О хлебе из Божиих рук

Юлия Кулакова

Часто слышу я в последнее время такие слова: «Голодного надо накормить, а не проповедовать ему». И почему-то каждый раз этот лозунг выдвигается чуть ли не как борьба с «клерикализмом», как торжество неких светских, не-Божиих ценностей. Хотя, прежде всех современных «борцов», именно Церковь учила: «Чтопользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак.2:14-16).

Да, слова про «накормить», разумеется, в определенной мере оправданы. В той, в которой христианин должен, увидев голодного, напитать его. В той, в которой христианин немыслим без заботы о ближнем и без видения в другом образа Божия. Но нет и ничего плохого и бесчеловечного в том, чтобы не скрывать: я поступаю так потому, что меня учил этому мой Господь Христос.

Признаться честно, задуматься над этим лозунгом меня заставили …орлы. Там, где я живу, давным-давно к человеческому жилью прибились большие красивые птицы. Они летают на охоту над нашими крышами, зовут друг друга клекотом и величественно парят под облаками. Но стоит только какой-то хозяйке забыть у окна еду – царственные пернатые не побрезгуют совершенно прозаически стянуть лакомый кусочек. Говорят, что в центре города они и вовсе охотятся на зазевавшихся туристов. Точнее – на бутерброды в их руках.

Когда мы начали «забывать» для них на подоконнике кусочки еды, орлы прилетали один за другим. Мирно и спокойно они брали пищу и улетали, потешно выклевывая прямо на лету из кусочка, удерживамого могучей лапой. А бывало – садились на подоконник и трапезничали рядом с нами. Иногда по двое, подзывая друг друга. Один, молодой, постоянно делился с братом, – он был таким же огромным и сильным, но почему-то боялся человеческого жилья.

Обрадовавшись, мы стали класть им еду каждый день. Казалось бы, теперь есть постоянный источник пищи, жизнь должна стать еще более мирной и спокойной, сиди себе и толстей на ветке, а как ветка под весом обломится – покрепче найдем…

Да вот не тут-то было. Питомцы наши как с цепи сорвались и вздумали не подпускать друг друга к еде. В воздухе начались бои с переворачиванием на лету вниз спиной и показыванием друг другу когтей, подоконник пришлось чистить от перьев, а добыча, в конечном итоге, доставалась даже не победителю драки, а хитрым воронам. Однажды, ободранный в трех местах, на подоконник все-таки пробрался самый сильный из птиц, «старший брат». Он схватил один кусок клювом, а второй – когтями. Но понес он еду вовсе не брату, а куда-то в другую сторону…

Нет, я не сошла с ума и не призываю проповедовать птицам. Просто даже через птиц я смогла увидеть, что если у творения Божия нет понятия о любви к ближнему (которая по-настоящему может быть только во Христе), то сытость вовсе не является гарантией того, что все будут жить в мире и друг друга любить. Возможно, все будет наоборот.

Но, разумеется, я ни в коем случае не поддерживаю еще одной распространенной крайности – «надо быть голодными, больными и в бедствиях, тогда не будет сил грешить». Господь любит нас и вовсе не хочет видеть нас голодными и больными, никому Он на всем Евангельском пути не сказал «а ты иди и еще поболей, тебе полезно». Но мир во зле лежит, и если выбрать исключительно «светские ценности» и забыть о Боге, то какой дорогой дальше ни пойди – она приведет к тому самому злу. Настоящий Путь же – Христос (Ин. 14:6).

*     *     *

Сам Господь некогда, проповедуя людям, позаботился о том, чтобы не ослабели они на пути, и, умножив хлебы, велел ученикам накормить их. Но прежде люди потрудились уйти за Божественным Учителем в «пусто место» и, забыв о пище, внимали каждому Его слову. Получив истинный хлеб – слово Божие, они унесли с собой и остатки хлеба …так и хочется сказать – простого, но разве был он прост? Нет: после Господней проповеди и хлеба они сподобились – небесного. Преломленного теми руками, которые скоро будут пробиты гвоздями – ради нас.

В отличие от слушавших Христову проповедь, большинство из нас имеют пищу на каждый день. И о чудесном насыщении хлебами вспоминают скорее тогда, когда освящаются хлебы на литии или когда ребенок после Причастия бежит к нам с просфоркой в руках. Тоже ведь – хлеб небесный…

И с этим хлебом подчас для нас, сытых физически, но по-прежнему голодных душой, происходят чудесные вещи, заставляющие задуматься. О двух из них я здесь и расскажу.

…Однажды двое детей стали самостоятельно ходить в один только что открывшийся приход. Бывали на службах, посещали воскресную школу. Брат старался побольше узнать и засыпал священника вопросами, сестренка же больше тянулась пошалить после службы с новыми подружками и нередко ругалась на брата, который будил ее в церковь. Обоих детей в храме очень полюбили.

Однажды дети пришли в храм очень серьезные. И брат сказал, указывая на сестру:

– Ей святой Сергий Радонежский на молитве явился.

Малыши долго потом беседовали с батюшкой, – родители-то их верили «в совершенно другое». На брата происшествие, казалось, не произвело особого впечатления, он, собственно, и так был уверен, что святые всегда находятся рядом с нами, ничего удивительного… А вот сестренка, оставаясь все той же шумной шалуньей, вдруг полюбила службы и домашнюю молитву, бежала в церковь, как бегут к родным.

Но вот их семье пришла пора уезжать в другое место. И дети принесли священнику свои иконы и маленький пакетик с высушенными кусочками просфоры: их брать с собой родители отказались.

Пакетик был положен в холодильник, а потом будто исчез. И нашелся только через год. Семья батюшки была в смущении: это надо же, испортили просфоры!

Но когда пакетик был развернут, почувствовался прекрасный аромат свежего подсушенного хлеба. Просфоры оказались не только не испорченными, но и совершенно свежими по вкусу, как будто только что подсохли кусочки новой просфоры, принесенной с Литургии. И вспомнилось все: маленькие богомольцы, все-таки увезшие среди игрушек складень с иконой святого Сергия, их искренние молитвы в храме и доверие Богу.

А второе чудо произошло у женщины, которая живет в одной далекой стране. Ей идет девятый десяток лет и она больна – и все же, словно бы поревновав святой Елене, в том же возрасте обретшей крест, она проезжала через полстраны, чтобы побывать на Литургии. Я просто приведу ее слова, написанные мне, ничего в них не меняя:

«В последний раз, когда была на службе, мне дали большую просфору. Дома я её порезала на маленькие кусочки, размером с горошинку, высушила. Я каждый день после утреннего правила принимаю кусочек просфорки и пью святую воду. И вот у меня заканчивались эти крошечки, и я стала сокрушаться, что не смогу поехать и вдруг обнаружила что у меня этих кусочков стало больше. Это чудо, по-другому не скажу.» 

Так что… Тем, кто жаждет хлеба Небесного, – подается.

Старым и малым, больным и здоровым.

Не делящим на «кормить» и «проповедовать».

Просто любящим Бога и знающим, что всё доброе есть Его дар и Его любовь.