«Не обманывайтесь!»

Юлия Кулакова

Всё чаще можно в наши дни прочесть, что и настроения человеческие сейчас, и обстановка в мире — «апокалиптические». Подразумевается под этим, видимо, скорее «конец света», или, как раньше говорили, «светопреставление». Без уточнения, что гибель пораженного грехом мира вовсе не означает окончание вообще всего, что за этим наступает не что иное, как переход в новую вечную жизнь и новый мир — со Христом. И подозреваю, что далеко не для всех прочтение слова «апокалиптический» в газете является хорошим поводом открыть, собственно, книгу Откровения Иоанна Богослова. А зря, наверное.

Поскольку там мы, к примеру, читаем такие важные слова о Небесном Граде Христове: «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21:27) И что же такое это «нечистое»?

Надо ли говорить, что в быту слова о «нечистом», нечистоте чаще понимаются достаточно буквально, физиологично. А потому об этом, считается, лучше и вовсе не говорить. Но только ли буквальная нечистота такова? Вспоминается один давний, как раз бытовой, случай. В простом доме простой семьи вдруг зацвела святая вода. Духовник, человек праведной жизни, сказал об этом главе семьи: «В нечистоте прикасались». Однако (оставим пока в стороне современные баталии касательно того, к чему и когда можно или нельзя прикасаться) такое было невозможно. Семья начала усердно молиться Богу перед домашними иконами, приносить покаяние — и бутыль из позеленевшей вновь стала прозрачной, а вода очистилась и даже приобрела прекрасный вкус, как будто бы была набрана из чистейшего источника. Так что нечистотой могут оказаться и наши «повседневные» грехи: нерадение об исповеди и усердной молитве, какие-то обыденные препирательства и недовольства друг другом, ропот и осуждение, о которых мы не всегда и вспомним на исповеди — или вспомним ровно настолько, чтобы среди прочих спокойно упомянуть их у аналоя.

Сам Господь говорил: «...исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека» (Мф.15:18) Поэтому одной из главных наших «скверн» и «нечистот» было и остается злоречие. Кажется, оно сегодня стало настолько привычным, что и за грех-то не считается: все нам кажется, что мы сказали «справедливо», что человек, в адрес которого прозвучали наши гадкие и грубые слова, «сам виноват». Однако, например, святой Ефрем Сирин предупреждает нас: «Если кто и справедливо злословит, то правда его будет неправдою».

Кто-то и вовсе привык разговаривать с другими (особенно с членами семьи или с подчиненными) со злостью, с издевкой, с «подковыркой». И считает это нормой, а если человеку от этих слов стало особенно больно — так даже в христианской среде, увы, кто-то возьмет да скажет: «а это я ему для смирения, а что оскорбился — так это у него гордыня...» Кто ж тебя поставил смирять других и прозревать в другом гордыню, когда даже в Патериках на такое решались только боговдохновенные духовники под водительством Божиим? А в миру и вовсе просто рассуждают: обиделся — так ему и надо, неудачнику. Даже слово омерзительное придумано: «обиженка». В то время как святые рассуждают о нанесении обид и оскорблений иначе. Тот же Ефрем Сирин говорит нам: «Злословие может заступить место убийства, язык — послужит вместо меча». Или свт. Иоанн Златоуст: «Гораздо хуже кусающих тело те, которые делают это словами. Первые кусают зубами тело, а последний угрызает словами душу, наносит рану доброй славе, причиняет рану неисцельную. Поэтому он подвергнется тем большему наказанию и мучению, чем тягчайшее причиняет угрызение». И он же: «...Ничто так не терзает душу и сердце, как насмешки и злословия, многие мужи часто падали от посрамления».

Слишком много слышим мы про «нельзя обижаться», но неплохо бы в равном количестве слышать и про «нельзя обижать». Тем более что, злословя ближнего, человек сам себя действительно ввергает в погибель. Продолжим слушать святого Ефрема: «Как разбойник за одно слово исповедания получил жизнь, так злоречивый за одно же слово может утратить жизнь». Или: «Как две лепты могли даровать душе спасение, так два злоречивых слова могут погубить душу». Всего одно или два слова — а сколько гадких слов сказали мы другим людям в этой жизни?

Наверное, неплохо, чтобы удержать себя от греха, хорошо понимать, что грех и есть самая настоящая грязь. Вот тут-то, возможно, и пригодятся вполне «физические» сравнения. «Кто осквернял уста свои злословием и язык свой хулами, тот погрязнет в зловонной тине и лишен будет возможности отверсть уста» (св. Ефрем Сирин). «Как, открыв гробы, мы наполнили бы города заразою, так и скверные уста, открываемые с бесстыдством, заражают всех обращающихся с ними тягчайшею болезнью» (свт. Иоанн Златоуст).

Все мы помним строки из Первого Послания к Коринфянам (ср. 1Кор. 6:9-10), где говорится о всяческих «блудниках, мужеложниках и малакиях», которые «Царствия Божия не наследуют». Но помним ли, что среди этих самых «категорий» грешников упомянуты и злоречивые? Думается — это потому, что злоречие есть то же извращение. Как блуд есть извращение великого дара любви, а перечисленные далее плотские грехи — еще и противны природе, так злоречие извращает, искажает данный нам Богом дар слова. Люди — единственные словесные существа на планете. А христиане и наизусть знают, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. » (Ин.1:1) Каким же страшным кощунством, в таком случае, является злоречие? И, думается, если бы мы почаще задумывались об этом — то не таким бы «апокалиптическим» (в газетном смысле) было бы и существование человечества.

Разумеется, не только злоречие является грязью и скверной в нашей жизни. Но и любой грех, особенно же — тот, который становится для нас привычным, «нормальным». Вспомню еще одну историю из жизни, тоже связанную с «нечистотой». В алтаре одного деревенского храма, уже в нашем веке, случилась авария, потребовавшая полного ремонта (что именно произошло — я говорить не буду, дабы не указывать непосредственно на конкретный приход). И старец сказал настоятелю: случилось это потому, что некто (но не священник) вошел в алтарь «в нечистоте».

В алтарь, помимо батюшки, заходила пару раз только одна женщина, пенсионерка, достаточно поздно пришедшая к вере, дабы помочь с уборкой. И батюшка (восприняв слова о нечистоте достаточно буквально) спросил ее: а читалась ли над ней в свое время молитва очистительная после родов? Оказалось, что нет: детей ее, нынче уже совсем взрослых, крестили бабушки и тайком от «партийной» матери. При разговоре на приходе (где в тот день собрались одни взрослые женщины) оказалось, что такая же ситуация практически у всех прихожанок... Но дело, разумеется, было не только в этом. Слово за слово — и выяснилось, что многие — а ведь были крещены в детстве — вовсе в этой жизни не каялись в тех грехах, которые были совершены до сознательного прихода в церковь. Сейчас же, поняв это, женщины сокрушались и раскаивались уже не формально, а искренне, с намерением как-то загладить свою вину перед теми, кому причинили действительно серьезные беды. (Надеюсь, читатель не думает, что я тут показываю грешными исключительно женщин: женщины-то как раз покаялись. А вот мужчины и вовсе не пришли...) Так и вышло, что слова старца привели к покаянию сразу многих людей. И стало видно, что грехи наши — такая страшная нечистота, ради очищения которой Господь может и беду в алтаре попустить. Особенно — опять же то, что исходит из наших уст. Уговоры на аборт, развод, на обращение к колдовству, слова против веры Христовой, клевета, подстрекательства заведомо жестокого человека против его жены, детей, подчиненных, — сколько бед можно причинить словами! И считать, что ближний «сам виноват» в моем злоречии — вот самая нечистота, в которой можно «досидеть» и до самого конца своей жизни. И в нечистоте, далеко от света Божия, в результате и остаться.

И как же светлы, напротив, даже обличающие слова святых отцов! С какой любовью они призывают к покаянию, и как хочется открывать книги с их словами в самые тяжелые дни, чтобы обрести поддержку. Как хочется попросить их: да помолятся они о нас Господу, чтобы не обманывались мы мнимой справедливостью наших тяжких слов, а вместо этого спешили бы сами на покаяние. И - чтобы и наши повседневные слова были хоть маленькой, но все же поддержкой (а не бременем) нашим ближним в это непростое время.


 

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!