Бог поругаем не бывает
Владимир Басенков
В России существует закон о «Нарушении права на свободу совести и вероисповеданий», получивший в народе название «об оскорблении чувств верующих». Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе не так давно призвал верующих ходатайствовать о прекращении уголовных дел в отношении раскаявшихся «оскорбителей». Почему это правильно, для чего нам нужно уметь прощать и зачем все-таки должен существовать удерживающий богохульников государственный закон – попробуем поразмышлять в этой статье.
Душа христианина – субстанция довольно чуткая. Православный человек научен прислушиваться к себе с особым вниманием, отделять зерна добродетелей от плевел греха, очищать сердце покаянием и стремиться искать в себе силы на доброе отношение ко всем людям.
Обнаженная душа неизбежно становится ранимой. Находить защиту, обретать способность всё переносить и спокойно двигаться по житейскому морю к финальной точке смысла собственного существования возможно, лишь находясь в общении с Богом, принимая посылаемые скорби и искушения, изменяя ум и отношение к действительности.
Чувство справедливости, благородное и вместе с тем коварное, является плотью от плоти человеческого естества. Когда в нашей жизни, вокруг нас, в мире, наконец, творится то, что мы категорично признаем «беззаконием», внутри поднимается волна негодования, которую мы называем «гневом праведным». Человек так устроен, что наиболее яркую реакцию вызывает посягательство на область его ценностей. Христианин искренне негодует, видя, как кощунственным действиям подверглись дорогие ему святыни, пусть это и произошло на другом конце земного шара. Или же катализатором гнева становится брошенная невзначай и безобидная с виду фраза коллеги по работе, затронувшая религиозные убеждения верующего человека. Все мы так или иначе проходили периоды баталий с домашними, друзьями, сотрудниками, иноверцами, атеистами-акционистами, касающихся области нашей веры…
Мы обрели Христа, встретились с Ним в объятиях храма и искренне не понимаем, как могут люди не замечать Бога, жить без Него или с ложным представлением о Нем? Жар неофитства, проявлявшийся в желании убедить собеседника сугубо личными доводами, выливался порой в конфликты. Мы ставили им безнадежный диагноз и собирались сказать в следующий раз всё, что в этот не получилось! Нечто похожее происходит, когда мы читаем в новостях, как какие-то злодеи станцевали на амвоне православного храма или попытались поиграть с мобильника в весьма странную игру. «Наказать!» – и мы уже превратились внутри себя в строгого, но справедливого инквизитора. Но давайте вспомним Христа. Наш Бог стал жертвой тотальной человеческой несправедливости. Подобной участи сподобились тысячи тысяч православных христиан на протяжении всей истории человечества. За веру мучили, бросали в темницы, убивали, подвергали социальному давлению.
Если занятому поиском «пенсионной» и вообще житейской справедливости современнику рассказать в красках, а не в мягких житийных тонах о судьбах христианских мучеников, он, пожалуй, согласится с тем, что самому несправедливому отношению в истории подвергались именно христиане. Это, действительно, так. И никаких бунтов или государственных переворотов. Христиане в любой империи и при любом строе могли не только существовать мирно с государством, но даже умудрялись созидать, совершать трудовые и научные подвиги, создавая вокруг себя обстановку подлинного морального комфорта. Но, несмотря на это, христиане всегда были самой гонимой религиозной группой. Об этом предупреждал Спаситель: «И будете ненавидимыми всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасен будет» (Мф. 10:22). Испытания жизни – это то, что делает нас крепче, закаляет как сталь, заставляет меняться и всё больше разворачиваться к Богу.
Кощунники, коих мы наблюдаем словно нарождающуюся массу, это люди, которых, скорее, нужно пожалеть. «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Действительно, кощунник имеет целью нанести вред или обиду верующему человеку, но пуля его злодеяния попадает в него самого, чудовищным образом разрушая душу и неизбежно вызывая череду негативных событий в жизни. А христианин?.. Христианин должен суметь простить. Ведь Бог поругаем не бывает. Закон, защищающий наши религиозные чувства, безусловно, необходим в правовом государстве. Важно, какой будет реакция у нас как у «истцов» независимо от того, действительно ли мы оказались в положении потерпевших или же участвуем как наблюдатели, лишь давая оценки происходящему.
Самое сложное – простить. В своей деятельности я часто сталкиваюсь и с едкими насмешками, и с оскорблениями, и даже с угрозами. Моя принадлежность к Церкви вызывает порой бытовое хамство даже в тех ситуациях, где этого вроде бы не должно быть. Но способность сохранять спокойствие, трезвость ума и понимание духовных причин подобных случаев (всегда!) дает ту самую «светлую мирность», возможность «понять и простить», даже пожалеть «хама-грубияна-кощунника». Объяснить – да. Поговорить – да. Предупредить, если это уместно. Но не метать бисер и не «кидаться на баррикады», ибо мы навредим себе, потеряв душевный мир. Впустую. Бог поругаем не бывает. И Он очень быстро всё расставляет на свои места в этой жизни.