Потомки Хама
Владимир Басенков
100 лет назад Россия, по выражению уцелевших в Гражданской войне белых эмигрантов, «попала в руки Хама». Самое безобидное значение слова «хам» – «грубиян», но хамство –явление более широкое и опасное. Опасное тем, что банальной грубостью хамы не ограничиваются.
Одним из сыновей ветхозаветного патриарха Ноя, пережившего всемирный потоп, был Хам – сын, посмеявшийся над наготой своего отца. Внутренне он переступил очень важный нравственный запрет, выразил неуважение к святыне. Ной проклял Ханаана, сына Хама, пророча ему рабское существование: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9:25).
Писатель Сергей Довлатов называл хамством грубость, наглость, нахальство, вместе взятые и умноженные на безнаказанность. Хамство как удел трусливой рабской души становится возможным тогда, когда есть шанс избежать наказания. Что не запрещено – то разрешено. Хамство процветает при атомизации общества, когда размываются границы понятий «хорошо» и «плохо» и когда у каждого своя правда. Хамство распространяется со скоростью вируса, если не получает отпора. Оно проникает в культуру и становится частью общества. Загляните ради интереса на политическое или любое другое ток-шоу какого угодно из первой десятки каналов, и у вас возникнет ощущение, что вы попали на перепалку жильцов в неблагополучном спальном районе. Призванные формировать общественное мнение и модели поведения граждан, СМИ удивляют рейтинговым форматом базарных разборок.
Виктор Милованов, фронтовик-разведчик, знаток знаменного пения и древнерусской иконописи, староста храма Покрова на Рогожском кладбище, описывал в своих воспоминаниях формирование «советской нации» в 30-е годы в Москве:
«Бедность, грубость и хулиганство были в почете, приветствовалось осмеивание всего непонятного и чужого. Трудно писать об этом серьезно – до такой степени это было глупо... Ненависть к гармонии и вообще изящным искусствам была следствием борьбы с религией как с вражеской идеологией».
Борьба с религией – апогей хамства. Святыни больше нет – веди себя, как хочешь. Вот оно, хамство, в широком смысле. С Алексеем Серебряковым, заявившим, что хамство является национальной идеей России, хочется не согласиться. Но вот бытового беззакония, увы, хватает.
В интернете, на детской площадке, в магазине вы и ваши близкие могут оказаться жертвами грубости, неуважительного отношения со стороны людей, убежденных в своей безнаказанности. Проблема в том, что всё начинается с малого, и черная холопья душа, привыкнув переступать нормы общественной морали изо дня в день, медленно убеждается в отсутствии таковых границ для себя лично. Тяжелые комплексы ощущения себя ненужной неполноценной личностью заставляют хама всеми возможными способами обращать на себя внимание посредством аморального поведения. Когда границы размыты, начинается нравственное разложение.
Безобразное поведение некоторых водителей на дорогах тоже является одним из ярких проявлений хамства. Человек чувствует себя под защитой железного исполина, да и уехать в случае чего можно гораздо быстрее, чем убежать. Подрезал – и был таков или припарковался так, что перекрыл другим автовладельцам выезд из двора, а потом спокойно скрылся. И ведь никто ничего не сказал. И не сделал.
Христианин призван к прощению обид, но оскорбление ближних, попрание нравственных законов и норм общественного порядка – это деяния, за которые нарушители должны нести ответственность.
100 лет назад хамы устроили в России революцию. Безнаказанность толкнула людей с черными душами на хуление Церкви и царя. Именно эти хамы позже взялись за оружие, они же взрывали храмы, убивали священников, офицеров, дворян и прочих несогласных с режимом людей. Для торжества зла достаточно того, чтобы добро просто ничего не делало. Не будем же малодушными, христиане! Бытовое хамство надо пресекать на корню. Хам – это не просто грубиян. Хам – хулитель святыни. Революции и социальные катастрофы происходят не там, где падает уровень благосостояния, а там, где общество теряет нравственные ориентиры. Наше призвание – светить миру, ибо не ставят светильник под спудом. Нам и нашим детям жить в этой стране. Равнодушными быть нельзя. Иначе хамство, грубость и сила, действительно, могут стать национальными идеями России.