«Во всяком благочестии и чистоте...»

Владимир Басенков

Во время Чемпионата мира по футболу 2018 российских граждан приятно удивили болельщики из Японии: после каждого матча своей сборной они скрупулезно собирали за собой мусор с опустевших трибун. Становится немного стыдно за своих соотечественников, когда последствиями массовых гуляний в парках, на площадях и стадионах оказываются горы мусора. Несколько лет назад в Русской Православной Церкви были принят документ, касающийся позиции Патриархии по вопросам экологии. Кто-то отнесся к проекту скептически, дескать, заняться больше нечем или отрасль нецерковная… На самом деле вопрос чистоты окружающей среды сегодня стоит очень остро, и, если человечество не пересмотрит свою позицию в отношении к миру – творению Божию, – вся планета Земля уже к середине столетия может оказаться в ситуации экологической катастрофы и наполовину станет непригодной для жизни. Опасные химические производства, отравляющие воздух и водоемы, «лесопоглощающие» предприятия, стирающие с лица земли зеленые массивы, мусорные полигоны, чадящие ядовитым смрадом, – всё это создается и управляется живыми людьми  из плоти и крови. И они ничем, кроме масштаба, не отличаются от тех, кто регулярно бросает на асфальт бумажку или превращает в помойку лесную поляну после пикника.

В Священном Писании мы встречаем упоминание князя бесов веельзевула. «Бааль-Зевув», как это слово звучит на иврите, дословно переводится как «повелитель мух». Почему мух? Мухи – насекомые, неизменно роящиеся среди мусора и нечистот. В данном случае физическое сравнение восходит к духовному: мухи-бесы и их повелитель веельзевул роятся там, где присутствует какая-то духовная грязь, грех. Геенна огненная, образ ада были в реальности ни чем иным, как помойкой на окраине Иерусалима, куда сбрасывали мусор и там же его сжигали. Говоря современным языком, тлеющий мусорный полигон. Это образ места для греховной нечистой души. Поскольку мы живем в физическом пространстве, всё наше внутреннее содержание имеет внешнее выражение. Например, архитектура храмов, церковная живопись, пение, богослужение, текстология молитв, одежда священнослужителей – всё это выглядит очень светлым ярким опрятным красивым и так непохожим ни на что другое в мире. «Мерзость запустения» наступает там, откуда человек уходит. Или опускает руки. Еще Адаму Господь заповедал возделывать и хранить сад Эдемский. Этот наказ можно рассматривать и для всего последующего человечества – сохранять природу, данную нам Богом. И не только сохранять, но и преумножать ее. Слово «возделывать» произошло от греческого «культус», из которого сразу же вытекает знакомое нам слово «культура». Человеку свойственно окультуривать, преображать пространство своей жизни, упорядочивать предметы, поддерживать чистоту, придавать форму деревьям.

А вот бросить бумажку на землю… Это всё равно, что бросить ее в Бога и в людей. Я уже писал о «хамах»: в широком смысле вот так легкомысленно и даже презрительно относящийся к окружающей среде человек и есть хам, переступающий границы святыни. Воздух, воду, леса и поля нам дал Господь. Человечество уже несколько тысяч лет существует на этих бескрайних просторах. Усилием воли и труда людей создавались населенные пункты, города. Пространства жизни неизбежно, необходимо было поддерживать в нормальном состоянии – и это самый настоящий акт служению ближним. И вот эта бумажка просто плевок в лицо обществу. Плевать, что такую бумажку может подобрать маленький ребенок, прогуливающийся с мамой. Плевать, что в общий бактериальный фон города будет внесена «лепта». Брошенная наземь бумажка – это единая ментальная модель, объединяющая и обычного городского грязнулю, и мусорного короля, и загрязняющего водоем хозяина завода.

Господь призвал нас к духовной чистоте. И вручил нам планету для земной жизни.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить