Труд и творчество: серьезные фильмы для «несерьезных» подростков

Юлия Кулакова

Казалось бы, пост не время для просмотра фильмов, ведь это традиционно принято считать исключительно развлечением. Однако и постом мы, завершив все дела, нуждаемся в отдыхе. Хорошо, когда это отдых семейный, когда родные люди могут собраться вместе, например, воскресным вечером. Не секрет, что даже в строгих семьях подростки постом что-то смотрят в интернете и не всегда разборчивы в этом. Может быть, иногда стоит провести небольшое время с ними за интересным, но полезным и красивым  «зрелищем» или хотя бы  порекомендовать им самим вместо обычного набора роликов из «YouTube» посмотреть умный фильм?

Подростковое увлечение японской мультипликацией давно стало понятной во всем мире  темой для шуток: эмоциональный тинейджер – значит, смотрит аниме. Что они, эти вчерашние дети и завтрашние взрослые, ищут там? Мне видится, что аниме стало для подрастающих ребят чем-то вроде кладовой тех тем, которые почти выбросил современный мир. Красота и изящество, серьезность в разговоре о чувствах, эмоциональность и искренность чувств, смелость и отвага, давно осмеянный миром пафос, отказ от прагматизма и тяга к приключениям – именно это оказалось востребовано поколением наших детей.

Разумеется, в аниме тоже встречаются и безвкусица, и «проходные» фильмы. Однако есть и настоящие шедевры как, скажем, один из самых известных в мире мультфильмов гениального Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо». Помнится, некоторые авторы «ославили» его на русскоязычном пространстве, заявив, что мультфильм пропагандирует оккультизм. Однако если бы те, кто это написал, не увлеклись идеей «разоблачения», то могли бы сверить самый распространенный русский перевод с оригиналом или переводом на любой другой язык и выяснить, что звучащие в одном из кадров слова «нечистая сила» и «барабашки» – это интерпретация переводчика. Смешные и добрые  сказочные существа не имеют в этом мультфильме никакого отношения к нечисти, напротив, они помогают главным героям в самые серьезные моменты их жизни. Однако я обещала ради поста рассказать о фильмах «серьезных», поэтому о сказках, даже самых красивых и предназначенных для того, чтобы зритель обрел успокоение и чувство защищенности, поговорим потом. Хотя от уже упомянутого Миядзаки и студии «Гибли» я далеко не уйду: это «знак качества» для тех, кто хочет увидеть на экране добро, человечность и целомудрие.

…Бывают фильмы, в которых, на первый взгляд, ничего яркого не происходит. Девочка-старшеклассница, которая трудится и прилежно учится, смелый юноша, который отстаивает традиции и старину, оба – дети погибших на войне отцов. Школа, семья, планы на будущее. Если пересказать сухо, получится смесь производственного романа и школьной повести. Но это если пересказать. А если помедлить у экрана, то нам откроются красота старины, которую защищают подростки так же ревностно, как память о родителях, нескрываемая любовь авторов фильма к узким улочкам, старым домам, теплым человеческим отношениям, восхищение настоящим смирением и мудростью, которые проявляют не только взрослые, но и дети. В фильме есть место хорошему юмору, осторожно, но четко  расставлены акценты авторской симпатии (например, нет, наверное, ни одного зрителя, который ни возмутился бы легкомысленностью младшей сестры героини, которая отказывает в помощи сестренке-труженице!), и мягко-мягко, как мастерски изображенные в фильме лучи рассвета, протянется тема творчества: образ художницы, неуклюжей и наивной, является второстепенным, но без него этот мультфильм не состоялся бы таким, каким его знают в мире. Я не люблю словосочетание «искусство учит», но этот фильм именно учит быть настойчивым в достижении целей, не бояться двигаться вперед, не быть эгоистом и белоручкой, заботиться о ближних. «Со склонов Кокурико» – фильм по сценарию Хаяо Миядзаки – подойдет, как мне думается, даже для самых консервативных зрителей.

Совершенно другой фильм того же автора «Ветер крепчает». Он о жажде творить и изобретать, узнавать новое и раскрывать это в своем труде. В центре событий – вымышленная (точнее, «собирательная» – прототипами послужили два человека) биография авиаконструктора. Проблема творчества в нестабильное и немирное время (нарастающая угроза фашизма), тяжелейший выбор (чтобы любимый супруг мог свободно работать над своими проектами; смертельно больная жена отказывается от лечения и остается с ним, убеждая его принять эту жертву) – зрителю есть над чем серьезно подумать. Говорят, что Миядзаки вдохновился работать над фильмом, когда услышал слова современника: ««Всё, чем я хотел заниматься, это делать что-то прекрасное». Интересный момент для русского зрителя: при авиаперелете из Японии в Германию герой, пролетая над Россией, любуется ее просторами, на которых еще живы православные храмы. А ведь действие разворачивается в конце 1930-х годов… Рассказывают, что эти кадры Миядзаки ввел в фильм под влиянием особо впечатлившего его творчества Исаака Левитана. Великий режиссер нередко обращался к русским искусству и культуре от живописи до мультипликации; собственно, в выборе жизненного пути режиссера решающую роль некогда сыграл… русский мультфильм «Снежная королева»: с его помощью Миядзаки пришел к выводу, что мультипликация может быть не развлекательной, а серьезной, «настоящей».

Еще один из мультфильмов, который я хочу порекомендовать, называется «Еще вчера». Он, возможно, не подойдет для взыскательной аудитории. Японская культура имеет немного другой подход к физиологическим моментам жизни, чем наша, и, может быть, кого-то смутит эпизод фильма, где девочкам-школьницам врач рассказывает об их развитии, и это на несколько дней меняет спокойное течение школьных будней (девочки смущены, зато мальчики рады похулиганить, за что, впрочем, получают по заслугам). Однако это единственный момент, который способен  смутить кого-то из зрителей; сам по себе «Еще вчера» такая же чистейшая добрая и, не побоюсь слова, поучительная история, как предыдущие. Фильм я бы рекомендовала больше взрослым, чем подросткам. Жаль, что в наше время слова «фильм для взрослых» подразумевают жестокость, грубость и неприличные сцены. Этот мультфильм является «взрослым» в ином, даже противоположном, смысле. Он о переосмыслении событий детства, взрослении души, принятии себя настоящего, о том, чтобы не лгать самому себе. Особенно актуальная тема наших дней о детских психологических травмах не просто получает развитие, но и дает «положительный образец», как с ними справиться, как стать по-настоящему взрослым, не обесценивая своих чувств, но и не погружая себя в тяжесть переживаний. Там же и прекрасно проведенная тема тяги современного человека к земле, традициям, труду не ради тщеславия – «я работаю, а вы нет», – а ради радости. Чудесная и оставшаяся по-детски чистой героиня примет главное решение уже тогда, когда на экране появятся титры, и в этом – особая мудрость авторов фильма.

О хороших и серьезных фильмах можно говорить бесконечно. Но я завершу свой рассказ упоминанием моего любимого шедевра студии «Гибли» «Шепот сердца». Он об увлеченности и раскрытии таланта, первых целомудренных чувствах, честности и верности. Главные герои – подростки: они не намного моложе своих «собратий» из «Кокурико» и, на первый взгляд, если смотреть один фильм после другого, могут показаться по сравнению с ними даже немного капризными и избалованными. Но главная тема фильма – творчество. Герой погружен в будущую уникальную профессию (мастер по изготовлению скрипок), героиня желает «не отстать» и, забывая о сне и еде, пишет свою первую сказку. С какой любовью, мудростью и терпением, как аккуратно и деликатно направляют их творческие порывы взрослые!

Труд как радость, творчество как целомудренное приобщение к красоте и серьезная работа человеческой души – вот то, чем любуется зритель всех этих мультфильмов.

Преподобный старец Порфирий говорил: «Тот, кто хочет стать христианином, должен сначала стать поэтом». Видеть красоту Божиего мира, подходить у нему не цинично, а с чистой душой и чистыми руками – без этого христианский путь невозможен. Мультфильмы студии «Гибли», разумеется, не замышлялись как христианские. Но «душа по природе христианка» (Тертуллиан), и через творения настоящих гениев, которые стараются быть в своей жизни и творчестве чистыми и честными, проходят лучи Божиего света. И тот, кто хочет этой искренности и чистоты, обязательно их увидит.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить