Анимация как пища для души

О фильме «Необыкновенное путешествие Серафимы»

Если вы хотите почувствовать эстетические возможности современной 3D анимации, пережить незабываемые эмоции и соскучились по прекрасной современной музыке, если вам интересен захватывающий сюжет, где реальность переплетена с фантастикой, хотите увидеть, как проникновенно и без нравоучений можно рассказать о русских святых, приходите на анимационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы».

Премьера фильма состоится 27 августа в 850 кинотеатрах по всей стране при плановом показе 2,5 тысячи сеансов в день. Язык не поворачивается назвать эту 75-минутную картину бюджетом в 120 млн. рублей мультяшкой, хотя все ее персонажи нарисованы художниками. Настолько они непохожи по уровню своих переживаний на героев «Ну, погоди!» или Микки Мауса. Совсем недетская драматургия в детском доме периода Великой Отечественной войны, хотя тут нет погонь и драк, а сцены-экшен вызывают слезы сострадания. «Анимация – это пища для души, и мы постарались сделать так, чтобы это был полезная пища», – говорит режиссер-постановшик, аниматор и продюсер Сергей Антонов. И авторам фильма это удалось. Этот фильм будет интересен каждому поколению, потому что заставляет сопереживать, а значит, это – профессионально сработанное семейное кино высокого художественного качества. «Фильм рассказывает о вечном языком массовой культуры. Это начало разговора, нынче очень популярного, о "традиционных ценностях" с переходом к прямому свидетельству живого духовного опыта», – добавляет член правления Благотворительного фонда прп. Серафима Саровского Дмитрий Сладков.

На создание «Необыкновенного путешествия Серафимы» ушло три года, над воплощением картины в жизнь работали 350 человек. Только треть этого времени занял непосредственно производственный процесс, а два года ушли на осмысление и написание сценария. К слову, в последней своей версии он не имеет ничего общего с первоначальным вариантом. «Фильм доделывался и переделывался до последнего сюжета, – продолжает Сергей Антонов. – Это кино, которое жило само по себе, и его действующие лица диктовали нам развитие сюжета, а не наоборот. Проще теперь, когда фильм уже создан, сесть и написать его сценарий».

Первоначально продюсер картины и директор ИД «Фома» Игорь Мещан планировал снять житийный фильм о святом Серафиме Саровском, но его партнеры из компании «КиноАтис» убедили положить в основу увлекательную, полную тайн и вместе с тем трогательную историю с непредсказуемой интригой.

Казалось бы, что захватывающе интересного может быть в жизни обычного советского детдома, где быт скроен по лекалам того времени, директор инвалид-отставник, а его заместитель – грымза с директорскими амбицями, у которой вместо сердца – партийный билет? Но не все так просто. В центре сюжета судьба девочки Серафимы, потерявшей родителей и оказавшейся в этом самом детском доме вместе с другими детьми. Ей не очень повезло, потому что все дети знают, что она поповская дочка. И, конечно, находятся те, кто испытывает к Серафиме заботливо лелеемую старшими «классовую ненависть». А то и правда, что общего может быть у дочки красного командира, бьющего врага на Кавказском фронте, и дочки попа, расстрелянного за «антисоветскую агитацию» в период 30-х годов?

В фильме тщательно выписаны характеры главных персонажей, и, откровенно говоря, противники и ненавистники смиренной Серафимы выглядят намного сочней и колоритней. Зависть, любопытство, наушничество, жестокость, жадность и лицемерие – вот духовная атмосфера этого образцового советского воспитательного учреждения. Место любви, душевного тепла и заботы занято портретами вождя, красными знаменами и педагогическими лозунгами. Удушливая гарь атеистической эпохи сквозит почти в каждом кадре. Загадка: можно ли в это анимационное пространство вписать сюжет о преподобном Серафиме Саровском? Можно, если рассказать историю противостояния маленькой беззащитной девочки идеологической системе, для которой люди не личности, а винтики и шестеренки хорошо отлаженной государственной машины.

Все события картины разворачиваются в Страстную седмицу 1943 года. Подруга Серафимы – Рита, бегущая от духовной пустоты в мир собственных фантазий и одержимая чувством ревности, – крадет у Серафимы нательный крестик и бросает его в печку в надежде , что он там расплавится. Однако крест в итоге оказывается в руках у Ольги Семеновны, заместителя директора, для которой это хороший повод проявить свое карьерное рвение, подсидев чересчур мягкотелого начальника. События начинают разворачиваться с удвоенной быстротой. В присутствии всех детей от Серафимы требуют отречения от Бога. Ребенок оказывается перед недетским выбором: стать врагом системы или отказаться от всего того, чему ее учили любимые родители. И происходит чудо. Упорство Серафимы производит эволюцию в душе одной из ее главных обидчиц, вызывая к ней вместо насмешек сочувствие и сострадание. В самый критический момент Серафима находит духовную и душевную поддержку у старца Серафима Саровского (Александр Михайлов), о котором она накануне узнала от пожилой нянечки детского дома – тети Лизы (Вера Васильева).

«Тема веры – очень непростой вопрос, и рассказать о ней киноязыком, оставшись в рамках жанра, не переходя на проповедь, очень сложно, – считает генеральный директор киностудии им. М. Горького Сергей Зернов, – перед нами стояла задача рассказать о вере не с догматических позиций, а эмоционально, чтобы фильм пришли посмотреть и нецерковные зрители».

«В отличие от тех современных анимационных фильмов, в которых отсутствует хоть какое-то содержание (я называю их "кино ни о чем"), это кино – как раз "о чем". В нем есть свой смысл, своя история. И такое направление в анимационном кино мы и хотим развивать», – говорит Игорь Мещан.

На наш взгляд, креатив этого фильма в том, что житийные сюжеты преподобного Серафима Саровского искусно вплетены в судьбы героев картины. Это история, где показано как святые могут участвовать в жизни человека. Преподобный, над образом которого работали больше года, никому не диктует свою волю, не проповедует, не учит, не выступает глашатаем идей добра и справедливости. Но его образ ненавязчиво свидетельствует о Божественной любви, и ощущением Фаворского света пронизано все содержание этого замечательного фильма.

Алексей РЕУТСКИЙ,
корреспондент журнала Московской Патриархии, специально для интернет-журнала «Прихожанин»

Продюсеры фильма: Вадим Сотсков, Игорь Мещан, Сергей Зернов 

Авторы сценария: Виктор Стрельченко, Тимофей Веронин
Режиссер-постановщик: Сергей Антонов

Для создания звукового ряда впервые в истории отечестенной анимации применены новейшие технологии объемного звука Aura и Dolby Atmos, базовые движения персонажей сняты с помощью технологии Motion Capture.

Мультфильм в формате 3D создан по заказу и при финансовой поддержке Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского и Министерства культуры РФ.

Фото: www.proficinema.ru