Христос или антихрист?
Владимир Басенков
Переступив порог православного храма, мы испытываем непередаваемое словами чувство соприкосновения с Божественным. Нас пронизывает незримое действие благодати Духа нашего Отца, в дом Которого мы вошли. Сердце наполняется покоем, тихой радостью и ощущением мерности. Время останавливается, а мы, где бы ни находился храм, ощущаем себя в самом центре Вселенной.
После Вознесения Христа Святой Дух пребывает в Церкви. У нас есть возможность живого общения с Богом. Невозможно отрицать существование духовного мира, который особенно ярко раскрывается для утомленного суетой человека в церковных таинствах. Все мирские заботы отходят на второй план, становятся не столь значимыми. Потрясающе: нам вдруг открывается параллельная реальность!
Бог есть Дух, и этот Дух невозможно не распознать. Он дает надежду и радость. В Господе человек черпает силы для свершений, ведь Он Источник жизни. Соприкоснувшись с Божественной благодатью, мы ощущаем, что можем свернуть горы. Горы – это тот груз, что навалился на душу и не позволяет ей развернуться, найти выход и «расправить плечи».
Так что же мешало нам жить полной и насыщенной жизнью? Без своего Создателя человек не способен полноценно существовать, он становится живым мертвецом, и каждодневная реальность превращается для него в череду несчастливых событий. Гордый ум может резонно спросить: если Бог дал человеку свободу, почему же человек не может полноценно существовать без Него?
А может ли человек существовать без здоровой пищи и чистой воды? Господь для нашей души равно то же, что воздух, вода и еда для тела. Без вариантов. И да, у нас есть свобода делать выбор: жить с Богом или без Него.
Возможно, слова «принять Христа» кому-то уже набили оскомину, а для кого-то совсем неясны. О чем это? О соблюдении внешних предписаний православной веры? Нет. Вернее, не только это. Живое общение с Богом – это изменение ума и сердца человека. Мы видим микрокосм храма, иконостас, пространство помещения... Но гораздо важнее то, что ощущает человек внутри себя. Наше личное сретение происходит словно по ту сторону грудной клетки. Человеческое несовершенство встречается с Божественным светом на уровне естества. Царство Небесное приблизилось. Мы переживаем неописуемое, но понятное душе чувство.
Христианам доступно и познание природы, противоположной Божественной. Цивилизация городов уверенно наступает на естественный мир деревенской гармонии. Каин создал первый город из страха, который объял его после убийства брата. Страх, противоположный спокойствию, стал двигателем цивилизационного прогресса. Безусловно, не все прорывные технологии человечества были созданы под влиянием внутреннего ужаса перед давящей неизвестностью или прямой угрозой существованию. Но часть инструментария для облегчения жизни, комфорта и безопасности имеет древнюю основу. В наши дни набирает свою силу движение трансгуманистов – людей, стремящихся к физическому бессмертию. Конечно же, без Бога. Страх смерти – самый сильный в человеке. Но и в случае с рождением нового культа люди в который раз решили бороться не с причиной, а со следствием. И вновь промахнулись.
В Евангелии от Луки Спаситель говорит, что в конце времен «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (Лк. 21:26). Сегодня мы имеем интернет, который, кроме очевидной пользы, выступает и значительным усилителем человеческого страха. Вéсти из «всемирной паутины» позволяют узнать не только то, что случилось на соседней улице, но и составить субъективную картину мировой реальности. Умножение беззакония, от которого скудеет любовь, можно определить как увеличение потока негативной информации, потребляемой человеком.
Кто-то начинает опасаться за свою безопасность после прочтения криминальной хроники родного города, кого-то пугают экономические перспективы от стремительно меняющихся законов и «экспертных» комментариев к новостным заметкам об этих переменах, кто-то ожидает эсхатологической катастрофы и выискивает в новостях признаки конца времен. Всех этих людей питает страх, а они питают страхом всё, что их окружает. О мире, покое и радости нет речи. Где же Бог в этом животном ужасе перед грядущими или мнимыми испытаниями?
Как Бог способен поселиться в душе человека при нашем искреннем желании, так и иная субстанция заполняет душу, стоит только отворить ей дверь. Да-да, речь про антихриста. Кто он? Родственник Трампа? Член семьи королевы Великобритании? Или странный сосед из квартиры напротив? Он всего лишь попытка заменить Бога в наших душах. Чтобы воцариться в мире, он должен подготовить себе почву – взрастить критическую массу людей, которые будут ему близки по духу. Он лукав, а потому не только добровольное согласие, но и внутреннее состояние определят его будущих сторонников.
Иоанн Лествичник писал: «Кто служит Богу – боится только Бога, а в ком нет страха Божиего, тот и собственной тени боится». Страх – определенная форма покорности. В минуты ужаса человек цепенеет, его воля оказывается парализованной; напуганный, он готов согласиться на что угодно и от чего угодно отказаться. Страх перед антихристом и тем, что с ним отождествляет в своем сердце каждый конкретный человек, есть жертва ему, признание его власти, питание его своими силами. Человек боится того, чью власть подсознательно признает.
Афонский старец XX века Порфирий Кавсокаливит на вопрос об антихристе отвечал: «Пусть вас не терзают вопросы о последних временах, антихристе и его знамениях. Знайте, что, если мы имеем в себе Христа, антихрист не может причинить нам никакого зла! Ни наималейшего!»
Подобный страх ложен и совершенно непохож на страх перед Богом. Не угодить Творцу, промахнуться в исполнении Его воли, лишиться возможности быть с Ним – вот что, действительно, страшно.
Христос говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Ложный страх перед неизвестностью, искусно рисуемый воображением, также можно отнести к излишнему попечению о себе, любимом. Но ведь ни один волос не упадет с нашей головы без воли Бога. Чего же бояться?
В какой-то степени между страхом и антихристом можно поставить знак равенства. Безбожники не ведают, чем питают душу, ища покоя и комфорта для тела. Верующие соблазняются цифрами, природными явлениями и событиями эпохи, придавая этому излишнее значение, теряя спасительные покой и радость духа. Чувство страха вызывает забвение Бога.
Но именно Бог есть центр жизни человека. Устремление всех мыслей к Нему есть спасительный круг от тех нестроений, которые окружают нас сегодня и, возможно, случатся с нами завтра. Крест Христов, который, на первый взгляд, выглядит чем-то тяжелым и скорбным, на самом деле легок для тех, кто принял Господа сердцем. Искренняя вера в Бога отсекает негативную и губительную реальность, не стирая ее из жизни, но в корне меняя отношение к ней.
Смерти больше нет. Христос воскрес. Смерть была на протяжении веков главным страхом, перед которой цепенел каждый человек. Теперь у людей появилась возможность вслед за Иисусом пройти дорогой победы над страхом тлена. Выбор Христа означает, что первобытный ужас смерти истреблен. Смелость – это про христиан. Если для выбравших путь в Царство Небесное нет конца жизни, так чего же еще бояться человеку?