Двойственная истина
«С вашими Священными текстами есть одна по-настоящему серьезная проблема: они совершенно неправдоподобны! Как взрослый человек может всерьез слушать рассказы об огненной колеснице пророка Илии? О Солнце, которое остановилось по молитве Иисуса Навина? Я атеист потому, что я образованный человек и не желаю участвовать в спорах о том, сколько ангелов поместится на острие иглы!» Так говорят скептики.
Между тем, по утверждению известного московского профессора, вопрос об ангелах на острие иглы не так наивен, как кажется. Ангел – бестелесное существо, то есть, абсолютный ноль в пространственном отношении. Игла же символически изображает величину, бесконечно стремящуюся к нулю. Следовательно, вопрос об ангелах на острие иглы может быть выражен так: в чем различие между нулевым значением и функцией, стремящейся к нулю? Вообще-то с этой проблемы начинается дифференциальное исчисление.
Средневековый арабский философ Ибн-Рушд, более известный как Аверроэс, сформулировал так называемую «теорию двойственной истины». Он подчеркивал, что истина может быть сформулирована в двух разных, несоизмеримых, но дополняющих друг друга языках – художественном и документальном. Классическим примером двух языков истины можно считать сны вавилонского царя и их истолкование пророком Даниилом.
Так однажды Навуходоносор увидел во сне большое дерево. И вот нисшел с небес Некто Бодрствующий и Святой. Воскликнув громко, Он сказал: «Срубите это дерево, но главный корень его оставьте в земле. Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное... Отлучат его от людей и травой будут кормить его... И пройдут над ним семь времен, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим». Такова библейская формулировка беды, позже действительно приключившейся с Навуходоносором. А вот медицинский диагноз вавилонского царя: «Клиническая ликантропия – психоз. Больным клинической ликантропией кажется, что они превращаются в волков; существуют и другие разнообразные варианты: кошки, кони, птицы, лягушки и т. д. В некоторых случаях не удается определить, каким именно животным представляет себя больной». Судя по библейскому описанию поведения обезумевшего Навуходоносора, можно предположить, что он вообразил себя волом.
Художественный и документальный языки несоизмеримы. Это означает, что один из них нельзя выразить через другой. Истолкование Даниилом сна Навуходоносора не является простым переводом с «символического» языка на «медицинский». В самом видении царя был выражен смысл происшествия: царю предстояло лишиться разума в наказание за свою гордыню. А пророк в дополнение к этому описал, как говорится, «физику процесса», которая помогла лучше уяснить смысл. Но сам он при этом не усматривал в болезни Навуходоносора исключительно медицинского события.
Одним из нас истина приемлема в художественном обличии. Другим кажется, что понимать, – значит, уметь описать «физику процесса». И в этом нет никакой проблемы. Заблуждение начинается там, где принимается одна – и только одна – форма выражения истины. Так, тургеневский Базаров в позитивистском угаре отрицает и вдохновение, и искусство, и даже саму любовь: «Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Но жизнь вносит существенные правки в его теоретические построения. Нигилист влюбляется – ему самому становится очевидно, что его чувства не исчерпываются «физиологией». Базаров со злостью находит в себе тот самый «романтизм», который он так осмеивал в других: «Я вот лежу здесь под стогом... узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня нет и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, что-то хочет тоже. Что за безобразие! Что за пустяки!»
Принято полагать, что ум, пренебрегающий документальной истиной, неизбежно уходит в область фантазий и мифов. Может быть. Но самое интересное состоит в том, что ум, отрицающий художественную истину, тоже принимается строить фантазии и мифы только уже с техническим уклоном. Как иначе объяснить появление очевидных псевдонаук, скажем, в виде уфологии?
Предположим, что охотники за НЛО видят бесов. А почему бы нет? Ведь падшие ангелы могут принять какой угодно вид. Ничто не мешает допустить, что во времена Гоголя «духи злобы поднебесной» являлись людям в облике Вия, русалок и кикимор. Теперь же, когда человеческое любопытство обратилось в сторону далеких планет, они овладевают умами под видом «собратьев по разуму». Средства изменились, но цель при этом осталась прежней – увести человека от реального Христа. Что может гоголевская «кикимора»? Всего лишь запугать до смерти. У «марсианина» другие возможности. Уже самим своим появлением он наводит на мысль о том, что все мифы и религиозные сюжеты человечества есть всего лишь отголоски прежних контактов с внеземными цивилизациями. «Божества, которым поклонялись древние, это всего лишь инопланетяне. Египетские пирамиды – всего лишь их заброшенная база. Значит, и христиане, почитающие Богом Иисуса, подобны наивным индейцам, которые приняли конкистадора Кортеса за своего бога Кецалькоатля».
«Физику процесса» считали единственной и окончательной истиной такие мыслители, как Ницше, Фрейд и Маркс. Как тургеневский Базаров, они осмеяли все высшие человеческие проявления, заявив, что это всего лишь замысловатые формы выражения скрытых фундаментальных мотивов. Маркс считал таким мотивом экономический интерес, Фрейд – эротическое влечение, Ницше – волю к власти.
Словом, там, где появляются неоправданно сложные объяснения или, наоборот, чрезмерные упрощения в стиле «это всего лишь», нужно насторожиться. Ведь если с утратой вкуса к документальной правде мы теряем трезвость, то вместе с художественной истиной нашу жизнь покидают и смыслы.
При создании материала использовано изображение с сайта Вера православная