«Спаситель мира»
Несколько месяцев назад, 15 ноября 2017 года, на аукционе «Сотбис» за рекордную сумму в 450 миллионов долларов была продана знаменитая картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» (SalvatorMundi). На аукцион картину выставил ее последний владелец российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев. Казалось бы, какое нам дело до того, что один богатый человек покупает картину у другого богатого человека? Но перед нами не обычная картина, а последнее обнаруженное творение величайшего живописца эпохи Возрождения. И на ней изображен Христос, каким его представлял себе гениальный художник Леонардо да Винчи. Именно поэтому «Прихожанин» решил рассказать своим читателем историю этой картины.
Кто не слышал имени гениального Леонардо да Винчи?! При его упоминании почти любой человек вспомнит величайшие творения художника – «Джоконду» («Мону Лизу») и «Тайную вечерю». Другие напомнят, что Леонардо, на многие века опередив инженерную мысль, изобрел танк, вертолет и пулемет, автомобиль, скафандр и парашют, велосипед, прожектор, телескоп и спасательный круг. В дошедших до нас дневниковых записях Леонардо эссе по искусству соседствуют с анатомическими зарисовками, а чертежи изобретений – с исследованиями в области геологии, гидравлики, геометрии, архитектуры, философии, оптики…
К слову сказать, да Винчи – ненастоящая фамилия великого итальянца, ибо будущий гений – незаконнорожденное дитя 25-летнего нотариуса Пьеро и крестьянки Катерины. И полное имя художника в переводе звучит так: «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». Винчи – всего лишь маленький городок близ Флоренции, но это название теперь прославлено в веках, благодаря гениальному живописцу и изобретателю.
На сегодняшний день нам известно лишь о 19 шедеврах Леонардо да Винчи. Почти все они принадлежат музеям и институтам. Картина «Спаситель мира» долгое время считалась утерянной. Ее обнаружили лишь в 2011 году и находку сразу же окрестили «самым большим открытием XXI века» и «мужской Моной Лизой».
…Творчество гениальных людей – лишнее свидетельство проявления Божией воли. Господь направляет руку гения, помогая создавать грандиозные шедевры и совершать великие открытия. А то, что Леонардо был гением, признавали (что случается весьма редко) даже его современники.
Известна, к примеру, такая история. Отец Леонардо, тот самый нотариус Пьеро да Винчи, отдал сына учиться живописи в мастерскую знаменитого флорентийского живописца и скульптора того времени Андреа Верроккьо. Там юный Леонардо познавал не только рисование, скульптуру и моделирование, но изучал также черчение и химию, металлургию и работу с металлом, гипсом и кожей…
Однажды Верроккьо получил заказ – написать картину «Крещение Христа». Сам художник взялся за образы Спасителя и Иоанна Крестителя, а ученикам дал задание нарисовать Ангелов – обычная практика того времени, когда великие живописцы поручали своим ученикам дорисовывать малозначимые части своих полотен. На долю Леонардо выпало написать Ангела в самой левой нижней части картины. Когда Андреа Верроккьо увидел Ангела, созданного юным Леонардо, он был так поражен его мастерством, что забросил кисти и никогда больше в жизни не возвращался к живописи.
…Считается, что картину «Спаситель мира» Леонардо да Винчи написал, приблизительно, в 1500–1506 годах по заказу французского короля Людовика XII. Как раз в то время в ходе итальянской военной кампании французский король захватил Миланское герцогство и взял под контроль Геную. Узнав, что, помимо Милана, ему достался и гениальный живописец, чьими картинами «Дама с горностаем», «Мадонна Литта» и фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие восхищается вся Европа, король поручил художнику нарисовать образ Спасителя.
И Леонардо взялся за кисть. В годы написания своего шедевра он сначала уезжает во Флоренцию, подальше от бесчинств, устроенных французскими солдатами в захваченном Милане, но позже по требованию Людовика XII возвращается в город, где продолжает работать над образом Христа.
Увидев законченную картину, восхищенный король по достоинству оценил творение гениального живописца и забрал шедевр с собой в Париж. Почти 100 лет картина «Спаситель мира» хранилась в личной коллекции королевского семейства во Франции. Но когда в 1625 году младшая дочь французского короля Генриха IV Генриетта Мария выходила замуж за английского короля Карла I, творение гениального итальянца отправилось в качестве приданого Генриетты в Лондон.
Там картина и находилась в личных покоях Генриетты в доме королевы в Гринвиче до 1649 года, когда в результате гражданской войны английский король Карл I был казнен, а полотно да Винчи, оцененное в 30 фунтов стерлингов, было отдано за долги каменщику Джону Стоуну. Впрочем, ненадолго: в 1660 году английская монархия была восстановлена, и картина вернулась в покои нового английского короля Карла II. На протяжении еще 100 лет творение Леонардо да Винчи как величайшая художественная жемчужина передавалось от одного английского короля другому, пока в 1763 году картина таинственным образом вдруг не исчезла из королевской сокровищницы.
…И так же таинственным образом появилась вновь: в 1900 году ее обнаружил в какой-то частной коллекции и приобрел для себя знаменитый английский коллекционер Фрэнсис Кук, владелец знаменитой компании «Кук и сыновья». Впрочем, ни он сам, ни последующие владельцы не знали, что держат в руках последний шедевр великого да Винчи. Кук полагал, что это произведение малоизвестного художника эпохи Ренессанса Бернардино Луини.
Вы спросите: «Почему?» Дело в том, что за прошедшие столетия образ Спасителя был сильно испорчен различными записями и наслоениями. В эпоху Контрреформации лику Христа какой-то горе-художник пририсовал усы и бороду. Поэтому, приобретая картину за 30 фунтов стерлингов, Фрэнсис Кук никак не думал, что это произведение кисти великого итальянца. Внук знаменитого английского коллекционера, которого также звали Фрэнсисом Куком, решил, что эту картину написал другой итальянский художник – Джованни Больтраффио, и преспокойно продал ее в 1958 году за каких-то 45 фунтов стерлингов (60 долларов).
Возможно, имя истинного автора «Спасителя мира» еще долгое время оставалось бы скрытым от нас, если бы в 2005 году картину не приобрела некая группа арт-дилеров. Всего-то за 10 тысяч долларов и то только ради перепродажи на каком-то мелком американском аукционе. Вот тогда входивший в эту арт-группу специалист по старым мастерам Роберт Саймон первым заподозрил, что перед ним творение не учеников Леонардо, а шедевр самого гениального живописца. Саймон уговорил других членов арт-группы не выставлять картину на аукцион, а попытаться ее реставрировать.
Шесть лет кропотливого труда лучших реставраторов мира. Специалисты сняли все наслоения, удалили чужие мазки, отчистили картину и восстановили деревянную панель. Вот как об этом говорят эксперты и реставраторы, работавшие с шедевром Леонардо. «Мои руки дрожали, – вспоминала реставратор Диана Модестини, рассказывая о том, как снимала верхние чужие слои краски с панели. – Я шла домой и думала, уж не сошла ли я с ума». А вот слова эксперта в области мастеров Ренессанса Мартина Кемпа: «Нам было очевидно, что это тот же художник, что создал Мону Лизу. Вы смотрите на картину и видите сверхъестественный вихрь: волосы движутся как живые, как вода. Так писал волосы только Леонардо».
И наконец официальное признание. В 2011 году на выставке в одном из самых авторитетных музеев мира – Национальной галерее Лондона – был представлен 19-й шедевр кисти Леонардо да Винчи картина «Спаситель мира». Деревянная панель из древесины грецкого ореха размером 66 х 47 см с образом Христа, держащего в левой руке хрустальный шар, а правой благословляющего людей.
Есть несколько признаков, которые помогли экспертам установить подлинность творения да Винчи. Первое – так называемый прием сфумато, который Леонардо сам и изобрел. Как заметил в свое время великий живописец, в реальной жизни нет абсолютно четких линий – они плавные. А раз так, то их не должно быть и в живописи. Леонардо разработал особый прием, позволяющий растушевывать линии и создавать мягкий переход от света к тени, тем самым делая лица объемными и живыми, а картины наполненными воздухом. Этот же прием художник использовал и при создании знаменитой «Моны Лизы». И в том случае, и в картине «Спаситель мира» Леонардо для достижения телесного эффекта положил, как считают эксперты, пять тончайших невидимых глазу слоев краски (известно, что лишь Леонардо да Винчи умел наносить слои краски толщиной всего в пару микрон).
В «Спасителе мира» художник использует прием сфумато не везде, а лишь при передаче образа Христа, как бы желая чуть отдалить Его от зрителя. Это особенно четко видно по контрасту с прорисовкой рук, тканей его одеяний и особенно прозрачного шара в левой руке Спасителя.
Дополнительным аргументом, убедившим экспертов в подлинности шедевра Леонардо, стал анализ красок: в «Спасителе мира» они оказались идентичны краскам, которые да Винчи использовал при написании своей картины «Мадонна в скалах».
И наконец четкость письма. Будучи блестящим анатомом, Леонардо да Винчи невероятно четко прорисовывал руки и части одежды. Кстати, эти детали в «Спасителе мира» совпадают с набросками да Винчи, которые хранятся в Виндзорском замке.
Отдельно надо сказать о шаре в левой руке Спасителя. Ни одному художнику эпохи Возрождения, кроме Леонардо да Винчи, было не под силу написать столь абсолютно реальный и прозрачный хрустальный шар. Как считают эксперты, этот шар в руке Христа символизирует планету Земля или Вселенную в руке Бога. Впрочем, есть предположение, что Спаситель держит в руке каплю воды, которая составляет основу всего живого на Земле.
* * *
После того как картина Леонардо да Винчи получила всеобщее признание среди специалистов, ее рыночная цена подскочила аж до 200 миллионов долларов! Но к тому времени она уже находилась в частной коллекции швейцарского предпринимателя и арт-дилера Ива Бувье, который успел приобрести «Спасителя мира» за 80 миллионов, а после перепродал ее российскому олигарху Дмитрию Рыболовлеву за 127,5 миллионов.
Известно, что в свое время Рыболовлев и Бувье сдружились на почве любви к искусству. Рыболовлев стремился собрать у себя самую лучшую в мире коллекцию картин, и Бувье на протяжении 12 лет активно ему в этом помогал. Но потом, как говорится, между ними пробежала кошка: Дмитрий Рыболовлев узнал, что Ив Бювье не только сильно наживается, продавая ему картины мастеров по завышенной ставке, но даже не брезгует продажей украденных полотен. Так, большой скандал в мире искусства вызвал факт продажи Бювье Рыболовлеву пары украденных полотен Пикассо.
Но вернемся к началу нашей истории. Итак, бывший владелец «Уралкалия» и нынешний хозяин Банка Кипра олигарх Дмитрий Рыболовлев не пошел по стопам великого мецената Павла Третьякова и не оставил картину Леонардо да Винчи в России, а выставил ее на продажу.
Картина «Спаситель мира» побила все аукционные рекорды. Новым покупателем шедевра Леонардо стал наследный принц Саудовской Аравии Бадр бин Абдула бин Мохаммед Аль Фархан. И теперь 19-я картина великого гения Ренессанса Леонардо да Винчи, изображающая благословляющего Христа, экспонируется… в мусульманском музее «Лувр Абу-Даби».