Как Буля стал Мухтаром

Елена Кучеренко
Недавно у нас на деревенской улице произошел грандиозный скандал. Как раз напротив нашего дома, который мы когда-то приобрели из-за близости к Оптиной пустыни.
Улица эта, хоть и носит гордое название «Центральная», расположена в самом конце поселения, на отшибе. И о ней не знают даже многие местные таксисты. А жители деревни между собой называют ее «Кукуево».
Это я к тому, что там и людей-то нет, кроме двух соседок – тети Маши и Верки. Ну, машину можно увидеть раз в день, если очень повезет. Ну, сова пролетит, мышь пробежит, лягушка проскачет, Веркина утка тоскливо крякнет, собака лениво гавкнет... Вот и вся социальная жизнь. Так что скандал, да еще такого масштаба – это прямо событие.
Тишину прорезал леденящий душу вопль
Вообще-то ничего не предвещало. Наоборот – заурядно вечерело.
Мы с нашей бабушкой Катей сидели на заднем дворе у сараев, наслаждались сумеречной прохладой и пили чай с конфетами. Ну и сонно обсуждали блошку, которая самым подлым образом атаковала нашу капусту. И теперь нужно срочно найти чудодейственное средство для спасения урожая. А лучше не срочно (срочно у нас в деревне ничего делать не принято), а утром. Которое, как известно, вечера мудренее.
И вот, когда мы уже практически клевали носами над нашими чашками и блошками, тишину прорезал леденящий душу крик. Я бы даже сказала, вопль.
Поняв, что истошные эти звуки принадлежат нашей соседке тете Маше, я поначалу не очень заволновалась. Потому что она примерно так обычно и разговаривает, все давно привыкли. Даже я. Хотя поначалу меня подбрасывало на кровати до потолка, когда она каждый день в четыре утра выгоняла пастись своих баранов, рассказывая им параллельно, кто они есть по жизни.
Но крик тети Маши неуклонно нарастал, докатился, подозреваю, до соседних деревень, и стало ясно – что-то все же произошло.
– Буля, Буля! – кричала тетя Маша.
Буля – это ее пес. Старый, облезлый, мелкий, коротконогий, криволапый дворняга, которого она когда-то где-то подобрала щенком, вырастила и рассказывала всем о его любви к ней и собачьей преданности. По-моему, я о нем даже когда-то писала.
– Наверное, вытворил что-то, – решила я. – Но чтобы так кричать, Буля должен был, как минимум, сожрать у тети Маши всех кур, уток, свиней и баранов. И откусить ей самой руку...
– Мухтар! Мухтар! – закричали ей в ответ хором незнакомые мальчишеские голоса.
Кто такой Мухтар и при чем он здесь, я не знала, и мне стало интересно.Отставив чашку и блошку, я выползла посмотреть, что происходит.
«Замолчали и объяснили!»
А происходило интересное...
Посреди нашей Богом забытой улицы стояли напротив друг друга тетя Маша и трое незнакомых подростков. Уже это было ЧП, потому что в тех местах четверо хомо сапиенс одновременно можно встретить только на кладбище. Даже в местном храме – не факт. За неимением, собственно, их достаточного количества.
Тетя Маша махала ведрами, кричала на пацанов и почему-то требовала у них немедленно покинуть нашу улицу и отправиться, мягко говоря, куда подальше. Деревенские подростки тоже оказались не лыком шиты. И предлагали ей проследовать туда первой.
– Молодые люди! – сказала я несколько робко, все же вид у пацанов был устрашающий. – А ну не выражаться! Человек намного старше вас.
– Вот, Лена! Скажи им, как его зовут, – закричала уже на меня тетя Маша и показала куда-то вниз.
Только тогда я заметила, что в ногах у пацанов сидел небезызвестный Буля, и он почему-то был очень доволен происходящим. Это прямо на морде было написано.
– Буля, – говорю.
– Да какой это Буля! – заорали опять на меня пацаны. – Это Мухтар!
Дальше вступила тетя Маша и начала грозить мальчишкам полицией и главой нашего сельского поселения. Потому что «мелкие стрекулисты» непонятно на каком основании переименовали ее Булю в Мухтара и вообще
«караул, ограбили». Те, в свою очередь, тоже грозили всем, чем ни попадя. И все аппелировали почему-то ко мне.
– Так! Замолчали! – не выдержала я. – Спокойно! Объяснили! Что произошло!
Никогда ещё не чувствовал себя таким желанным
После ещё получасовых воплей что-то, наконец, стало проясняться. Но для начала нужно, наверное, немного рассказать о Буле.
Пес он самостоятельный и, что греха таить, подловатый. Он сам по себе гуляет по деревне, тулится ко всем, у кого прозревает наличие еды и доброты и строит из себя несчастное, голодное и всеми брошенное животное. Многие его жалеют и кормят. А кто-то даже пускает на ночлег. Мы, в том числе. Он даже имел наглость залазить к нам в кровати и рычать, когда мы его оттуда пытались согнать. И в отместку вместо благодарности несколько раз обдул нам холодильник.
В общем, когда он несколько ночей не приходит домой, тетя Маша не особо волнуется. Правда, считает, что бегает он не по людям, а по собакам женского пола. Но в его возрасте и с его внешними данными это сложно себе представить. Но хозяйка уверена, что он ого-го какой «мужчина».
Оказалось, что также два года назад Буля забрел к одному из этих пацанов, который живет на другом конце деревни. И также состроил из себя бедного сиротинушку и поплакался на свою собачью жизнь. Парень песика пожалел, накормил и с Богом отпустил. Но Буля (а что он Буля там никто не знал), пришел еще и еще раз. Тогда мальчик с благословения родителей построил ему будку и нарек Мухтаром. Мухтаром! Это мелкое кривоногое существо! Которое сама тетя Маша помимо Були нарекала ежедневно такими названиями, которые здесь и не напечатают.
Ну и раз в несколько дней под видом Були пес наведывался для приличия к ничего не подозревающей тете Маше. А потом под видом Мухтара опять возвращался к пацану и его семье. И так два года! Два года этот паскудник жил себе припеваючи на две семьи, и никто ничего не подозревал!
А в тот вечер пацан с друзьями и «Мухтаром» на свою беду решили прогуляться по деревне, и их занесло на нашу улицу. И тетя Маша со своими ведрами услышала, что ее Булю какая-то мелюзга называет Мухтаром. И очень удивилась, когда пацаны заявили, что это их собака вообще-то.
– Буля! Туды тебя в качель! А ну сюда! – надрывалась старушка.
– Мухтар! Ко мне! – кричал пацан.
А пес радостно метался между ними и, наверное, еще никогда в жизни не чувствовал себя таким желанным и всем нужным.
«Благородный! Все команды знает!»
Но в конце-концов пацаны были изгнаны тетей Машей с нашей улицы. И самое интересное, что Буля, вильнув ей на прощанье хвостом, гордо удалился вместе с ними. Быть Мухтаром ему явно больше нравилось. И даже походка у него была такая... Мухтарская...
Ну и я, послушав еще немного тети Машиного фольклора по этому поводу, вернулась к своим блошкам.
На следующий день, по пути в Оптину пустынь, на другом конце деревни я опять встретила тех мальчишек:
– Ну что? Где пес? – спросила я.
– Где положено! В будке сидит! Дом охраняет! Вы знаете, какой он умный! Благородный! Все команды понимает! Мухтар!..
Я потом все думала... О том, что правда, настали наверное, последние времена. И даже собачья преданность – это уже миф. Не только отдельные мужики, но и псы уже позволяют себе без зазрения совести жить годами на две семьи.
А дальше я встретила нашего местного батюшку и рассказала ему эту историю:
– Очень духовная история, – сказал он мне вдруг.
Я удивилась...
– Не понимаешь? Вот смотри... Был этот пес банальным Булей – мелким, кривоногим и подлым. Ел у вас, а потом дул на холодильник. И никто от него большего и не ждал. И он сам от себя тоже. А потом появился пацан, поверил в него и назвал Мухтаром! Умным стал считать, верным. И изменился пес. Даже команды выучил... Потому что – благородный! И потому что поверили в него... Наверное, в душе каждого облезлого Були живет Мухтар... Так и не понимаешь?.. Это ведь не только собак, но и нас, людей, касается. Как мы относимся к человеку, так он часто себя и ведет. И от тех, кто рядом, зависит, «Булей» кто-то будет или станет «Мухтаром». Ждут от него чего-то, или нет смысла что-то менять в этой жизни... Только есть надо и «дуть». А поверили в тебя, ласковое слово сказали, и хочется стараться, горы для кого-то сворачивать...
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!