Такое кино

Вячеслав Пономарёв

Хотелось бы кое-что уточнить.

В июне 1969 года в Советском Союзе вышел в прокат фильм Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Блестящая кинокомедия стала любимой картиной миллионов, классикой не только советского и российского, но и мирового кино. Уже спустя несколько суток после начала показов текст неповторимого, искрящегося юмором фильма, разошелся на цитаты. Исполнители даже эпизодических ролей стали звездами и любимцами публики. Несмотря на то, что фильму скоро 50 лет, его популярность не сходит на нет; впрочем, не подвластность времени – свойство любого классического произведения искусства. В 1995 году «Бриллиантовая рука» была признана лучшей отечественной комедией за последние 100 лет, то есть фактически за все время существования кинематографа.

За восемь лет до этого Совет министров СССР принял закрытое постановление «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах». Зачем? А затем, что хоть веру и выжигали каленым железом, оставались еще слишком много людей, твердо придерживающихся «пережитков прошлого». Поэтому руководитель Советского государства Никита Хрущев пообещал показать всем последнего попа то ли в 1975, то ли в 1980 году, а комиссии, созданные при исполкомах, поселковых и сельских советах стали вести активную работу по искоренению остатков веры.

В этой нелегкой деятельности основными методами являлись слежка за верующими и доносы. Кроме того, центральные власти разрешили закрывать молитвенные здания по решениям областных и краевых исполкомов. За посещение храмов верующих вызывали в партийные органы, а тех, кто участвовал в таинствах крещения и венчания, или отпевании своих усопших близких стали исключать из партии и комсомола, отчисляли из вузов и техникумов. А потом еще и разоблачали в прессе. Всего лишь за один 1961 год было снято с регистрации 1390 православных общин. Сколько было закрыто и разрушено церквей подсчитать трудно.

Мне очень неудобно спрашивать, большинство зрителей этого и не заметили, но не совсем понятно, как в «Бриллиантовой руке» появились эти эпизоды. Неужели Гайдаю позвонили сверху и «попросили» чего-нибудь такое вставить? Верится с трудом. Геша Козодоев – контрабандист, карикатурный, конечно, но все же.  Но у Геши Козодоева и икона в изголовье его кровати висит, и в «светлого ангела», идущего по морю он поверил, ненадолго, конечно, но поверил. Если у зрителя есть хотя бы зачатки логики, то возникает вопрос, зачем Гайдай вставил эти эпизоды в свою великую кинокомедию на фоне «усиления контроля за выполнением законодательства о культах»?

У Никиты Сергеевича с его громким обещанием как-то не заладилось. Впрочем, как и много столетий назад не получилось уничтожить христианство у императоров Великой Римской империи Тиберия, Клавдия, Нерона, Тита, Домициана, Траяна, Адриана, Марка Аврелия, Септимия Севера, Каракаллы, Максимиана, Деция, Галла, Валериана и Диоклетиана. Ах да, позже не удалось это сделать и Юлиану отступнику, также беззаветно ненавидевшего Галилеянина, то есть Христа. Никому из них не удалось показать «последнего попа», хотя верующих было уничтожено не мало.

Наступил 1987 год. Хватка «уполномоченных по делам религии», смотрящих за Церковью, ослабла настолько, что возникла реальная опасность полноценной реставрации Православия в стране. И в этот момент на экраны страны выходит искрометный фильм «Человек с бульвара Капуцинов». Созвездие актеров первой величины, великолепная режиссура, вдохновенная игра всех без исключения как бы сейчас сказали «участников проекта». Увлекательный сюжет, где добро, конечно же, побеждает зло. То есть Андрей Миронов побеждает Игоря Квашу. Первый – это как бы сейчас сказали продюсер. Просто в связи со спецификой первых шагов кинематографа в этом лучшем из миров, продюсеру приходиться совмещать свою основную деятельность с работой киномеханика. Утонченный мистер «Фёст», то есть Андрей Миронов сеет на Диком Западе разумное, доброе, вечное и его зритель меняется прямо на глазах! О сколько раз уже интеллигенция меняла этот мир к лучшему!

Совсем другое дело – пастор Игорь Кваша. Такого гнусного, похотливого, алчного душителя всяческих свобод трудно себе представить. И не важно, что он протестант, а не православный. Он христианский священнослужитель со всеми вытекающими отсюда для прогрессивного человечества выводами. Вы скажете, что там есть еще и мистер «Секонд»? Да, есть. Но это лишь коннотация добра, его выверт. Настоящее зло в нем, в пасторе, душителе свобод.

И, наконец, наши дни, 2017 год. Одним из древних символов христианства, постоянно встречавшегося в катакомбных храмах империи, была мифическая птица Феникс, образ вечного обновления и бессмертия. Как показывает двухтысячелетняя история христианства – это очень точный символ. Уничтоженная, казалось бы полностью, Русская Православная Церковь, снова жива. Возрождается и Россия. Так получилось, что имя последнего руководителя Российской империи в полной мере причастно и к нашему государству и к нашей Церкви, и здесь не важно, насколько последний царь был плох, или хорош. Святой император как нельзя лучше подходит на роль мишени. А октябрь 2017 года – какая красивая дата, не правда ли? Каков, господа, символизм? Поэтому предлагаю простой тест создателям невинного исторического фильма «Матильда». Если вы действительно ничего такого не хотели, если все получилось просто случайно, если вы действительно не хотите скандала и разделения общества перенесите премьеру на весну 2018-го. И второй, гораздо более сложный вопрос, некоторым деятелям культуры: если Христа нет, что же вы Его, мягко говоря, так не любите?

А еще хотелось бы перемен в министерстве культуры и в фонде кино. Но это так, мечты.