«Екатеринбургские останки»: где же правда?

17 июня в деревянном дворце царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике «Коломенское» прошла международная конференция (научное собрание) «Екатеринбургские останки» - где правда, а где вымысел?», приуроченная к 100-летию мученической смерти Царской семьи. Конференция была организована культурно-просветительным фондом Святого Василия Великого. Поэтому вел научное собрание, представлял участников и комментировал их выступления президент фонда Василий Бойко-Великий.

Научное собрание проходило в помещении так называемой «Театральной хоромины» царского дворца, концертный зал которой в день конференции был переполнен… Сидевшие в зале слушатели весьма эмоционально сопереживали выступавшим: комментировали доклады, громко аплодировали, кричали «Любо!»…

Василий Бойко-Великий и историк Виктор Корн

В числе выступавших были: Галина Ананьина (председатель Фонда по постановке памятника Патриарху Гермогену), Ольга Николаевна Куликовская-Романова (председатель Благотворительного фонда имени Ея Императорского Высочества Великой княгини Ольги Александровна, вдова родного племянника Николая II Тихона Николаевича Куликовского-Романова), Петр Мультатули (российский историк, кандидат исторических наук, правнук царского повара Ивана Харитонова, убитого вместе с Царской семьей), протоиерей Константин Буфеев (настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове, глава Миссионерско-просветительского центра «Шестоднев»), Анатолий Степанов (главный редактор Иноформационно-аналитической службы «Русская народная линия»), Владимир Николаевич Осипов (глава Союза «Христианское возрождение»), Владимир Соловьев (прокурор-криминалист Главного управления криминалистики Генеральной прокуратуры РФ, в 90-е годы ХХ века проводивший следствие по поиску останков Царской семьи).

Прежде, чем рассказывать о самой конференции, напомним вкратце читателю, что послужило поводом для ее проведения.

…Известно, что в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале дома Ипатьева были расстреляны члены Царской семьи – Император Всероссийский Николай II, Императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей, княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. С ними вместе были убиты лейб-медик Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп, горничная  Анна Демидова. Тела расстрелянных большевистские бандиты под покровом ночи тайно вывезли в лес…

И вот дальше начинается то, из-за чего споры продолжаются и по сей день.

Президент фонда Святого Василия Великого
Василий Бойко-Великий

Версия первая: тела Царской семьи и их слуг большевистские бандиты разрубили на части, облили серной кислотой и сожгли на одном из рудников в урочище Ганина яма. Этой точки зрения придерживался следователь по особо важным делам Омского окружного суда Н.А. Соколов, который, по указанию адмирала Колчака и главнокомандующего Западным фронтом генерал-лейтенанта Дитерхиса, в 1918 году первым проводил расследование в отношении гибели и захоронения Царской семьи. В кострище на Ганиной яме он обнаружил драгоценности членов Царской фамилии и металлические элементы одежды, которые не смогли уничтожить ни огонь, ни серная кислота. Эмигрировав в Париж, следователь Соколов в 1924 году опубликовал книгу «Убийство Царской семьи», в которой подробно описал все детали кровавого злодеяния в Ипатьевском доме и свои поиски тел Царской семьи. Его вывод: тела всей Царской семьи и приближенных лиц были полностью уничтожены на руднике № 7 на Ганиной яме.

В 2000 году, когда на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Император Николай II и члены Царской семьи были прославлены в лике страстотерпцев, на месте обнаруженного следователем Соколовым рудника на Ганиной яме был основан мужской монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев. На сегодняшний день в монастыре действует семь храмов – по числу убитых членов Царской семьи.

Председатель Фонда
по постановке памятника Патриарху Гермогену
Галина Ананьина

Версия вторая: Она возникла, когда летом 1979 года были обнаружены останки 9 человек под мостом в так называемом Поросенковом логе на Старой Коптяковской дороге. В 1993 году была создана правительственная комиссия и началась длинная череда новых поисков и исследований. В результате изучения исторических документов и проведения специальных генетических экспертиз комиссия пришла к выводу, что останки, обнаруженные в Поросенковом логе, принадлежат Императору Николаю II, членам его семьи и приближенным людям. В июле 1998 года найденные останки Царской семьи были захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. В июле 2007 году близ первого захоронения были найдены кости еще двух человек, которые в 2008 году после экспертиз были идентифицированы как останки цесаревича Алексея и княжны Марии.

Русская Православная Церковь до сегодняшнего дня не признала факта обнаружения останков Царской семьи. Еще в 2000 году, накануне Архиерейского Собора, Святейший Патриарх Алексий II сказал: «У нас есть сомнения в подлинности останков, и мы не можем призывать верующих поклоняться лжемощам, если в будущем они будут признаны таковыми».

В 2015 году Следственный комитет России возобновил дело по факту гибели Царской семьи. Новая комиссия и новые эксперты изучают историко-архивные документы и проводят новые генетические экспертизы. Недавно член специальной Патриаршей комиссии, созданной для изучения результатов исследования останков, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) в одном из интервью сказал: «Результаты экспертиз – судебно-криминалистической, генетической, антропологической и историко-архивной будут представлены на соборное суждение Церкви. Суждение относительно церковного почитания или непочитания «Екатеринбургских останков» как святых мощей уполномочен выносить только соборный разум Православной Церкви». В этом же интервью он подтвердил, что появилось немало новых фактов, которые скоро будут обнародованы.

Протоиерей Константин Буфеев

…Теперь вернемся на научную конференцию в «Коломенское». Не могу сказать, что на этом научном собрании были представлены или озвучены какие-нибудь новые факты или версии. Скорее его участники хотели выразить свою обеспокоенность о том, что новые исследования, начатые в 2015 году, приведут к тем же результатам, что и следствие 90-х годов прошлого века.

Если суммировать мнения выступавших, то получается следующее. Главное требование участников научного собрания «Екатеринбургские останки» – где правда, а где вымысел?» – обнародовать все имеющиеся факты и доказательства комиссии и открыть правду православной общественности. Как подчеркнул в своем выступлении Василий Бойко-Великий, «всё, что делает сейчас комиссия, делается тайно, и общественность не в курсе ее действий. Нам говорят, что появилось много новых данных, но нам их не предоставляют. Никакие известные эксперты не привлечены к расследованию. И эта ситуация нас сильно беспокоит. Как тайно убивали Царскую семью, так сейчас всё тайно и расследуют».

Главный редактор
Иноформационно-аналитической службы
«Русская народная линия» Анатолий Степанов

Выступавшие говорили о том, что предыдущее следствие основывало свой вывод целиком на генетических экспертизах и недостаточно изучало исторические свидетельства. Поэтому участники конференции настаивают на том, что необходимо принимать новое решение, исходя из исторических данных (имеется в виду свидетельство следователя Соколова, назвавшего рудник на Ганиной яме местом, где были уничтожены царские останки – Ред.), а не сравнительных генетических анализов. В частности, в своем выступлении потомок повара Харитонова, историк Петр Мультатули сказал: «Мы плохо усвоили уроки истории, и сегодня происходит реабилитация убийц, причастных к  убийству Царской семьи и геноциду русского народа. <…> Наилучшее решение для сохранения церковного единства является следование решению покойного Патриарха Алексия II и Священного Синода, которые от этого признания воздержались. Нам надо понять, что никакие генетические экспертизы не могут повлиять на совесть народа Божия, который руководствуется почитанием мощей и исходящей от них благодатью, а не совпадением хромосом ДНК. А сегодня для всех очевидно, что благодать Божия явлена в монастыре на Ганиной яме, а не в Поросенковом логе или Петропавловской крепости».

Историк Владимир Большаков

Выступавшие говорили о том, что необходимо поименно назвать всех, кто имел отношения к расстрелу Царской семьи – не конкретных, уже известных исполнителей убийства, а лиц, которые в Москве принимали решение об этом кровавом злодеянии. Многие историки признают (хотя исторических документов об этом не найдено – Ред.), что решение Уральского облсовета рабочих, солдат и крестьян казнить Николая II и его семью было принято по прямому указанию руководителей Советской России – Ленина и Свердлова.

…В конце второй части конференции на сцену поднялся следователь В.Н. Соловьев, появление которого у микрофона зал сначала встретил негодующим шумом. На что Владимир Николаевич спокойно заметил, что, хотя 95% сидящих в зале настроены против него, он благодарен научному собранию за право высказать свое мнение.

Надо сказать, его рассказ был ясным и убедительным. Соловьев рассказал о том, как проводились раскопки на Ганиной яме, и в Поросенковом логе. Он представил также своего коллегу – сидящего в зале криминалиста-судмедэксперта Сергея Алексеевича Никитина, который принимал непосредственное участие в раскопках Поросенкова лога, промывал и склеивал каждую косточку. «Может быть, не все было сделано так, как нам хотелось, – сказал следователь Соловьев. – Мы все мечтаем, чтобы все было сделано идеально… Но не всё порой делается так,  как нам хочется».

По поводу экспертиз Владимир Николаевич подчеркнул, что даже тогда, в 90-е годы, нельзя было сделать никакую мистификацию и при живых потомках Романовых выдать чьи-то чужие кости за останки Императора Николая II. «Другое дело, что сегодня возможности генетики очень сильно ушли вперед, – подчеркнул следователь. – В 90-е годы мы не могли сравнить останки, найденные под Екатеринбургом, с мощами Александра III. Не было таких методик, теперь они появились».

Следователь Владимир Соловьев

Следователь также подчеркнул, что в 1995 году, когда у Священноначалия Русской Православной Церкви возникли сильные сомнения в отношении найденных останков, Святейший Патриарх Алексий II попросил Генпрокурора России полностью сменить экспертов. «Мне было грустно, признаюсь. Но Патриарху пошли навстречу, экспертов сменили, – сказал Соловьев. –  И это нормально… В 2015 году опять возникли сомнения. Меня отстранили… Но что мне плакать из-за этого? Я считаю, это было сделано совершенно правильно. Если в отношении меня есть сомнения, если народ сомневается, то зачем навязывать всем мое мнение, даже если в своем мнении я полностью убежден. Сейчас работает новая бригада экспертов».

Следователь Соловьев подчеркнул, что здесь, в этом научном собрании он уже не представляет Следственный комитет, а выступает как заинтересованное лицо. И теперь, по его мнению, нам всем необходимо дождаться выводов новой комиссии. Как подчеркнул в заключении Владимир Николаевич, он полностью доверится выводам следствия и решению Патриарха. «Хотя я так же, как и вы, ничего не знаю о новых материалах, – сказал следователь Соловьев. – Но в чем я уверен, так это в том, что все данные будут обнародованы… И рано или поздно истина будет обретена». Сидевшие в зале люди, которые поначалу весьма настороженно слушали выступление следователя Соловьева, встретили аплодисментами его последние слова.

Историк Борис Галенин
Глава Союза «Христианское возрождение»
Владимир Осипов
 
 
 

Петр Селинов