«Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня». Воскрешение Лазаря глазами художников

За неделю до Пасхи христиане вспоминают евангельское событие, когда Христос воскресил Своего друга, брата Марии и Марфы – Лазаря из Вифании. Чудо, совершенное Спасителем, стало преддверием будущего великого чуда, которому надлежало совершиться через несколько дней, – чуда Воскресения Самого Христа.

…Пересказывать историю воскрешения святого праведного Лазаря, называемого Четверодневным (ибо он пробыл во гробе четыре дня), наверное, не имеет смысла, – она хорошо знакома всем, кто хотя бы раз прочитал Новый Завет. Весьма интересно, что евангельской истории воскрешения праведного Лазаря на протяжении многих столетий посвящали свои труды знаменитые богословы, среди них преподобный Иоанн Дамаскин и блаженный Феофилакт Болгарский.

Почему это было так важно и для самих богословов, и для многих христиан, особенно в первые века христианской истории? Дело в том, что некоторые детали, приведенные евангелистом Иоанном, в свое время вызвали немало споров и горячих богословских дискуссий. Скажем, почему подробное описание чуда воскрешения Спасителем Лазаря мы находим лишь в Евангелии от Иоанна и почему об этом ни слова не говорят ни Марк, ни Матфей, ни Лука? Или почему Иисус, узнав о смертельной болезни Лазаря, не торопился возвращаться в Вифанию, а пробыл за рекой Иордан еще два дня? Ведь даже Своим ученикам Христос поначалу сказал, что Лазарь спит, и лишь позже, видя их непонимание и определенную радость, что раз больной спит, то, значит, поправится, дал другой ответ: Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер (Ин. 11:14). Почему, придя в Вифанию и обращаясь ко всем скорбящим, Спаситель, Которому ведомо всё, спрашивает их: Где вы положили его? (Ин. 11:34). Или почему Христос, увидев плачущих Марфу и Марию, вместе с ними скорбел и плакал о Лазаре, хотя буквально через несколько мгновений воскресил Своего друга?

Другими словами, евангельская история о воскрешении святого и праведного Лазаря по своему смыслу столь же глубока и значима, как и те притчи, которыми Спаситель говорил со Своими учениками и народом.

Ответы на некоторые приведенные выше вопросы интересующийся читатель легко найдет в святоотеческих творениях. Скажем, вопрос Христа: «Где вы положили его?» святитель Василий Великий и преподобные Андрей Критский и Ефрем Сирин трактуют однозначно: эти слова Господа говорят не о Его неведении, а о Его желании побудить иудеев отправиться к гробнице, чтобы они могли узреть великое чудо. Святые отцы даже проводят определенную параллель между этим вопросом Христа и вопросом всевидящего Бога-Отца, обращенного к Адаму: Адам, где ты? (Быт. 3:9), или вопросом к Каину: Где Авель, брат твой? (Быт. 4:9).

А слезы Спасителя, – ведь мы помним, как Иисус, когда увидел ее [Марию] плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом… (Ин. 11:33–34), – святые отцы объясняют тем, что в этом евангельском моменте очень точно показано истинное Боговоплощение Христа. И эти слезы – слезы Богочеловека. Другими словами, Христос, Сын Божий, истинно воплотившись на земле, в этот момент плакал как обыкновенный человек, скорбящий вместе с другими людьми о Своем близком друге. И в то же время, будучи по Своей природе Богом, Он легко вернул праведного Лазаря к жизни.

Или такой вопрос: зачем Христос во всеуслышание молился? Ведь в Евангелии многие чудеса – скажем, исцеление слепорожденного или воскрешение дочери Иаира – Иисус совершает без громкой прилюдной молитвы. Но почему же здесь Он обращается к Богу-Отцу со словами: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня (Ин. 11:41–42).

На этот вопрос преподобный Иоанн Дамаскин, как и некоторые другие богословы, дает исчерпывающий ответ: Христос молился не для Себя, а для других. Он громко молился для Марии и для Марфы, потому что это было очень важно для них и потому что они попросили Его об этом: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог (Ин. 11:21–22). Молился он и для собравшихся иудеев, хотя и понимал, что сердца многих из них закрыты для Него. И недаром Он молился – у части людей, видевших чудо, произошло чудо изменения в душе: Многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него (Ин. 11:45).

...Таинственная и жизнеутверждающая история воскрешения праведного Лазаря неизменно вдохновляла творцов культуры: поэты сочиняли на эту тему стихи, художники писали картины. В канун праздника воскрешения Лазаря я хочу рассказать лишь о трех художественных творениях, созданных великими мастерами.

Джотто ди Бондоне

Джотто – знаменитый итальянский художник XIII–XIV веков, один из самых ярких представителей Проторенессанса. Его считают основателем итальянской школы живописи. Именно творения Джотто вдохновляли гениев Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело.

 .

Одним из величайших творений Джотто считается роспись капеллы Скровеньи (ее еще называют капеллой дель Арена) – маленькой церкви в итальянском городе Падуя. Она была построена на деньги богатого купца Энрико Скровеньи, который заказал домовую церковь рядом со своим палаццо. Джотто был главным архитектором этой церкви, ему же принадлежат и фрески, украшающие центральный неф и стены апсиды. Как полагают искусствоведы, именно с цикла фресок Джотто в капелле Скровеньи произошел главный поворот в развитии европейской живописи – впервые появилось чувство пространства, в котором движется человек.

Весь цикл состоит из 36 фресок со сценами из жизни Христа (в выборе сюжетов Джотто помогал знаменитый богослов Альтеградо де Катанеи). Это была цельная и продуманная работа. Эксперты-искусствоведы отмечают поразительное композиционное мастерство Джотто: художник так выстраивает перспективу, что глаз зрителя сразу выделяет главное на каждой картине. Два года трудился живописец (хотя у него в работе были и помощники, которые строго выполняли указания великого мастера), и за это время фресками было покрыто 900 квадратных метров стен и потолка.

В написании фрески «Воскрешение Лазаря» Джотто строго следовал Евангелию от Иоанна. Картина разделена как бы на две части: в левой мы видим Христа с поднятой в благословении рукою, за Ним – Его ученики; в правой части – воскресший Лазарь, завернутый  в пелены, и потрясенные иудеи, на глазах которых произошло великое чудо. В нижней части мы видим коленопреклоненных Марфу и Марию, с молитвой благодарящих Спасителя. Здесь же и те, кто убирал плиту с гроба.

 .

Фреска Джотто исполнена невероятного драматизма: Христос, излучающий Божественную силу, контрастирует с похожим на мумию Лазарем. Таким контрастом Джотто хотел показать победу жизни над смертью.

Художник не случайно выделил в центре картины юношу в зеленом одеянии, – изумленный иудей как бы с обретенной верой протягивает руку к Спасителю, но при этом не в силах оторвать взгляд от воскресшего Лазаря. Образ этого юноши символизирует всех тех, кто, увидев совершенное чудо, обратился ко Христу.

Рембрандт

 .

Перед нами картина другого великого мастера – голландского художника XVII века Рембрандта Харменса ван Рейна, автора таких шедевров, как «Даная», «Возвращение блудного сына», «Ночной дозор». Немало своих полотен художник посвятил библейским сюжетам: «Жертвоприношение Авраама», «Святое семейство», «Отдых на пути в Египет», «Христос у Марфы и Марии»…

«Воскрешение Лазаря» Рембрандта хранится в Музее искусств в Лос-Анджелесе. Картина была написана маслом по дереву, и дату ее создания эксперты относят ко времени между 1632 и 1634 годами. Конечно, великий мастер, как всегда, когда он писал на библейские сюжеты, весьма вольно обращался с евангельским первоисточником, давая зрителю свое видение события.

Вот и в этом случае мы видим произошедшее не совсем таким, как оно описано в Евангелии от Иоанна. Темные катакомбы, мрачный склеп и глубокий синий цвет, который покрывает всё на картине: стены, гробы, лица людей... Его разбивает лишь яркий свет, льющийся откуда-то из-за спин людей; возможно, в склеп внесли несколько факелов. И в их неровном свете мы видим Христа, стоящего перед гробницей с высоко поднятой рукой, как бы произносящего слова: «Лазарь! Иди вон». Видим и поднимающуюся из гроба завернутую в саван фигуру Лазаря: он еще слаб, черты его искажены и иссушены, но жизнь постепенно возвращается к нему по слову Божию.

 .

У ног Христа и за его спиной – люди. Из-за плеча Спасителя выглядывает пораженный чудом апостол Петр, за ним в темноте угадываются иудеи, которые пришли вслед за Христом к гробнице Лазаря.  Мы видим ярко освещенную женщину – возможно, это Марфа или ее сестра Мария. Сбылось то, во что они обе верили. Ведь недаром Иисус говорит ей [Марфе]: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? (Ин. 11:40).

Караваджо

 .

А вот еще одно «Воскрешение Лазаря», принадлежащее кисти итальянского художника, реформатора европейской живописи XVII века, основателя реализма в живописи, Микеланджело Меризи да Караваджо. Он тоже написал много замечательных работ на евангельские сюжеты, и сегодня его шедевры «Обращение Савла», «Ужин в Эммаусе», «Иоанн Креститель», «Христос на Масличной горе», «Се Человек», «Неверие апостола Фомы», «Положение во гроб» можно увидеть в лучших галереях мира.

Часто по причине своего неукротимого, если не сказать буйного, нрава Караваджо ввязывался в самые разные конфликты, ссоры и споры, всякий раз чуть что хватаясь за шпагу. Из-за этого он был вынужден скитаться, переезжать с места на место, постоянно прятаться то у своих преданных друзей и учеников, то у богатых покровителей, которые, предоставляя художнику кров и защиту, требовали, чтобы он писал для них картины.

В 1609 году, за год до своей загадочной смерти (до сих пор точно неизвестно, по какой причине умер живописец), скрываясь от очередных преследователей в Мессине, Караваджо специально для богатого купца Джовани Баттиста де Ладзари напишет свой очередной шедевр – «Воскрешение Лазаря».

 .

В этой картине всё словно вовлечено в стремительное движение. Мы не видим ни гробницы, ни мрачной пещеры-склепа, а видим только людей. Их позы и жесты исполнены драматизма. В центре полотна – вынутое из гроба тело Лазаря, за ноги его поддерживает какой-то юноша, а голову бережно держат сестры Мария и Марфа. Кругом толпятся люди: прямо сейчас происходит немыслимое чудо – по слову Божию оживает мертвый человек. Эти люди понимают: перед ними Бог, Который не только явился на землю и сейчас находится среди них, но на их глазах совершает то, во что невозможно поверить. Вот они и переводят взгляд то на Христа, то на оживающего Лазаря.

Великого Караваджо не зря величали «мастером света и тени». Мы видим, как за спиной Спасителя откуда-то сверху струится Божественный свет. Он ярко освещает и фигуру Иисуса, и тело Лазаря. Зрителю надо обратить внимание на положение рук Лазаря: его левая рука еще клонится к земле, под ней мы видим череп и кости как знак смерти, но зато правая рука устремляется к свету, навстречу той Божественной силе, которая исходит от Христа и поднимает Лазаря из могилы.

Подготовил Петр Селинов


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!