«Вера истинных христиан восторжествует снова…»
Николай Головкин
В 2019 году Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется 10 февраля.
Среди пострадавших за веру в ХХ веке, чью память Церковь отмечает 10 февраля, святой преподобномученик Маврикий (Полетаев) /1880–1937/. Ему довелось знать святого праведного Иоанна Кронштадтского, учиться, служить, томиться в тюрьмах и лагерях с теми людьми, чьи имена стали гордостью нашего Отечества и Церкви.
По стопам апостола Фомы
По Промыслу Божиему будущий преподобномученик Маврикий (Полетаев) начинал пастырское служение вдали от родных мест – в Туркестане, куда христианство пришло задолго до ислама.
Вот что пишет о вере Христовой в Средней Азии, в частности в Туркмении, в древнем Мерве, в своей книге «Большой полёт крылатого коня» митрополит Омский и Таврический (бывший митрополит Ташкентский и Среднеазиатский) Владимир (Иким):
«…на Туркменской земле всходы проповеди святого апостола Фомы проявились раньше и ярче, чем в любом другом краю Центральной Азии. В пригороде Мерва археологами обнаружен христианский храм, построенный уже в начале II века по Рождеству Христову. В трудах аль-Бируни упоминается имя одного из первых наставников Мервской общины. Им был священник Барахий, память которого почиталась в этом городе на протяжении многих столетий.
…На рубеже III–IV вв. в Мерве первой во всём центральноазиатском регионе утверждается епархия во главе с епископом, затем превращающаяся в мощную Мервскую митрополию. Эта митрополия вкупе с возникшей позднее Самаркандской первоначально окормляла всю Центрально-Азиатскую Церковь, которая простирала своё влияние и на Великую Степь, и на Афганистан, и на Китай. Вплоть до эпохи Тюркских каганатов и основания отдельной Невакетско-Кашгарской митрополии – из Мерва в города Семиречья (современная Киргизия) и Восточного Туркестана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая) направлялись епископы, хорепископы (викарии) и священнослужители».
Благословение Иоанна Кронштадтского
Будущий преподобномученик Маврикий (Полетаев) родился 18 декабря 1880 года в городе Кронштадте Санкт-Петербургской губернии. При крещении он получил имя Михаила.
В 1901 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию по второму разряду, женился и принял сан. В 1904 году у него родился сын Владимир. Отец Михаил выбирает местом своего служения далекий Туркестан.
Согласно сохранившемуся в их роду семейному преданию это решение было принято не без влияния святого праведного Иоанна Кронштадтского, который благословил отца Михаила на службу в Средней Азии. Он был лично знаком с всероссийским пастырем не только потому, что жил в Кронштадте. Его отец протодиакон Владимир Полетаев служил в Андреевском соборе при батюшке Иоанне. А мать молодого иерея Мария Петровна Несвицкая была племянницей его жены Елизаветы Константиновны. Поэтому святой Иоанн Кронштадтский, конечно же, не мог остаться безучастным к судьбе молодого священника и благословил его на путь служения Господу.
Путь, который, по Промыслу Божиему, оказался со многими скорбями и лишениями, привёл духовное чадо отца Иоанна, как и тысячи людей, «за веру и правду пострадавших», на Русскую Голгофу.
В 1908 году, в последний год земной жизни Кронштадтского пастыря, отец Михаил отправляется служить в Закаспий, в древний туркменский город Мерв (ныне – Мары). Священники ехали служить туда не очень охотно.
В 1900 году в Мерве, как пишет владыка Владимир, «был построен прекрасный храм в стиле русского барокко».
Церковь эта – первоначально она называлась Свято-Никольской, затем Свято-Покровским храмом – была построена как гарнизонная руками русских солдат, которые несли службу на территории Закаспия. Ее настоятель являлся военным священником, ему приходилось окормлять многочисленный гарнизон российской армии, находящийся в Мерве.
Прослужив здесь несколько лет настоятелем, отец Михаил «за усердное служение Церкви» был возведен в сан протоиерея.
Годы гонений. Первый арест
После революции отец Михаил повторил судьбу всего нашего духовенства. Его неоднократно арестовывали, запрещали исполнять свой пастырский долг. По словам его внучки Анны Владимировны Мирошниковой, овдовев, отец Михаил в 1927 году перебрался в Россию. Дети батюшки (кроме сына Владимира, у него было еще две дочери: Ольга 1905 и Антонина 1909 года рождения) к тому времени были взрослыми, жили отдельно.
В том же 1927 году в возрасте сорока семи лет отец Михаил принял монашеский постриг с именем Маврикий в пустыни Параклита (от греческого: Дух Святой, Утешитель) при Свято-Троицкой Сергиевой лавре.
8 сентября 1928 года архимандрита Маврикия, который служил в то время в городе Юрьев-Польский Владимирской области, впервые арестовали (Архив ДКНБ по Карагандинской области, д. № 2060). Коллегией при ОГПУ по обвинению за «контрреволюционную деятельность» (ст.58-10 УК РСФСР) он был приговорен к трем годам ссылки с лишением права проживания в шести крупных населённых пунктах страны. Наказание отбывал в Орле с 1928 по 1930 годы (ГАРФ. Ф.10 035. Оп.1. Д. П-77 092).
«Дело духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием...»
После освобождения с 1930 по 1935 год служил настоятелем Кукуевской Всехсвятской церкви. Жил в 27 доме на Нижней Кукуевской улице Загорска (Сергиева Посада).
21 октября 1935 года был арестован. С этого дня и до 8 февраля 1936 года был заключен в Бутырской тюрьме в Москве.
Поводом к аресту послужило «существование контрреволюционной монархической группировки духовенства и церковников во главе с монахом Маврикием и монахом игуменом Максимилианом».
Хозяйка дома Басовых (у кого жил в Загорске отец Маврикий) два раза ездила его навещать, а на третий раз передачу не приняли –сказали: «10 лет без права переписки».
Особым Совещанием при НКВД СССР 8 февраля 1936 года по обвинению в «антисоветской агитации, активном участие в к/р группировке церковников и бывших монахов Троице-Сергиевой лавры, прославлении в к/р целях могилы "старца Алексия" Соловьева, распространении провокационных слухов» (ст.58-10, 58-11 УК РСФСР, «Дело духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием. Загорск. 1936 г.») был приговорен к трем годам ИТЛ.
В обвинительном заключении говорилось, что «в г. Загорске… возвратились из ссылки и поселились на жительство монахи б. "Сергиевской Лавры" Марченко М.Г., он же игумен Максимилиан… и Полетаев М.В., он же архимандрит Маврикий, Марченко и Полетаев восстановили свои связи с б. монахами "Сергиевской Лавры" и к/р настроенными церковниками. Марченко, Полетаев, Кондратьев, Климов, Графов и Крестников объединились в тесно спаянную к/р группировку, объединили вокруг себя б. монахов, монашек и к/р.настроенных церковников… распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, призывали верующих объединиться и встать на защиту православной церкви, окружающим необходимость организации нового церковного управления и людей безусловно преданных церкви, которые будут защищать интересы верующих перед советской властью… Марченко, Полетаев, Крестников и Кондратьев в к/р целях прославляли могилу "старца Алексея"[Соловьева], похороненного на Кукуевском кладбище, распускали провокационные слухи о якобы имевшихся случаях исцеления на его могиле, организовывали паломничество верующих на могилу, по пути обрабатывая их в а/с духе…».
Карательные органы преследовали отца Маврикия и других пастырей за «старца Алексея» [Соловьева], похороненного на Кукуевском кладбище», они очень боялись его из-за популярности у верующих и после кончины этого старца. Именно старцу Алексию Зосимовскому, вышедшему после революции из затвора, 5 ноября 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе в храме Христа Спасителя, на котором решили восстановить на Руси Патриаршество, было доверено вытащить жребий с именем нового Патриарха. Им стал святитель Тихон.
В КарЛАГе
В начале 1990-х современный поэт в стихотворении «Караганда» создал мрачный образ шахтёрского города, где жива память о жертвах КарЛАГа:
На дымящие трубы нанизаны годы…
В этом городе улицы в храм не приводят.
Да и храмов самих в этом городе нет.
Эти строки ясно показывают, как оторвались мы, спустя десятилетия «безбожной власти», от своей подлинной истории и корней.
Именно сюда, в одно из страшнейших подразделений ГУЛАГа – КарЛАГ, – был отправлен 9 февраля 1937-го архимандрит Маврикий. Этот лагерь располагался на огромной территории, имевшей даже свою столицу – казахстанский город Караганду.
28 сентября 1937 года архимандрит Маврикий Тройкой при УНКВД по Карагандинской области был обвинен в «создании в КарЛАГе НКВД к/р группы, которая под руководством Полетаева проводила богослужения и тем распространяла к/р и религиозные настроения среди лагерников» (ст.58-10, 58-11 УК РСФСР, «Дело архимандрита Маврикия (Полетаева) и др. Караганда. 1937 г.»), а также по причине того, что, «отбывая меру соцзащиты в КарЛАГе НКВД… создал к/р группу, которая под руководством [архимандрита Маврикия] Полетаева систематически собиралась, проводила богослужения, распространяла к/р и религиозные настроения среди лагерников, направленные на дискредитацию советского правительства…»
Он был приговорен к расстрелу.
Свидетели, проходящие по делу говорили, что Полетаев «был организатором собраний заключенных, читал молебны, [у него] имелась литература, ризы, кресты. Богослужения устраивали на квартире Полетаева и Кондратьева, в кузнице и за стогами сена. В проповедях Полетаев призывал верующих не поддаваться соблазну, которому поддались отступники от веры, продавшиеся за временное благополучие… На вопрос Полетаеву, думает ли он порвать с духовенством, он сказал, что, пока жив, он от своих мнений и взглядов не отступит… Полетаев очень набожный человек, аккуратно соблюдает правила и время отправления обрядов. Он регулярно читает акафисты и Евангелие. В конце чтений говорит проповеди, [в которых призывает] покорно переносить кару Господа, наложенную на нас за наши грехи. Что Господь милостив, что Он видит наши страдания за веру, издевательства над верующими со стороны людей, продавшихся антихристу». И еще, мол, Полетаев говорил: "…Нашим страданиям придет конец,…вера истинных христиан восторжествует в России снова"».
На допросах архимандрит Маврикий показал, что «…к советской власти он принципиально лоялен, хотя факт существования этого порядка управления мне и неприятен», все остальные обвинения отрицал, виновным себя не признал. Категорически отрицал желание создать к/р группу.
«Я своё молитвенное настроение храню при себе, во вне я его не проявлял», – говорил священномученик на допросе.
Приговор приведён в исполнение 4 октября 1937 года в 23:00. Его похоронили в безвестной могиле. По рассказам епископа Ташкентского Гурия (Егорова), который в 1933–1943 годах отбывал сроки в различных лагерях и тюрьмах, в том числе находился и в КарЛАГе, отца Маврикия «сильно мучили, а потом расстреляли».
Под Покровом Пресвятой Богородицы
Свято-Покровский храм в городе Мары (бывший Мерв), где служил будущий преподобномученик Маврикий (Полетаев), как сообщает сайт «Православие в Туркменистане», в 1930-е годы закрыли, колокольню снесли, а здание церкви использовали как клуб, затем как воинский склад.
В годы Великой Отечественной, в период общей для народов страны беды, начался естественный процесс сближения между Церковью и государством. Тогда стали возвращать верующим храмы, уменьшились гонения и репрессии на церковнослужителей. Ввиду таких благоприятных обстоятельств, в 1947 году верующие города Мары обратились в Москву с коллективным письмом о возвращении Покровского храма и получили положительный ответ.
Для служения на приходе, в Ташкентское епархиальное управление из Мары вызвали и рукоположили в сан священника сына отца Маврикия диакона Владимира Полетаева, который незадолго до этого вернулся из 10-летнего лагерного заключения.
Иерей Владимир, приступив к исполнению обязанностей настоятеля, провёл реставрацию Покровского храма и служил в нём до своей кончины в 1975 году. За труды был награжден митрой.
Дочь отца Владимира Полетаева, которая до 2002 года была регентом хора в Покровском храме, рассказала, что 26 сентября 1937 года в городе Мары были расстреляны протоиереи Климент, Василий и Киприан, иереи Иоанн и Григорий. Также в 1937 году расстрелян священник Александр Петров. За алтарем храма находится крест, установленный в память отца Михаила и отца Димитрия, сведения о которых не сохранились.
Ныне Свято-Покровский храм в Мары – один из 12-ти действующих православных храмов Патриаршего благочиния приходов Русской Православной Церкви в Республике Туркменистан, которое включено в состав Среднеазиатского митрополичьего округа. Управляющий Патриаршим благочинием – архиепископ Пятигорский Феофилакт.
Святые новомученики и исповедники Церкви Русской, молите Бога о нас!
Прошли годы гонений, и преподобномученик Маврикий (Полетаев) вместе с преподобным Алексием Зосимовским (Соловьевым) были причислены к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 года Русской Православной Церкви.
Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на рубеже тысячелетий подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия в России. Это прославление православных мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога, явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божиего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа.