Иконы Святой Земли

Максим Терехов

В конце 90-х годов я сопровождал группу учеников воскресной школы в Новый Иерусалим. Монастырь требовал реставрации, но статус музея в советское время не позволил ему превратиться в руины, как это произошло со многими святынями, не удостоившимися звания памятников искусства. Монастырь сильно пострадал в годы войны. Немцы взорвали Воскресенский собор и колокольню. Собор восстановили в советское время, а колокольню смогли отстроить вновь лишь недавно при последней основательной и дорогостоящей реставрации обители. Туристов здесь всегда было, конечно, меньше, чем в Троице-Сергиевой лавре, но интерес к этому месту всё равно не угасал.

Экскурсовод рассказывала о нелегкой судьбе Патриарха Никона, основателя и строителя монастыря. Его трудами и молитвами монастырь получился очень большим. Для себя же Патриарх Никон построил за его пределами скромную, очень тесную двухэтажную келию с маленькими окошками и узкими дверями.

Келья патриарха Никона

Участок земли, где протекала река Истра, по ландшафту напомнил Патриарху Святую Землю. Так река на этом участке земли стала Иорданом, а холм, подходивший для постройки монастыря, – горой Сион. Появились свой Гефсиманский сад, гора Фавор и приток реки Иордан Кедрон. 

Главный Воскресенский собор – точное подобие Иерусалимского храма Гроба Господня. Переходом он связан с подземным храмом святых Константина и Елены, только вот подземным в нашей сырой земле его сделать не получилось. Стены пропускали грунтовые воды, и прошлось их откопать и обнести большим рвом для проветривания. Надо сказать, зрелище очень непривычное, когда из глубокой ямы торчат купола с крестами. Один мальчишка из моей группы подкинул свою фуражку над этим рвом и поймал, еще раз подкинул – поймал, на третий раз фуражка оказалась внизу, после чего с невинным лицом он доложил мне о своих проблемах, и мы вместе спустились в храм и попросили открыть двери, ведущие в ров. Служитель молча проник в ров и отдал нам фуражку. Похоже, что  подобные шутники ему уже попадались.

Главный Воскресенский собор – точное подобие Иерусалимского храма Гроба Господня

«Мне кажется, что нельзя было так делать», – обратилась ко мне одна женщина из нашей группы. Она сопровождала в поездке своего сына. «Святая Земля одна, и патриарх Никон совершил дерзкий поступок, построив такой храм в России. За это и пострадал потом». В те годы я преподавал Закон Божий для детей и должен был что-то ответить на подобный вызов. Ответ пришел сам словно откуда-то сверху: «Мы ведь пишем списки с чудотворных икон, и они тоже являют нам чудеса. Господь принимает подобное творчество – почему бы не сделать своего рода объемную икону со Святой Земли и не поместить ее сюда, в Россию?»

Сама концепция почитания икон в Православной Церкви предполагает, что честь, оказываемая образу, переходит на первообраз. Получается, что здесь своего рода объемная икона святого места. Что же касается сложной судьбы Патриарха Никона и скорбей, которые он перенес, лишившись сана, то не стоит забывать, что его служение ученые и богословы до сих пор оценивают по-разному.

В монастыре с благоговением относятся к месту его упокоения. Есть даже рассказы о чудесах, происходивших в этом приделе. И люди приезжают сюда как на Святую Землю. Идут в Воскресенский собор, прикладываются к Камню помазания, поднимаются на Голгофу, заходят в Кувуклию – маленький храм в храме, олицетворяющий собой Гроб Господень. Она включает в себя два помещения: придел Ангела и помещение с каменным гробом. Снаружи Кувуклия украшена иконами. Потом можно спуститься вниз в подземный храм святых Константина и Елены.

Сейчас всё восстановлено, иконостасы сияют золотом, а иконы – красками. В самом Воскресенском соборе есть множество приделов. Монастырь очень красивый как снаружи, так и внутри. Музеи работают теперь рядом с монастырем, а любители не только старины, но и экстрима могут выйти из обители в другие ворота и окунуться в Истру-Иордан. Вода в реке очень холодная и зимой, и летом, но желающие искупаться всегда находятся. На этом пути справа будет источник святой воды, а слева – келия Патриарха Никона, о которой я уже говорил. Еще левее, на земле, которая олицетворяла Гефсиманский сад, сейчас находится музей деревянного зодчества. Теперь там всего три экспоната: крестьянская изба, часовня и мельница. Была еще деревянная церковь, но она сгорела в 2000 году.

Сам монастырь в настоящее время передан Церкви и в нем живут монахи. В храмах совершаются богослужения. Обитель всё больше обретает статус духовного центра города Истры и его окрестностей.

Добраться до него можно с Рижского вокзала или на машине по Волоколамскому шоссе. Есть еще дорога по Новорижскому  шоссе или по бетонке. Главный ориентир – город Истра, на выезде из него и стоит монастырь.      

А мне хочется еще обрадовать москвичей тем, что в одном из храмов города теперь тоже есть возможность приложиться к такой объемной иконе Святой Земли. В храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе согласно замыслу, получившему одобрение и всемерную поддержку Святейшего Патриарха Кирилла, в одном месте собраны точные копии пяти величайших христианских святынь: Гроба Господня, Камня помазания, гробницы Божией Матери, Голгофы и Вифлеемской звезды, а также темницы, водоноса из Каны Галилейской и колонны Святого огня.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе

Этот проект так и называется «Икона Святой Земли» и имеет огромное духовно-просветительское значение, потому что он реализован прямо в столице России городе Москве. От метро «Ясенево» к храму можно дойти пешком или проехать на троллейбусе две остановки.

Сам храм построен в византийском стиле, и верхняя церковь украшена традиционными для этого стиля мозаичными иконами. Сразу возникает мысль, что Иерусалим был в Первом Риме. Святая София, которую напоминает храм своим куполом, во Втором Риме (Византия), и питают они своими корнями Третий Рим – Москву. К такому выводу приходили многие религиозные ученые, философы и богословы.

Как простой паломник, неоднократно бывавший как в Новом Иерусалиме, так и в Покровском храме, хочу, завершая свой небольшой рассказ, поделиться с читателями незабываемыми впечатлениями от удивительной молитвенной собранности, которая бывает после поклонения этим святыням, и пожелать всем пережить благодатное чувство приобщения к Иерусалиму Небесному.

Фото: Владимир Ходаков


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить