Талант

Сергей Мазаев

В числе произведений Леонида Пантелеева, советского писателя и знаменитого выпускника «республики ШКИД», есть коротенький рассказ под названием «Честное слово». Это история о семилетнем мальчике, которого приняли играть в войну, поставили часовым у будки, изображавшей оружейный склад, и ушли, взяв с него честное слово никуда не отлучаться. Вечером игра окончилась, ребята разошлись по домам, совершенно забыв про маленького «солдата». Мальчик плакал от страха и обиды, но, связанный обещанием, пост покинуть не мог.

Иллюстрация к рассказу Л. Пантелеева
«Честное слово»

Часто случается так, что человек, рекрутированный в число воинов Христовых пламенной проповедью какого-нибудь миссионера, оказывается в положении героя из рассказа Пантелеева. И не только новообращенный юноша мучительно и безуспешно пытается найти свое место в Церкви – зачастую монах, связанный обетами, мобилизованный под выполнение религиозной сверхзадачи, остается не у дел в своем монастыре. Церковные правила достаточно ясно обозначают то, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Но смысл и цель положительной деятельности отдельной личности остаются туманными.

Так возникает «проблема отпавших». После того, как угасает пыл неофита, многие возвращаются к прежней жизни. Для других религиозная жизнь постепенно сводится к формальному исполнению обрядов. Моисей, как известно, сорок лет водил свой народ в пустыне кругами. Но, каким бы странным ни казался маршрут, путь Израиля все-таки имел четкий вектор: из Египта в Палестину. Многие же из нас просто идут по жизни кругами, подходя к очередной воскресной Литургии все с тем же духовным багажом, как будто смысл веры состоит в посещении как можно большего количества богослужений.

Человек, несущий крест по улице Via Dolorosa

«Отвергнись себя, – говорит Спаситель, – возьми крест свой и иди за Мною». Но как понять, какой крест мой? И куда следует идти за Христом? Значит ли это, что нужно выстругать из дерева крест и тащить его на своих плечах по Via Dolorosa, как это делают паломники в Иерусалиме? Может, это означает что путь христианина непременно лежит в Духовную семинарию или монастырь, а служение Богу ограничивается протиранием подсвечников и охраной культовых сооружений?

Возможно, призыв следовать за Христом вообще невозможно понять хоть сколь-нибудь конкретно, не уяснив прежде смысла евангельской притчи о талантах. Сегодня «талантом» называют выдающиеся способности человека. Но изначально это слово означало самую крупную весовую и денежно-счетную единицу в Древней Греции, Вавилоне, Персии и других областях Малой Азии. При Александре Македонском один талант составлял почти двадцать шесть килограммов серебра.

Иллюстрация к евангельской истории о таланте

Итак, богатый господин, уезжая в чужую страну, поручил рабам свое имение, при этом дав первому рабу пять талантов, второму – два, а третьему – один. Первые два раба пустили полученные таланты в дело и принесли хозяину прибыль, а последний пошел и закопал свой талант в землю. По возвращении господин похвалил первых двух рабов и сказал каждому: «В малом ты был верен, над многими тебя поставлю». А третьему рабу, который отдал ему только один талант, попенял на нерадивость: «Лукавый раб и ленивый! Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я получил бы его с прибылью».

Мы привыкли воспринимать свои творческие способности как подарок, которым можно воспользоваться или отложить в сторону; как ценность, за которую никто не потребует отчета. Но из евангельской притчи становится ясно, что вместе с талантом Господь дает послушание: если ты можешь сделать что-то по-настоящему хорошо, значит, ты должен это сделать. Твой дар и есть твой крест. Неси его в том направлении, куда он указывает.

«Проблема отпавших», вероятно, возникает от того, что человек, решивший строить свою жизнь по Евангелию, не вполне отдает себе отчет в том, что именно составляет его жизнь. В результате, отметая все противное законам Церкви, он не находит в ней вообще никакого содержания. А потому вопрос о личном призвании должен быть решен прежде вопроса о воцерковлении. Христианином вообще может стать лишь тот, кто способен искренне и внятно ответить на вопрос: кто ты?

Гениальный австрийский
композитор и музыкант
Вольфганг Амадей Моцарт

Ясное осознание своего таланта и призвания, как правило, делает очевидным необходимость «отвергнуться себя». Здесь действительно оказывается необходим первый подвиг веры. «Отвергнись себя» означает: не смотри на других, не завидуй их благополучию; не вспоминай о том, как ты мечтал прожить жизнь, и не думай о счастье. Ситуация может сложиться так, что социальный статус, например, учителя окажется немногим выше положения привокзального бродяги. И потому, если ты рожден учить, тебе понадобятся, как минимум, два монашеских обета: безбрачия и нестяжания. Рожденный воином не обойдет обета послушания и верности «даже до смерти». Невнятность образа современного христианина происходит от того, что мы не желаем ничего знать о своих талантах, воспринимаем их как дар, но не как послушание и потому не торопимся пустить их в дело. «Я с детства полюбил музыку, – говорит выпускник консерватории, ныне – туристический менеджер, – но разве сегодня этим занятием прокормишь семью? Поэтому я и не композитор». Хотя правильнее было бы говорить иначе: «Я композитор. Но разве сегодня этим занятием прокормишь семью? Потому у меня нет семьи».

Неправду говорит тот, кто считает, будто не все люди одарены талантом. Если мы, будучи злы, умеем своим детям в праздник дарить красивое и нужное, не тем ли паче умеет это делать Бог, приветствуя свое творение в его первый день рождения? А что может быть прекраснее и ценнее таланта, необходимого человеку для того, чтобы сбыться?

Для того чтобы понять свой талант, стоит повнимательнее отнестись к себе и обратить внимание на некоторые симптомы. Дар – это сила, которая стремится исчерпаться в действии. Как и всякая сила, он обнаруживается по тому своеобразному беспокойству, которое причиняет человеку. Возникает эффект, обратный принуждению. Так некий начинающий литератор однажды посочувствовал Толстому:

— Да, брат! Писать нелегко!
— Можешь не писать – не пиши, – был ответ.

Датский гениальный
физик-теоретик
Нильс Бор

Другим признаком таланта к определенному делу может быть то странное обстоятельство, что это дело дается человеку легко и он при прочих равных условиях совершает его на порядок удачнее своих товарищей. Говорят, что Моцарт написал свои первые произведения в пятилетнем возрасте, обладал феноменальной музыкальной памятью и никогда не использовал черновиков.

Третьим несомненным признаком является эффект возрастания сил по мере осуществления определенного дела. Нильс Бор, работая в своей лаборатории, забывал поесть, и его обед часто оставался нетронутым. Однажды ученики решили подшутить на учителем и вместо еды принесли ученому пустые тарелки. К вечеру Бор был абсолютно уверен, что уже пообедал. Схожий эпизод содержится и в Евангелии: проповедовав Слово Божие самарянам у колодца Иакова, Иисус ответил пришедшим с провизией ученикам: «У Меня есть пища, которой вы не знаете... Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его».

Наконец, признаком верно определенного таланта может быть особое ощущение полноты, доставляемое исполнением дела. Такой человек чувствует себя достойным жизни и потому испытывает радость от малейшего ее проявления. Он уже не способен задуматься «вечным вопросом» о смысле собственного бытия – так же, как счастливые не могут вспомнить о времени.