бахрушин Александр Алексеевич

Бахрушин Василий Алексеевич

При этом сами владельцы одного из богатейших в Москве предприятий вели скромную и размеренную жизнь, не отличались тратами на какие бы то ни было собственные прихоти. Жили добротно, но роскошь не приветствовали. Их предприятие стало их жизнью, занимая все дни от зари и до зари. «14 вторник. В 7 часов утра … Богу помолясь, чаю напился, по заводу прошел, товары принял и разобрал…», – писал в своем дневнике один из братьев, Петр Алексеевич.

А еще прижилась в семье Бахрушиных крепкая традиция – по окончании каждого финансового года жертвовать средства на благотворительные цели. Иногда это были суммы, составляющие 50% их дохода, а порой даже 80%. Причем бахрушинские дела милосердия имели ряд отличительных черт: они не ограничивались лишь перечислением денежных средств. Сами братья и их родственники входили в попечительские советы созданных ими учреждений, во всё вникали с целью максимально эффективного расходования средств и перспективного развития. Для этого часть пожертвований клали в банк под проценты.

И – строили храмы. Иначе у Бахрушиных не могло и быть, ведь все члены их семьи были глубоко верующими, чтили православные праздники, традиции, обязательно совершали паломничество к православным святыням. Храмы возводили с чувством огромной благодарности Господу.

 .
Алексей Александрович Бахрушин,
основатель театрального музея

В 1848 году в семье произошло несчастье: Алексей Федорович заболел холерой и скоропостижно умер. Но его сыновья, как ветви надежно укорененного родового древа, уже окрепли, набрали силу. Петр, Александр и Василий решили не делить отцовский капитал, а действовать сообща, развивая производство и сбыт продукции, продолжая замечательные дела во благо нуждающихся и решая тем самым массу социальных проблем, с которыми не справлялось государство. Братья были настолько сплоченными и дружными, что долго жили семьями в одном доме, в Кожевниках (их мануфактура дала название целому московскому району).

...Если вы доберетесь до станции метро Сокольники и пойдете вдоль улицы Стромынка, то ваше внимание обязательно привлечет старинное здание красного кирпича, построенное в русском стиле. Больница, открытая на средства братьев Бахрушиных в 1887 году, – их первое благотворительное детище. Огромную сумму по тем временам (450 тысяч рублей) они передали для строительства городскому главе. Примечательно, что, согласно их задумке, предназначалась больница для «лиц всякого звания, преимущественно из недостаточных жителей», а пациентов именовали не иначе, как пенсионерами братьев Бахрушиных!

По своей сути это был первый в России хоспис, потому что пациентами были люди, страдающие неизлечимыми недугами. Здесь возможно было одновременно лечить 200 человек, а к 1890 году возможности больницы были увеличены вдвое. Позже, в 1903 году, в больничном городке был открыт родильный дом.

Свой вклад в развитие лечебного комплекса внесла и жена одного из братьев, Вера Федоровна, пожертвовавшая в 1913 году средства на открытие при больнице амбулатории. На территории больницы были построены сразу два храма: в честь великомученика Пантелеимона (храм был снесен в 1971 году) и церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая находилась в главном корпусе больницы. Прямо над центральным входом возвышались три ее купола.

 .

Бахрушины вложили в этот проект не только средства, но и душу, больница и домовые храмы стали их главным благотворительным объектом. Поэтому именно в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» задумали они устроить свой фамильный склеп. И хотя при лечебных заведениях подобное было запрещено, царская власть сделала исключение для столь уважаемой всеми династии благотворителей. Так и появился в подвале под храмом склеп, где вечный покой обрели милосердные братья Бахрушины и их жены...

Но наступил страшный 1917 год, а вслед за ним – разрушения и гонения, обрушившиеся на православные святыни. В первую очередь, страдали именно домовые церкви, закрытие которых вызывало меньший резонанс в народе, зато очень «украшало» революционную статистику борьбы с религией. Мрачная очередь дошла и до больничного храма на Стромынке. Для начала больницу переименовали, дав ей имя врача-клинициста Остроумова. Не нравилось большевикам, что она носила славное имя их классовых врагов. Церковь закрыли, купола и кресты снесли, якобы для строительства третьего этажа. Внутри главного корпуса тоже не сохранили никаких церковных признаков, хотя храм был продуман и построен так, чтобы больные, многие из которых по состоянию здоровья не выходили на улицу, могли попасть в него прямо из больничных коридоров.

Далее встал вопрос о захоронениях. Городские власти не нашли средств перезахоронить останки замечательных людей и просто, используя цемент и кирпичи, навечно замуровали склеп. К слову, Моссовет в те годы (1918–1926 годы) возглавлял Лев Каменев, и именно он развел руками в ответ на просьбу родственников о сохранении склепа: «Ну вот ничем не могу помочь!»

Так и остались лежать славные Бахрушины под больничными стенами…

Шли годы. К 120-летнему юбилею больницы потомки стали обращаться в различные инстанции с просьбой возродить добрую, заслуженную память своих предков, избавить их от несправедливого забвения. Просили разместить на этом памятном месте хотя бы символическую мемориальную доску. Тогдашний глава департамента здравоохранения потребовал: «Докажите, что там была церковь!» Пришлось унизительно доказывать… В итоге в 2016 году больнице вернули законное историческое имя братьев Бахрушиных, а в холле главного корпуса появились портреты основателей учреждения и мемориальная доска в их честь. Однако с 2021 года больница закрыта, как утверждают городские власти, на капитальный ремонт, и у защитников культурного наследия Москвы есть обоснованные опасения насчет ее дальнейшей судьбы.

…Ещё один замечательный замысел Александру и Василию пришлось реализовывать, к сожалению, уже без Петра, умершего в 1894 году.

В 1895 году они выделили 600 тысяч рублей для строительства приюта для мальчиков, оставшихся без попечения родителей. Московское городское управление передало под это дело 9 десятин земли за Ярославской дорогой. Еще до открытия приюта был разработан его устав и утвержден в 1898 году императором Николаем II. Уставом была определена задача не просто обогреть и накормить сирот, а вырастить здоровых, образованных, воспитанных, профессионально подготовленных людей. Пункт о возможных действиях в случае закрытия приюта был вычеркнут из документа – дом для сирот создавали на «веки вечные».

 .

25 ноября 1901 года, в день празднования иконы Божией Матери «Милостивая» в Сокольнической роще состоялось торжественное открытие. Несколько жилых маленьких корпусов с домашней атмосферой, здание учебного корпуса, прекрасный храм Живоначальной Троицы, ставший по бахрушинской традиции смысловым и художественным центром благотворительного проекта. Все строения выполнены из красного кирпича с использованием приемов художественной кладки, украшены белыми нарядными колоннами и узорчатыми, сказочными окнами.

 .

Троицкий храм – единственный на Руси, который был построен специально для детей-сирот. Очень трогательно и проникновенно смотрел с алтарной фрески на юных воспитанников их ровесник – юный Иисус Христос, образ Которого был написан в традициях Виктора Васнецова. В свое время, в один из тяжелых периодов жизни художника, Бахрушины оказали ему значимую поддержку. В знак уважения и благодарности Васнецов не раз расписывал построенные ими церкви.

 .

Приют получился по-настоящему семейным, он дарил обделенным детям тепло, уют и заботу. Мальчики начинали день с молитвы, затем осваивали науки и ремесла в электромеханических, слесарных и художественных мастерских и, вырастая, покидали благодатное место с профессией за плечами и готовностью к самостоятельной жизни.

К сожалению, сегодня весь комплекс находится в сильном упадке и запустении. Правда, постепенно восстанавливается храм, а вот корпуса продолжают разрушаться от времени и заброшенности. А почему бы не восстановить их и не продолжить благое дело, начатое Бахрушиными?

Замечательным примером, того, как это могло бы быть, является прекрасная Марфо-Мариинская обитель. Кстати, ее основательница Великая княгиня Елизавета Федоровна лично приезжала в приют в Сокольники, чтобы перенять опыт и разработать программу реабилитации, профессиональной и социальной адаптации инвалидов Первой мировой войны.

Нынешние городские власти отказываются передать храму Живоначальной Троицы то, что осталось от приютских построек. Почему? Чего ждут? Окончательного их разрушения и получения свободного дорогого участка московской земли? Наверняка весь архитектурный ансамбль можно восстановить, ведь строили Бахрушины на совесть, качественно!

 .

Доказательством тому служит здание на углу Софийской набережной и Фалеевского переулка, одно из самых красивых в старой Москве. Даже не верится, что это возведенный благотворителями в 1888 году дом бесплатных квартир для бедных: для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек (курсисток). И снова по традиции всё настолько основательно, что вот у кого бы поучиться! При доме было два детских сада, ремесленные мастерские, бесплатные профессиональные курсы для девочек и бесплатная столовая. Всего 456 квартир, каждая с комнатами площадью от 13,2 до 30,4 квадратных метров. Это в полной мере сравнимо с размерами квартир в нынешних новостройках Москвы, ипотеку за которые семьи XXI века выплачивают иногда более чем 15 лет. В ансамбле дома храм Николая Чудотворца – неизменный «автограф» Бахрушиных.

Ансамбль дома и храма получился настолько красивым, что украсил самый центр Москвы, и теперь в нем «проживают» не вдовы или сироты, а совсем даже не бедная компания «Роснефть». Правда, знаменитый бахрушинский Никольский храм так и стоит со сломанным крестом еще с советской поры... Да к нему и не подойти! Ведь это такая важная закрытая территория.

Выручит прогулка по Софийской набережной, подарит возможность восхититься грандиозностью формы и смысла бахрушинского творения. А купол Никольской церкви хорошо виден со всех прилегающих улиц.

Но вот семейным храмом всей династии Бахрушиных с XIX века был и остается храм Живоначальной Троицы в их родных Кожевниках. Сегодня его не так просто найти среди множества современных офисных и производственных построек, но попробовать стоит. Ведь прихожанами и старостами храма в XIX веке, еще на заре своего становления, были сами братья Бахрушины. Сюда на праздничные и будничные богослужения приходят сегодня и их потомки. Архитектор церкви неизвестен, а колокольня, говорят, построена знаменитым Иваном Зарудным в XVII веке. Русско-византийский, воздушный стиль храма, создает невероятно праздничное и легкое настроение!

 .

В XIX веке Троицкий храм отличался замечательным, пышным внутренним убранством, в создании которого семья Бахрушиных принимала непосредственное участие. В 1895 году здесь венчался сын Александра Алексей, будущий создатель театрального музея в Москве.

Вот и получается, что Бахрушиным удалось в XIX веке создать в Москве целый «параллельный» мир – настоящий «мир милосердия». Только представьте: дом городских начальных училищ, туберкулезный санаторий, родильные приюты и богадельни, дом для престарелых артистов, – и все это помимо тех учреждений, о которых я рассказала выше.

Бахрушины финансировали также медицинские исследования, зарождавшийся воздушный гражданский флот, стипендии студентов. Построили десять храмов, а помогали семнадцати. Создали «с нуля» более ста учреждений, потратив по разным источникам от шести до восьми миллионов рублей, что в современном денежном эквиваленте достигает десяти миллиардов! Редко «голые факты» так впечатляют, согласитесь.

Династия великих благотворителей поистине уникальна, она восхищает преемственностью в богоугодных делах и сплоченностью, неотступным следованием православным традициям, удивительной трудоспособностью, настоящим патриотизмом, добротой и целеустремленностью, переходящими из поколения в поколение. Такой вот он, доминирующий, чудесный «наследственный код» Бахрушиных!

…В последний путь каждого из братьев провожали семнадцать священников, именно таким было число возведенных и облагодетельствованных ими храмов. Обидно, что покоятся братья в замурованном склепе, без памятников и цветов на надгробиях. Это печально и несправедливо. Но мне почему-то кажется, что сами они отнеслись бы к этому совершенно спокойно: ведь над всеми милосердными делами Бахрушиных всегда возвышалась их невероятная скромность.


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!