«Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня». Воскрешение Лазаря глазами художников

За неделю до самого главного для всех христиан праздника – Пасхи –верующие вспоминают еще одно евангельское событие, когда Христос воскресил Cвоего друга, брата Марии и Марфы – Лазаря из Вифании. Чудо, совершенное Спасителем, стало преддверием будущего великого чуда, которому надлежало совершиться через несколько дней, – чуда Воскресения Самого Христа.

...Сегодня этот город называется Аль-Азария и переводится с арабского языка как «место Лазаря». Он располагается на юго-восточном склоне Масличной горы всего лишь в трех километрах от Иерусалима. А две тысячи лет назад он носил другое имя – Вифания.

Здесь в то далекое время жил некто Лазарь вместе со своими сестрами Марфой и Марией. Как считают исследователи, Лазарь был человеком знатным и весьма уважаемым в Вифании. Все его любили и почитали, потому что жизнь он вел честную и праведную.

Возможно, за эти свойства он и был избран Христом. Иисус не раз бывал в доме Лазаря, а потом случилось так, что праведный Лазарь, близкий друг Христа, заболел смертельной болезнью и умер. И вот его смерть и последующее воскрешение из мертвых, по слову Божию, вот уже две тысячи лет дарят надежду на спасение всем христианам.

Пересказывать историю воскрешения святого праведного Лазаря, называемого Четверодневным, ибо он пробыл во гробе четыре дня, наверное, не имеет смысла – она хорошо знакома всем, кто хотя бы раз прочитал Новый Завет, ибо в Святом Евангелии от Иоанна чуду воскрешения Лазаря Иисусом Христом посвящена вся 11-я глава. Поэтому, не пересказывая саму историю, остановимся лишь на некоторых сопутствующих моментах.

К примеру, весьма интересно, что евангельской истории воскрешения праведного Лазаря на протяжении многих столетий посвящали свои труды знаменитые богословы, среди них блаженный Феофилакт Болгарский и преподобный Иоанн Дамаскин.

Гробница праведного Лазаря в церкви святого Лазаря в Ларнаке

Почему это было так важно и для самих богословов, и для многих христиан особенно в первые века христианской истории? Дело в том, что некоторые  детали, приведенные евангелистом Иоанном, в свое время вызвали немало споров и горячих богословских дискуссий. Скажем, почему подробное описание чуда воскрешения Спасителем Лазаря приводится лишь в Евангелии от Иоанна и почему об этом ни слова не говорят ни Марк, ни Матфей, ни Лука? Или почему Иисус, узнав о смертельной болезни Лазаря, не торопился возвращаться в Вифанию, а пробыл за рекой Иордан еще два дня? Ведь даже Своим ученикам Христос поначалу сказал, что Лазарь спит, и лишь позже, видя их непонимание и определенную радость, что раз больной спит, то значит поправится,  дал другой ответ: «Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Ин. 11, 14). Почему, придя в Вифанию и обращаясь ко всем скорбящим, Спаситель, Которому ведомо всё, спрашивает их: «Где вы положили его?» (Ин. 11, 34). Или почему Христос, увидев плачущих Марфу и Марию, вместе с ними скорбел и плакал о Лазаре, хотя буквально через несколько мгновений воскресил Своего друга?

Другими словами, евангельская история о воскрешении святого и праведного Лазаря по своему смыслу столь же  глубока и значима, как и те притчи, которыми Спаситель говорил со Своими учениками и народом.

Ответы на некоторые приведенные выше вопросы интересующийся читатель легко найдет в святоотеческих творениях. Скажем, вопрос Христа: «Где вы положили его?» (Ин. 11, 34)  святитель Василий Великий и преподобные Андрей Критский и Ефрем Сирин трактуют однозначно: эти слова Господа говорят не о Его неведении, а о Его желании побудить иудеев отправиться к гробнице, чтобы они могли узреть великое чудо. Святые отцы даже проводят определенную параллель между этим вопросом Христа и вопросом всевидящего Бога-Отца, обращенного к Адаму: «Адам, где ты?» (Быт. 3, 9), или вопросом к Каину: «Где Авель, брат  твой?» (Быт. 4, 9).

А слезы Спасителя – ведь мы помним, как «Иисус, когда увидел ее [Марию] плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился. <...> Иисус прослезился» (Ин. 11, 33, 35), – святые отцы объясняют тем, что в этом евангельском моменте очень точно показано истинное Боговоплощение Христа. И эти слезы – слезы Богочеловека. Другими словами, Христос, Сын Божий, истинно воплотившись на земле, в этот момент плакал как обыкновенный человек, скорбящий вместе с другими людьми о Своем близком друге. И в то же время, будучи по Своей природе Богом, Он легко вернул праведного Лазаря к жизни.

Или такой вопрос: зачем Христос громко и во всеуслышание молился? Ведь в Евангелии многие чудеса – скажем, исцеление слепорожденного или воскресение дочери Иаира – Иисус совершает без громкой прилюдной молитвы. Но почему же здесь Он обращается к Богу-Отцу со словами: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11, 41–42).

На этот вопрос преподобный Иоанн Дамаскин, как и некоторые другие богословы, дает исчерпывающий ответ: Христос молился не для Себя, а для других. Он громко молился для Марии и для Марфы, потому что это было очень важно для них и потому что они попросили Его об этом: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин. 11, 21–22). Молился он и для собравшихся иудеев, хотя и понимал, что сердца многих из них закрыты для Него. И недаром Он молился – у многих из видевших чудо воскрешения праведного Лазаря  произошло чудо изменения в душе: «Многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него» (Ин. 11, 45).

...Таинственная и жизнеутверждающая история воскрешения праведного Лазаря неизменно вдохновляла творцов культуры: поэты сочиняли на эту тему стихи, художники писали картины. В связи с праздником воскрешения Лазаря я хочу рассказать лишь о трех художественных творениях, созданных великими мастерами.

Джотто ди Бондоне

Знаменитый итальянский художник XIII–XIV веков, основоположник эпохи Проторенессанса. Его считают основателем итальянской школы живописи. Именно творения Джотто вдохновляли Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело.

Одним из величайших его творений считается роспись капеллы Скровеньи (ее еще называют капеллой дель Арена) – маленькой церкви в итальянском городе Падуя. Она была построена на деньги богатого купца Энрико Скровеньи, который заказал домовую церковь рядом со своим палаццо.

Как считается, именно Джотто был главным архитектором этой церкви, ему же принадлежат и фрески, украшающие центральный неф и стены апсиды. Как полагают искусствоведы, именно с цикла фресок Джотто в капелле Скровеньи произошел главный поворот в развитии европейской живописи – впервые появилось чувство пространства, в котором движется человек.

Весь цикл состоит из 36 фресок со сценами из жизни Христа (в выборе сюжетов художнику Джотто помогал знаменитый богослов Альтеградо де Катанеи). Это была цельная и продуманная работа. Эксперты-искусствоведы отмечают поразительное композиционное мастерство  Джотто: художник так выстраивает перспективу, что глаз зрителя сразу выделяет главное на каждой картине. Два года трудился художник (хотя у него в работе были и помощники, но они строго выполняли все указания великого мастера), и за это время фресками было покрыто 900 квадратных метров стен и потолка.

В написании фрески «Воскрешение Лазаря» Джотто строго следовал Евангелию от Иоанна. Картина разделена как бы на две части: в левой мы видим Христа с рукою, поднятой в благословении, за Ним – Его ученики; в правой части – воскресший Лазарь, замотанный  в пелены, потрясенные иудеи, на глазах которых произошло великое чудо. В нижней части мы видим Марфу и Марию, стоящих на коленях с благодарной молитвой, обращенных к Спасителю. Здесь же и те, кто убирал плиту с гроба.

Фреска Джотто исполнена невероятного драматизма: Христос, излучающий Божественную силу, контрастирует с похожим на мумию ожившим Лазарем. Таким контрастом Джотто хотел показать победу жизни и Божественной силы Спасителя над смертью.

Художник неслучайно выделил в центре картины юношу в зеленом одеянии: изумленный от увиденного иудей как бы с обретенной верою протягивает руку к Спасителю, но при этом не в силах оторвать взгляд от воскресшего Лазаря. Образом этого юноши Джотто хотел показать всех тех, кто, увидев совершенное чудо, обратился ко Христу.

Рембрандт

Перед нами шедевр другого великого мастера – знаменитого голландского  художника XVII века Рембрандта Харменса Ван Рейна, автора таких величайших произведений живописи, как «Даная», «Возвращение блудного сына», «Похищение Европы», «Ночной дозор». Немало своих полотен великий художник посвятил библейским сюжетам. Любители живописи хорошо знают его картины: «Жертвоприношение Авраама», «Святое семейство», «Отдых на пути в Египет», «Христос у Марфы и Марии»...

Музей искусств в Лос-Анджелесе – именно здесь находится шедевр Рембрандта «Воскрешение Лазаря». Картина была написана художником маслом по дереву, и дату ее создания эксперты относят ко времени между 1632 и 1634 годами. Конечно, великий мастер, как и всегда, когда он писал картины на библейские сюжеты, весьма вольно обращался с евангельским первоисточником, давая зрителю свое видение события.

Вот и в этом случае мы видим не совсем ту картину, которая описана в Евангелии от Иоанна. Темные катакомбы, мрачный склеп и глубокий синий цвет, который покрывает всё на картине: стены, гробы, лица людей... Его разбивает лишь яркий желтый свет, льющийся откуда-то из-за спин людей; возможно, в гробницу внесли несколько факелов. И в их неровном свете мы видим Христа, стоящего перед гробницей с высоко поднятой рукой, как бы произносящего слова: «Лазарь! Иди вон». Видим и поднимающуюся из гроба завернутую в саван фигуру Лазаря: он еще слаб, черты его искажены и иссушены, но жизнь постепенно возвращается к нему по слову Божию.

У ног Христа и за его спиной – люди. Из-за плеча Спасителя выглядывает пораженный чудом апостол Петр, за ним в темноте угадываются головы иудеев, которые пришли вслед за Христом к гробнице Лазаря.  Мы видим освященную ярким светом женщину – возможно, это Марфа или ее сестра Мария. Сбылось то, во что они обе верили. Ведь недаром «Иисус говорит ей [Марфе]: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин. 11, 40).

Караваджо

И вот еще один шедевр, еще одно «Воскрешение Лазаря». Оно принадлежит кисти величайшего итальянского художника, реформатора европейской живописи XVII века, основателя реализма в живописи, неистового Микеланджело Меризи да Караваджо. Он тоже много своих гениальных работ написал на евангельские сюжеты. Его шедевры «Обращение Савла», «Ужин в Эммаусе», «Иоанн Креститель»,  «Христос на Масличной горе», «Се Человек», «Неверие апостола Фомы», «Положение во гроб» сегодня находятся в лучших галереях мира.

А ведь когда-то этот великий художник был беден, пребывал в изгнании. Часто по причине своего неукротимого, если не сказать, буйного нрава он постоянно ввязывался в самые разные конфликты, ссоры и споры и всякий раз чуть что хватался за шпагу, и из-за этого он был вынужден скитаться, переезжать с места на место, постоянно прятаться то у своих преданных друзей и учеников, то у богатых покровителей, которые, предоставляя ему кров и защиту, требовали, чтобы он писал для них свои шедевры.

В 1609 году, за год до своей загадочной смерти (до сих пор точно неизвестно, по какой причине умер художник), скрываясь от очередных преследователей в Мессине, Караваджо напишет свой очередной  шедевр – «Воскрешение Лазаря» специально для богатого купца Джовани Баттиста де Ладзари.

Эта картина вся словно находится в каком-то стремительном водовороте движения. Мы не видим ни гробницы, ни мрачной пещеры-склепа, а видим только людей. И их движения исполнены невероятного драматизма. В центре полотна – вынутое из гроба тело Лазаря, за ноги его поддерживает какой-то юноша, а голову бережно держат его сестры Мария и Марфа. Кругом толпятся и суетятся люди: на их глазах вот прямо сейчас происходит немыслимое чудо – по слову Божию оживает мертвый человек. Эти люди понимают: перед ними Бог, Который не только явился на землю и сейчас находится среди них, но на их глазах совершает то, во что они не могут поверить. Вот они и переводят взгляд то на Христа, то на оживающего Лазаря.

Великого Караваджо не зря величали «мастером света и тени». Мы видим, как за спиной Спасителя откуда-то сверху струится Божественный свет. Он ярко освящает и фигуру Иисуса, и тело Лазаря. Зрителю надо обратить внимание на положение рук Лазаря: его левая рука еще клонится к земле, под ней мы видим череп и кости как знак смерти, но зато правая рука устремляется к Божественному свету, навстречу той Божественной силе, которая исходит от Христа и поднимает Лазаря из могилы.   

***

…Как известно, после чуда воскрешения святой праведный Лазарь прожил еще 30 лет. После Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и начавшихся вслед за этим событием преследований христиан Лазарь покинул Иудею и перебрался на Кипр, где спустя 12 лет его посетили апостолы Павел и Варнава. Они поставили святого Лазаря первым епископом Китиона (таково было старое название современного города Ларнаки). И он еще 18 лет служил на Кипре епископом, пока не отошел ко Господу во второй раз в возрасте 63 лет. Его гробница ныне находится в православном храме IX века – церкви святого Лазаря в Ларнаке.

А светлый праздник воскрешения святого праведного Лазаря Четверодневного, который мы отмечаем за неделю до Пасхи, дарит верующим надежду и успокоение. Это особенно важно в такое непростое время, в каком мы живем сегодня.

Петр Селинов


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить