Получится ли у России освободить Красную площадь от главного идеолога атеизма?

Аркадий Малер

Шесть риторических уловок в защиту мумии Ленина на Красной площади

25 августа на сайте Союза архитекторов России появилось неожиданное заявление о начале Всероссийского конкурса на лучшую концепцию по ре-использованию мавзолея В.И.Ленина на Красной площади. Конкурс получил статус специального проекта в рамках фестиваля «Зодчество», который пройдет с 11 по 13 ноября в ВК «Гостиный двор» под девизом «Вечность». Это сообщение обнадежило и вдохновило очень многих наших граждан, убежденных в том, что выставлять труп главного коммунистического вождя на главной площади России через 30 лет после падения коммунистической системы – это абсолютный абсурд и откровенное кощунство. И раз уж на столь высоком уровне зашла речь о каком-то альтернативном использовании ленинского мавзолея, то, скорее всего, труп Ленина, а точнее, то, что от него осталось за 96 лет его интенсивной мумификации, скоро захоронят в каком-нибудь другом месте и начнется долгожданная декоммунизация Красной площади. Но коммунисты всех мастей и разной степени влияния прекрасно понимают, что захоронение Ленина нанесет определенный удар по их идеологическому культу и поэтому пытаются любыми способами, «не тушкой, так чучелком» сохранить его для всеобщего обозрения в самом сердце нашей страны.   Поэтому уже 14 сентября глава Союза архитекторов Николай Шумаков сообщил об отмене этого конкурса, не назвав только те конкретные силы, которые спровоцировали это странное решение.

Между тем, вопреки тому, что в защиту сохранения мумии Ленина на Красной площади нет ни одного рационального аргумента, сами коммунисты начали повсеместно включать совершенно алогичные аргументы, противоречащие их собственной идеологической позиции. Напомню, что в соответствии со строго атеистическим маркситско-ленинским учением человек есть лишь эволюционировавшее животное, чье сознание без остатка умирает вместе с телом. То есть 21 января 1924 года Владимир Ильич Ульянов по кличке Ленин с точки зрения его собственного учения исчез во всех смыслах слова, а как к нему кто-либо относится, после этого момента для него самого уже не имеет никакого значения просто потому, что его нет – ни в этом, ни в каком бы то ни было ином мире. Таково самое страшное из всех возможных мировоззрений – материалистическое, но именно это мировоззрение исповедовал Ленин, именно его он навязал нашей стране, именно оно официально исповедовалось нашей страной все 74 года советской власти и именно его исповедует современная КПРФ и все верные ленинцы по всему миру.

С точки зрения этого мировоззрения сохранять остатки тела какого-либо человека имеет смысл только в научных целях, но для культивирования памяти о нем это затратное дело совершенно бессмысленно и явно напоминает махровое языческое идолопоклонство, несовместимое ни с материалистической картиной мира, ни с самой идеей равенства всех людей перед природой. Следовательно, вечное маринование трупа Ленина (а точнее, того, что осталось от этого трупа) на главной площади коммунистического государства явно и грубо противоречило самому коммунизму. И, конечно же, очень многие последовательные коммунисты прекрасно осознают это противоречие, но они также понимают два очень важных обстоятельства. Во-первых, коммунисты понимают, что большинство простых людей – не только в России, но и во всем мире – воспринимают их идеологию как определенный вариант достаточно примитивной языческой религии. И пока мумия их вождя выставлена в эпицентре столицы самого большого в мире государства, все эти люди вдохновляются этой квазирелигией, а как только эту мумию захоронят, для многих поклонников «вечно живого» вождя это будет означать падение их культа: раз идол разрушен, значит, он слаб или вообще ложен. Во-вторых, коммунисты также понимают, что само существование Мавзолея Ленина у стен древнего Кремля создает образ России как неизбывно прокоммунистической страны, где все связанное с коммунизмом давно стало неотъемлемой частью национальной идентичности, вошло в плоть и кровь русской культуры. Когда же мумию Ленина захоронят, то Россия значительно освободится от своего коммунистического имиджа, и подменять все русское советским будет гораздо сложнее.

Поскольку никаких рациональных аргументов в пользу вечного сохранения ленинского трупа на Красной площади не существует, и даже с точки зрения самой марксистско-ленинской идеологии никаких оснований для этого нет, то сторонники этого сохранения вынужденно прибегают к определенным постоянно повторяемым риторическим уловкам. 

Риторическая уловка №1: мавзолей Ленина и его мумия на Красной площади давно стали «частью русской истории», а историю нельзя забывать и перечеркивать, «что было то и было».

Все возможные пафосные явления мемориальной культуры, как то памятники, бюсты, топонимы, мавзолеи, памятные доски, а тем более, мумифицированные трупы, выставленные на всеобщий показ в самом центре столичного города, служат не просто задаче сохранения памяти о ком-либо и чем-либо, а задаче его особого, специального, осознанного политического культивирования. Памятник любому человеку – это не просто напоминание о нем, это положительная оценка его исторической деятельности, это напоминание о человеке с большим знаком плюс. Поэтому все политические власти во все времена стремились превратить свои города в наглядное пособие по своей идеологии, снося одни памятники и утверждая другие. И сама христианская цивилизация началась с того, что первые византийские императоры, начиная с Константина Великого, сносили множество языческих капищ и памятников языческим императорам. Из конных памятников впоследствии сохранилась только статуя Марка Аврелия в Риме, и только потому, что ее ошибочно приняли за памятник Константину. И когда только в XIX веке в Европе возникла идея, что все памятники нужно обязательно сохранять, то речь шла только об их эстетической и научной ценности. Когда же сохранение любого памятника пытаются оправдать только тем, что это«часть истории», то достаточно спросить – следует ли из этого, что если бы где-либо в мире, например, на оккупированных нацистской Германией территориях или в самой Германии стояли памятники нацистским вождям, например, Гитлеру – весьма красивые, впечатляющие, оригинальные, то их также не следовало бы сносить? Ведь нацизм – это тоже «часть истории», которую нельзя забывать и перечеркивать, как и любое зло в истории человечества.

Ну а когда речь идет не просто о статуе, а о целом мавзолее с бальзамированной мумией под пуленепробиваемым саркофагом, то уже настоящая религиозная культивация: смотрите и благоговейте! Конечно, историческую личность Ленина и всех основных вождей большевистской революции знать и помнить всем гражданам России совершенно необходимо, как необходимо знать и помнить всю советскую эпоху со всеми ее достижениями и провалами. Их необходимо изучать в школах и вузах, про них необходимо снимать дискуссионные передачи, но одно дело – помнить, а другое дело – выносить правильную оценку. Если мы соглашаемся с тем, что на самой значимой площади Москвы, в специально построенном зиккурате лежит искусственно обновляемый труп вождя мирового большевизма, то тем самым мы также соглашаемся с тем, что он совершил беспрецедентно достойный вклад в русскую историю, что он был носителем очень правильной идеологии, организатором очень правильной революции и создателем очень правильного политического строя. Соответственно, все жертвы этой идеологии, этой революции и этого строя, от Новомучеников и Исповедников Российских до лучших представителей русского священства, интеллигенции, воинства, казачества, крестьянства, в разной степени оправданы. При этом стоит напомнить, что сами ленинисты все годы своей власти сносили и уничтожали все, что им не нравилось в исторической России, переименовывали все возможные улицы, площади и города, и ни у кого не спрашивали, устраивать ли на главной площади страны главное ритуальное капище своему вождю.

Риторическая уловка №2: в других странах тоже существуют различные мавзолеи с забальзамированными историческими деятелями, поэтому сохранение мумии Ленина «не противоречит мировой практике». 

Прежде всего, заметим, что этот аргумент постоянно используется в отношении всех возможных памятников большевистским вождям: раз где-то во Франции или Англии сохранились изваяния каким-то революционерам и тиранам, то и в нашей стране должно быть то же самое, «чем мы хуже?». Особенно показательно, что этот аргумент, как правило, повторяют истовые коммунопатриоты, во всех остальных случаях утверждающие, что России не стоит ни в чем ориентироваться на растленный Запад и нужно жить своим умом. Но ради сохранения своего священного культа эти же люди готовы дать лицемерную и унизительную ссылку на «западный опыт», как будто для них это имеет какое-то значение.

Однако, если уж в вопросе об историческом убранстве Красной площади и национальных традициях погребения лучших сынов Отечества ориентироваться все-таки на русскую православную культуру, то никакого мавзолея, зиккурата или пирамиды с мумией в ней не предусмотрено, а самое главное – культивирование памяти главного антихристианского вождя ХХ века в России невозможно не потому, что мы «не хуже», а потому, что мы должны быть лучше. Если французы или англичане культивируют своих безбожников, то почему это должны делать русские? Кроме того, имеет смысл уточнить, о какой мировой практике мавзолеестроительства и трупобальзамирования идет речь? Если это   мавзолеи Кемалая Ататюрка в Анкаре или Улисса Гранта в Нью-Йорке, то их тела скрыты в саркофагах, так что это вообще не пример. Если же имеются в виду мавзолеи Мао Цзэдуна в Пекине или Ким Ир Сена в Пхеньяне, то это практика самого коммунизма, давно доказавшего свою квазирелигиозную природу. Эта практика погребения прямо противоречит христианской традиции погребения, а сама идея возвеличивать главного коммунистического вождя всех времен прямо противоречит христианству как таковому – даже если во всем мире будут установлены аналогичные мавзолеи местным революционным кумирам.     

Риторическая уловка №3: тело Ленина уже похоронено, потому что находится «ниже уровня земли».

На это возражение достаточно ответить, что никакого «уровня земли» не существует: любой предмет может находиться либо над землей, либо под землей, и саркофаг с Лениным возвышается именно над землей, в отдельном просторном помещении. Тот факт, что этот саркофаг находится ниже уровня Красной площади, вообще не имеет никакого значения – в христианской традиции нет никакого представления об «уровне земли» и о том, что людей нужно хоронить только под этим уровнем. Более того, противники вечной мумификации Ленина настаивают не столько на том, чтобы его похоронили, сколько на том, чтобы его убрали с главной площади страны – куда-нибудь подальше от центра Москвы, а лучше всего вообще за МКАД. Главный вопрос не в том, в каком состоянии должно находиться тело Ленина, а в том, где именно оно должно находиться, и поэтому уж лучше его вечная мумификация где-нибудь на краю света (хотя любой край света тоже жалко), чем самое благочестивое захоронение в центре Москвы. Христианского погребения этот человек в любом случае не заслуживает, молиться о нем словами «со святыми упокой» никак невозможно, так что главная задача не в том, чтобы похоронить его по-христиански или вообще похоронить, а в том, чтобы в центре Третьего Рима не было никаких культовых мест, связанных с его именем – и в первую очередь самой его могилы.

Обратим внимание, что сам Ленин непосредственно выступил против христианской традиции погребения, когда уже в 1919 году издал декрет о кремации покойников и основал новую традицию «огненного погребения», то есть сожжения трупов в крематориях, признанную советской властью самой прогрессивной и просвещенной. Большевики должны были построить первый советский крематорий на месте какого-нибудь храма, но сам вождь большевиков не дожил до этого кощунства. Так в 1927 году был основан первый официальный крематорий в помещении специально перестроенного для этого храма преподобного Серафима Саровского и благоверной княгини Анны Кашинской на Новом Донском кладбище в Москве. И один из основных аргументов верных ленинцев в пользу практики кремации, поставленной на поток, было именно избавление от «религиозных предрассудков прошлого»: не стоит создавать культы вокруг умерших людей и выделять отдельные территории под их могилы, все равно этих покойников уже нет ни в каком смысле. Но зато когда умер их вождь, они тут же отвели ему самое почетное место в столице, соорудили самую настоящую культовую гробницу, объявили «вечно живым», а для поддержания остатков его тела учредили целую лабораторию, работающую до сих пор. Естественно, за государственный счет. 

Риторическая уловка №4: в православной традиции есть практика почитания мощей святых, нередко выставленных на всеобщий показ, следовательно, сохранение останков Ленина «не противоречит православной традиции».

Как и во всех трех предыдущих уловках, мы здесь имеем дело с типичной подменой понятий – иногда сознательной, а иногда от недостаточной образованности: все нетленные мощи православных святых – это свидетельство Божественного чуда и их личной святости, а забальзамированное и разглаженное тело Ленина – это искусственно оформленная мумия, регулярно поновляемая специальной лабораторией, которая с 1992 года называется Научно-исследовательским и учебно-методическим центром биомедицинских технологий при Всероссийском научно-исследовательском институте лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР).  Для сохранности святых мощей не требуется никаких лабораторий и институтов, они просто нетленны, а чтобы останки Ленина не рассыпались в прах, их необходимо каждые 18 месяцев погружать в специальную бальзамическую жидкость. Несложно догадаться, что дело это совсем недешевое, даже если не считать средств, выделяемых на уход за мавзолеем. Единственная правда в аналогии между мощами великих святых и телом великого богоборца состоит только в том, что отрекшиеся от любой религии и объявившие всем религиям войну на уничтожение столь «прогрессивные» марксисты-ленинисты не придумали ничего нового, как пародировать самые древние религиозные традиции и создать собственную коммунистическую квазирелигию со своими коммунистическими «мощами».

Риторическая уловка №5: если тело Ленина захоронят, то это вызовет большие волнения и настоящий «раскол общества».

Нельзя не заметить, что как и в случае c призывами «чтить память предков», так и в радениях о стабильности коммунисты демонстрируют беспредельный цинизм, потому что больших волнений и расколов русского общества, чем устроил именно их вождь и именно их партия, в истории России еще не было. Да и в самой идеологии марксизма-ленинизма таких ценностей, как спокойствие, стабильность, преемственность, традиционность, а также – государственность и патриотичность – в принципе не существует. Вся мировая история воспринимается в этой идеологии как затянувшееся предисловие к наступлению мировой коммунистической утопии и для достижения этой цели все средства хороши. Но поскольку сейчас коммунистические идеи в России совсем не столь популярны, как кажется, и никакой возможности для реальной революции у коммунистов нет, то их основная тактика заключается в том, чтобы изобразить из себя великодержавных государственников и патриотов, якобы пекущихся о «стабильности» и «целостности русской истории». В действительности и вынос тела Ленина из мавзолея, и даже снос самого мавзолея вызовет волнения только среди самих коммунистов, которые неделю-другую попиарятся на этой теме, соберут два-три митинга, и дело с концом. Никаких, хоть сколько-нибудь реальных «волнений» и «нестроений» по этому поводу не будет. А раскол общества уже существует по самым разным вопросам и родоначальник многих из них – лично сам Ленин, чье захоронение никакие расколы не расширит и не углубит. Зато само Российское государство больше не будет культивировать того, кто когда-то приехал в пломбированном вагоне для его уничтожения.

Риторическая уловка №6: если тело Ленина захоронят, то это вызовет гнев каких-то мистических сил и свершится какая-то большая катастрофа.

Обычно в подтверждение этого мифа вспоминают другой миф – вскрытие гробницы тюркского завоевателя Тамерлана в июне 1941 года, в могиле которого якобы нашли загадочную надпись: «Когда я восстану <из мертвых?>, мир содрoгнется». Если же подробно исследовать этот миф, то можно выяснить, что само это событие от начала до конца придумано. Достаточно того факта, что никакой надписи с угрозами в этой гробнице не было. Но проблема не в Тамерлане, а том, что совершенно непонятно, на кого именно рассчитан этот дешевый миф?  Сами марксисты-ленинисты отрицают любую духовную реальность и любые пророчества, так что когда современный коммунист ссылается на это «страшное предсказание», то он либо сознательно лжет, либо он просто не коммунист. С точки зрения православного христианства все подобные «прорицания», происходящие не от православных святых, это просто примитивные языческие суеверия, и если бы в случае Тамерлана и Ленина  нашлись бы целые залежи подлинных скрижалей, где бы с математической точностью были бы изложены такие угрозы, то верить им не имело бы никакого смысла. В православии нет, и не может быть никаких мистических и сакральных причин, оправдывающих пребывание мумии идеолога и организатора мировой атеистической революции на главной площади главного города России, но зато есть фундаментальные причины удалить его как можно дальше и как можно скорее, желательно вместе с самим капищем.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить