Мария Египетская и домашняя пустыня

Владимир Басенков

«Давайте возложим на себя подвиг не выходить из наших домов, как взяла на себя подвиг Мария Египетская не выходить из пустыни», – с такими словами обратился к верующим Патриарх Кирилл после богослужения в Храме Христа Спасителя в 4-ю Неделю Великого поста. Как организовать «пустыню» в стенах своего дома и извлечь пользу из вынужденной самоизоляции, не потонуть в праздной неге и получить от карантина духовную пользу?

Память преподобной Марии Египетской совершается в пятое воскресенье Великого поста. Четыредесятница близится к своему завершению. В следующее за Марииным воскресенье начинаются события, непосредственно связанные с крестным подвигом Спасителя. На первой Неделе поста после строгих дней воздержания и молитвы мы испытывали на прочность собственное христианство, на второй учились погружаться в себя, следуя примеру отцов-исихастов, на третьей вспоминали о необходимости жертвенного служения и несении креста на пути к вечному счастью, к четвертой учимся внутрь-пребыванию и борьбе со страстями с помощью «Лествицы», а на пятой… должны услышать в пустыне собственной души разбуженную прошедшими неделями совесть.

Преподобная Мария после пробуждения совести бежала в пустыню в прямом смысле. Ей требовалось решительно порвать с миром, чтобы перестать испытывать соблазн перед грехом, вошедшим в привычку. Мария изолировалась для того, чтобы вылечиться от болезни постом и молитвой, а затем снова не подцепить заразу греха среди людей из-за собственного ослабленного духовного иммунитета. Мария прославлена в лике преподобных. То есть по своему духовному устроению она монахиня. Но мы-то в большинстве своем живем в миру, у нас есть семьи, для некоторых из нас продолжается работа (в том числе и удаленная), мы обременены многочисленными заботами. Какой же должна стать наша пустыня в дни вынужденной самоизоляции и чем она может быть похожа на подвиг преподобной Марии?

Обо всем по порядку. Наша пустыня – это дом и семья. Они же малая Церковь и малый монастырь. Здесь мы чувствуем безопасность, уют и тепло домашнего очага. Пустыня – это крепость нашего спокойствия и защищенности. Но в пустыне мы также имеем возможность, отрешившись от назойливого шума мира, встретиться с самими собой в собственном сердце. Сколько Великих постов уже пройдено нами? Но как они протекали обычно? Брали ли мы неоплачиваемый отпуск хотя бы на одну неделю? Теперь нам представилась такая возможность. Мы попали в ситуацию тотальной остановки привычной жизни. В позапрошлом веке в нашем государстве такие остановки имели место каждый год во время поста. Наконец нечто подобное случилось и с нами. Замечательно. Ведь теперь у каждого из нас появилась возможность ответить себе на ряд очень важных вопросов.

Какова же на самом деле моя вера? Кто Он, мой Бог, в эпоху пандемии? Каковы в действительности мои ценности: работа, достаток, саморазвитие или Христос Распятый? Смогу ли я проявить не показные, а подлинные смирение и терпение как к ситуации, так и к ближним? Они ведь не меньше моего огорчены и напуганы. Найду ли я силы быть милосердным, не поддаваться раздражению и защитить собственным спокойствием жену и детей, для которых произошедшее стало стрессом? Увижу ли я во всем случившемся волю Божию? Поборю ли лень и самооправдание, выбрав в эти дни режим поста, молитвы и духовного бодрствования?

Вопросов много, главные – выше. Но очевидно и то, что в этой изоляции каждый из нас оказался лицом к лицу с самим собой, своим собственным «я», главным врагом на пути к Богу. И вместе с тем получил возможность внимательнее отнестись к церковному календарю, почитать Писание и жития святых. Мы даже можем попытаться организовать домашнее богослужение. Сегодня в открытом доступе имеется суточный круг, совершаемый мирским чином. Читать Иисусову молитву, Псалтырь, наконец, открыть «Лествицу». А еще можно заглянуть в Апокалипсис апостола и евангелиста Иоанна Богослова – эта книга очень трезвит и держит в духовном тонусе, но, главное, воодушевляет и наполняет духовной бодростью сердце, ведь финал у нее очень счастливый.

Мы суетились, кажется, целую тысячу лет, так и не прожив полноценно хотя бы десятка из них. И вот теперь у нас появилась возможность – да, пусть и такая, какая есть, – остановиться и оглянуться на прожитые годы. Возможность пристальнее всмотреться в себя и увидеть обнажившиеся перед предстоящим испытанием изъяны души.

Молитвами преподобной Марии Египетской да поможет нам Бог с пользой для души пребывать в пустыне и стать лучше в эти дни.