«Христос во гробе». Обретенный шедевр Брюллова
Петр Селинов
Поразительно, как порой всё в нашей жизни переплетается! Евангельская история и день сегодняшний, искусство и реальность, страшный суд Пилата и современное беззаконие… Сегодня, в особо скорбные дни Страстной седмицы, «Прихожанин» решил поведать своим читателям необычную историю картины великого русского живописца Карла Брюллова «Христос во гробе».
…Но прежде чем рассказывать о картине, хочу отмотать ленту истории и вспомнить самые главные события в истории христианства, случившиеся в Иерусалиме две тысячи лет назад. Впрочем, не все дни, а лишь один конкретный и страшный день – Великую Пятницу.
Уже Иуда предал своего Учителя. Уже толпа, которая еще недавно встречала Христа возгласами: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!», – теперь в безумии кричала: «Распни его!» Уже Понтий Пилат, испугавшись народа и гнева римского императора, омыл перед всеми руки и свершил свой неправедный суд.
В полной мере испил Спаситель рода человеческого горькую чашу страданий. Но вот остались позади насмешки толпы, издевательства солдат, бичевание и страшное распятие на Голгофе. К Богу Отцу были обращены предсмертные слова Иисуса: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). И сделалась тьма по всей земле. И надвое разорвалась завеса, закрывающая алтарь в Иерусалимском храме…
Свершилось предначертанное. И вот тогда, вечером страшной Пятницы, за телом Спасителя пришел один из Его последователей, один из тайных Его учеников – Иосиф из Аримафеи. Он попросил Пилата отдать ему Тело распятого Христа, и прокуратор Иудеи дал согласие. Вот как об этом повествует Евангелие: «Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их, из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил Тела Иисусова. И сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота» (Лк. 23, 50–53).
Для нас скрыто завесой тайны всё, что происходило в том высеченном в скале Гробе в течение ночи Пятницы и последующей Субботы. Божественная тишина и покой скрывают от нас всё происходящее за порогом смерти. Для верующих самым главным и радостным моментом является день третий – раннее утро воскресенья. День Воскресения Спасителя. День, когда ко Гробу явились жены-мироносицы Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и Сусанна, чтобы помазать тела Христа благовониями. И увидели они отваленный камень, и пустой Гроб, и Ангела Господня, сказавшего им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь: Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь и пойдите скорее, скажите ученика Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее» (Мф. 28, 5–7).
…На этом месте мы прервем евангельский рассказ, снова запустим карусель истории и перенесемся из Иудеи в Россию в век XIX. В 1845 году автор знаменитой «Всадницы» и «Последнего дня Помпеи», гениальный русский живописец Карл Павлович Брюллов, которого друзья с восхищением называют Карл Великий, начинает писать новую картину – «Христос во гробе».
Это полотно заказал ему дворянин шведского происхождения, сын второго министра Императорского Двора граф Николай Владимирович Адлерберг. Пройдет какое-то время, и этот граф станет известным русским государственным и военным деятелем. Его ждут высокие чины и награды: звание генерал-адъютанта, генерала от инфантерии, должность генерал-губернатора Финляндии, ордена Святой Анны и Святого Владимира. Хорошо образованный и глубоко верующий человек, он совершит две поездки в Палестину, после которых напишет книгу «Из Рима в Иерусалим» и двухтомник на французском языке «На Востоке: впечатления и воспоминания».
Но на момент заказа картины графу Николаю Владимировичу Адлербергу всего 25 лет. Он штабс-капитан Императорской гвардии и уже успел зарекомендовать себя отважным солдатом в военной кампании на Кавказе.
Граф, несомненно, видел шедевры Брюллова на библейские темы, в частности «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского», «Распятие Христа» и «Воскресение Христа», поэтому выбор графа неслучайно пал на художника.
Полотно «Христос во гробе» – это не простая картина, а так называемый «транспарант». Брюллов рисовал на очень тонком холсте. Подобные картины устанавливали в оконных нишах, чтобы дневной свет сзади подсвечивал полотно. Именно свет, идущий как бы изнутри картины, мог передать всю художественную полноту шедевра и выразить задумку автора. По мысли Брюллова, Христос, даже лежавший во гробе, был пронизан Божественным Светом, ибо Иисус для великого русского художника был прежде всего Свет от Света. Чтобы понять эту мысль, достаточно увидеть и сравнить два полотна Брюллова – «Христос во гробе» и «Воскресение Христа».
«Христос во гробе» –
картина-транспарант, которую необходимо подсвечивать сзади, чтобы в полной мере ощутить замысел художника |
В 1846 году Карл Брюллов заканчивает картину и передает ее заказчику. Долгое время полотно «Христос во гробе» украшает домовую церковь графа Адлерберга. Но в 1881 году, после убийства императора Александра II, Николай Владимирович Адлерберг решает покинуть Россию: он уезжает в Германию и до конца дней живет в своем имении под Мюнхеном. Картину Брюллова «Христос во гробе» граф увозит с собой.
…Теперь перенесемся в наше время, ибо в дни сегодняшние начинается последний акт в истории шедевра Брюллова. Долгое время считалось, что картина исчезла. Искусствоведы помнили о ней, но считали ее безвозвратно утерянной. Картину случайно обнаружил в 2002 году живущий в Германии коллекционер Александр Певзнер. Полотно он увидел в православной общине в Брюсселе. Как картина из имения графа Адлерберга в Мюнхене попала в Брюссель, история умалчивает.
Правда, увидев полотно, Александр Певзнер еще не был в полной мере уверен, что оно принадлежит кисти великого русского живописца. Подписи на картине не было, а тогдашние владельцы – православная община – ничего не могли рассказать о ее происхождении.
И тогда Александр Певзнер предложил православной общине продать эту картину ему и его жене Ирине Певзнер за 100 тысяч евро. Но с условием, что прежде он должен установить ее подлинность, так сказать, атрибутировать полотно в Русском музее в Санкт-Петербурге. Государственный Русский музей был выбран им неслучайно – в музее работают лучшие эксперты по Брюллову, и здесь же находится более ста полотен великого русского живописца.
Стороны подписывают договор, и в 2003 году Певзнер везет картину в Россию. На таможне он оформляет декларацию временного ввоза, где прямо указывает цель – установление подлинности картины в Русском музее.
Если бы эта картина оказалась подделкой, то вся история на том и закончилась бы, но специалисты Русского музея после проведения экспертизы единогласно подтверждают – да, действительно, утерянный шедевр русского художника Карла Брюллова «Христос во гробе».
А дальше начинается какая-то фантасмагория. В буквальном смысле – страсти по Брюллову. После подтверждения подлинности полотна в Русский музей приезжают сотрудники силового ведомства и… арестовывают картину Брюллова. А заодно и ее владельца Александра Певзнера, которого обвиняют в том, что он контрабандой ввез эту картину, не указав в таможенной декларации, что ее автором является великий русский художник Брюллов. Как говорится, это было бы смешно, если бы не было так грустно. Впрочем, коллекционера быстро выпустили, но вот расставаться с шедевром власти не пожелали.
Певзнер был даже готов продать картину Русскому музею за 300 тысяч долларов. Но у Министерства культуры не нашлось денег, чтобы заплатить за творение великого русского художника. А, может, просто платить не захотели, решив, что можно забрать бесплатно.
История Александра Певзнера и картины «Христос во гробе» еще не пришла к своему финалу. За те 14 лет, что прошли с момента ввоза полотна в Россию, состоялось 30 судов (!). Давно уже декриминализирована сама статья, по которой задержали Певзнера. Доказать вину коллекционера следствию не удалось, а в 2014 году Леноблсуд вообще постановил, что картина конфискована властями незаконно и ее следует вернуть коллекционеру.
Но Генпрокуратура встала стеной: раз мы шедевр конфисковали, то ни за что не отдадим. Немецкий коллекционер решил тоже не отступать. Он, похоже, забыл, что находится не в Германии и что закон в России – вещь весьма специфическая. Недаром русский народ придумал пословицу «Закон в России что дышло – куда повернул, туда и вышло».
В итоге длительных судебных тяжб Александр Певзнер дошел до самых верхов в российской судебной системе. В апреле прошлого года судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ постановила: картина Брюллова «Христос во гробе» конфискована законно, потому как является «орудием преступления». Хотя сама формулировка весьма парадоксальна: выходит, что художественное полотно может быть таким же орудием преступления, как топор или пистолет.
В феврале 2017 года дело рассматривает уже Конституционный Суд России, куда направили свою жалобу Александр и Ирина Певзнеры. Он постановляет, что права владельцев ущемлены незаконно и дело должно быть пересмотрено. Сейчас картиной «Христос во гробе» вновь предстоит заняться Верховному Суду России.
…Еще в 2004 году, в начале всей этой судебной карусели, следователи, которые вели дело картины Брюллова, откровенно говорили Александру Певзнеру, чтобы он перестал судиться с российскими властями и отдал бы картину, как говорится, по-хорошему. Всё равно, мол, ему ее не отдадут. И ведь точно – как в воду глядели.
В настоящее время дело вокруг полотна Брюллова «Христос во гробе» пошло на новый судебный круг, а сама картина находится в запасниках Русского музея, и ее не имеют права ни выставлять, ни реставрировать.
Неизвестно, сумеет ли коллекционер Певзнер выиграть дело и получить назад свою собственность или картина так и останется в запасниках Русского музея. А может она осядет в личной коллекции какого-нибудь правительственного чиновника. Кто знает! В любом случае хорошо, что уникальный шедевр великого русского художника Карла Брюллова «Христос во гробе» не погиб, не затерялся в веках. Пусть даже сейчас мы можем любоваться этой картиной лишь в иллюстрациях.