«Если не читать детям книг, непременно попадешь в ад»

Елена Есаулова
Наш сегодняшний собеседник – Мирослав Бакулин, генеральный директор культурного центра и одноименного издательства «Русская неделя», автор книг «Зубы грешников», «Полный досвидос», «Наивное толкование 50-го псалма», «Сказ о святом Филофее, сибирском чудотворце».
– Мирослав, какие книги стали для Вас первыми литературными сокровищами?
– Из романтики – Рафаэль Сабатини «Одиссея капитана Блада». Из фундаментальных – оксфордский учебник по биологии трех крутейших нейробиологов Френсиса Крика, Джеймса Д. Уотсона и Мориса Х.Ф. Уилкинса. Меня всегда притягивала фундаментальная наука.
– Какие книги и фильмы Вам интересны?
– Сегодня для меня важно только Евангелие и те авторы, которые занимаются библеистикой. Все остальное отошло как бы на… тридцать шестой план. Хотя читать приходится, конечно, много, в основном, тех авторов, которых я издаю. Каждый день смотрю по одному новому фильму. Из музыки слушаю Моцарта, Генделя, Баха и Перселла.
– Вы читаете книги своим детям?
– Конечно! Если не читать своим детям книг, то непременно попадешь в ад. Я читаю им то, чем сам восхищался в детстве. Иногда даже высокую поэзию, которую они не понимают, но которая завораживает их как музыка.
– Вы не боитесь захлебнуться в бесконечном потоке информации, который льется сегодня на людей?
– Не боюсь. Информации, действительно, много, но не настолько, чтобы захлебнуться. Главное не есть «отравленных грибочков», по выражению профессора А.И. Осипова. Человечество создало много великого, чтобы потреблять что-то второстепенное.
– У одного из героев Вашей книги был вытатуирован крест на груди. Как символ того, что вера впаяна в душу человека. Много ли подобных людей Вы встречаете сегодня?
– С подобными татуировками – много, с такой верой в Бога – редко. Можно верить в Бога, а можно верить Богу, и между этими понятиями – бездна. Я видел верующих людей, видел святых людей. Они легко узнают друг друга, потому что одного Духа.
– Благодаря Вашим книгам я стала лучше относиться к пьяницам. Как Вы думаете, почему пьянство считается бичом русского народа? И как народу спастись от этого греха?
– Пьянство – это безумие, которым наказывается горделивый человек. Это – неизлечимая болезнь. Наш народ очень талантлив и очень горделив, потому и пьет… Но что невозможно человеку, возможно Богу. Наш народ верит в Бога, и потому у него есть шанс на спасение. Я с сожалением отношусь к пьяницам, потому что сам – пьяница. Я понимаю, что они чувствуют по отношению к Богу: знаю, что в их отношении нет лицемерия, но есть ложь.
– В фильме «Остров» герой Мамонова сжигает сапоги и одеяло настоятеля монастыря, к которым тот очень привязан. Интересно, а что бы сжег монах из Ваших предметов?
– Мой духовник учил меня ни к чему не привязываться. Однажды он дал мне монету и сказал: «Возьми ее в руку и всем сердцем скажи: "Она – моя!"». Я зажал монету и мысленно произнес эти слова. «Ты чувствуешь, как твой кулак становится продолжением монеты, потом – локоть, плечо?» – спросил меня духовник. «Чувствую», – я ответил. «Вот так и все тело может стать тем, во что влюбилось твое сердце, – пояснил духовник. – К чему бы ты ни привязался, все может утянуть тебя в ад». К чему я сам сильно привязан, так это мои очки. Я считаю, что эта самая совершенная вещь, созданная человеческой цивилизацией.
– В чем для Вас главная радость христианской жизни, без чего Вы не могли бы жить?
– Невозможно жить без Иисуса Христа, нашего Спасителя, и без заступничества Божией Матери.
– В чем, на Ваш взгляд, основная жизненная трудность современного российского христианина?
– В неверии. В Бога веруют все, но верят Богу немногие, хотя слова «вера» и «доверие» – одного корня.