Подражая разумным девам

Сергей Мазаев

Размышление о духовной жизни

«Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов». Это слова молитвы Антуана Де Сент-Экзюпери. Популярный профессор-богослов мог бы с ним согласиться: «Духовная жизнь - это не просто благочестие, молитва, подвиг или отреченность от мира. Это строгая упорядоченность в развитии, особая последовательность в приобретении добродетелей, закономерность в достижениях и созерцаниях».

Спаситель говорит об этом в евангельской притче о десяти девах, которые под вечер вышли навстречу Жениху. Пятеро, будучи мудрыми, взяли с собой запас масла. Жених медлил до полуночи, но к моменту встречи их светильники продолжали гореть. У неразумных же погасли. Пытаясь исправить дело, эти несчастные лишь потратили время и опоздали к брачному пиру.

Притча выразительно передает личную драму тех, кто ждал, но не дождался, сошел с дистанции, не достигнув финиша, выдохся раньше времени.

Возможно ли подражать разумным девам? Притча не отвечает прямо на этот вопрос. Для начала необходимо понять, отчего пропадает вдохновение? Известны три вида зла, охлаждающие любовь и отгоняющие благодать: небрежение, невежество и отсутствие дерзновения.

Анализируя генеалогию греха, отцы-аскеты приходили к выводу, что тяжелое беззаконие свершается не вдруг, но имеет свою предысторию и всегда начинается с небрежения к мелочам духовной жизни. Фарисейское внимание к деталям религиозного закона может вызывать усмешку, однако оно не всегда лишено смысла.

В 1982 году криминалисты Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг представили научному сообществу «теорию разбитых окон». Суть ее такова: если кто-то разбил стекло в доме и не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется. Но примечательно, что и в окрестностях в ближайшее время начнут происходить преступления. Директор нью-йоркского метро Дэвид Ганн, взявший эту теорию на вооружение, приказал закрашивать граффити на вагонах поездов после каждого прибытия состава на конечную станцию. «Методично мы проходили маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый вагон, каждый Божий день. Для нас это было как религиозное действо», – рассказывал он позже. В результате преступность в подземке снизилась на 75 %.

То, что криминалисты и социологи в конце XX века назвали «теорией разбитых окон», в христианской аскетике известно как концепция «мелкого греха», который прокладывает путь греху смертному. Как средство борьбы с этим явлением в Церкви существует Таинство исповеди и практика ежедневного молитвенного правила. Первое позволяет регулярно менять «разбитые окна» своей души и покаянием очищать ее от «граффити страстей»; второе определяет границу естественной лени, полагает предел допустимого отступления, устанавливает некий минимум духовной жизни.

Подобная педантичность более чем оправдана: в духовной жизни не бывает мелочей. Как говорит Спаситель в Евангелии, «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10).

Еще один противник вдохновения и благодати – невежество. Храмовая служба может показаться человеку тягостной повинностью только тогда, когда ее тексты «непонятны и туманны» для него. Кому-то непонятен и кажется архаичным церковнославянский язык, но проблема заключается в другом. Молитвы и песнопения – это сложная поэзия, насыщенная разнообразными фигурами умолчания. Даже слушая смешную историю, человек может не понять языка, на котором ее рассказали, или может не уловить юмора. То же с поэзией молитв: непонимание тонкого намека, аллюзий, реминисценций в тексте нельзя восполнить точным переводом.

Для того чтобы понимать тонкую и сильную поэзию церковных песнопений, нужно, не ленясь, познавать Священную историю, к которой они отсылают. Тому, кто не смотрел кинокартин Феллини, прогулка по Риму покажется утомительной. Испанская лестница, фонтан Треви для такого человека будут тождественны сами себе и ни о чем не расскажут. Для того, кто не читал нобелевского романа Сенкевича, Колизей предстанет лишь большим стадионом. Что увидит невежественный турист, гуляя по древней Аппиевой дороге? Улицу, стесненную каменными стенами; пыльный пригород; заполненную автомобилями мостовую без всяких признаков тротуара? А меж тем Вечный город молчаливо рассказывает множество великих историй. Но со слезами по его улицам может пройти лишь паломник, которому известна свершившаяся здесь трагедия. Данная аллюзия доступна лишь посвященному,  сердце которого обязательно отзовется на вопрос: «Камо грядеши, Господи?», - начертанный на стене неприметной часовни близ Капенских ворот.

Невежество всегда оборачивается равнодушием, за которым следует варварство. Неспособность почувствовать поэзию улиц – вот то страшное зло, которое руками правителей превратило Москву Толстого, Гиляровского и Булгакова в холодные зеркала небоскребов и торговых центров. Возможно, когда-нибудь властное невежество сделает то же и с Римом, и со всей церковной культурой.

Когда кто-то спросил философа Аристиппа, чем станет лучше его сын, получив образование, мудрец сказал: «По крайней мере тем, что не будет сидеть в театре как камень на камне».

Нужно усердно познавать Священную историю. Только тогда даже в обыденных молитвах мощно зазвучит поэзия святых. Как «не насытится око зрением», так не утомится человек общением с Вечной Истиной.

Третье зло, охлаждающее веру, – отсутствие дерзновения, боязнь решительного поступка. В жизни современника зачастую нет события более значимого, чем исход футбольного матча. Его молитва бездушна, потому как у него отсутствует веский повод обратиться к Творцу неба и земли. Когда-то философ Ницше предсказал появление «последнего человека», которого благоразумие отлучит от жизни и превратит в ее зрителя: «Горе! Приближается время, когда человек не пустит более стрелы тоски своей выше человека и тетива лука его разучится дрожать! Горе! Приближается время, когда человек не родит больше звезды. Горе! Приближается время самого презренного человека, который уже не может презирать самого себя». Да не будет этого с нами!


Использованы фото с сайтов:
factruz.ru
cursorinfo.co.il
moskvaweb.ru

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить