Жил-был священник
Алексей Реутский
Фильм-притча о добре, зле и прощении
Как обрести покой и радость в сердце? Научитесь прощать. Казалось бы чего проще? Но душа человеческая устроена так, что даже маленькая заноза обиды, сидящая в ней глубоко-глубоко, способна сделать фальшивой всю духовную жизнь. И если человек не готов понять это сам, ему может помочь Господь. И как часто это бывает – странным и непостижимым образом. Об этом фильм братьев Ивана и Петра Шерстниковых «Дорога к дому» (2023 г.) с Егором Бероевым в главной роли. Братья Шерстниковы создали идеальный образ провинциального священника, что косвенно подтвердил отзыв одной из европейских компаний, отказавшейся от продвижения на Западе «Дороги к дому»: «К сожалению, сейчас Европа не поверит в хорошего батюшку из России».
В пригороде крымского городка живет самый обыкновенный священник. Добрый, внимательный, терпеливый и смиренный. Какого чаще всего ожидаешь встретить в сельском храме. Скромный и чуткий, без лоска образованности и надменности, прячущимися за показной пастырской ревностью и чрезмерной требовательностью к другим. В чистеньком, выбеленном изнутри, уютном храме поет прекрасный, по провинциальным меркам, церковный хор, а настоятелю во всех делах помогает дружный приход. Найдя подход к каждому прихожанину, честно и с любовью делая свое дело, отец Александр (Егор Бероев) пользуется доверием не только прихожан, но и их далеких от Церкви родственников. И нет в его жизни никаких особенных проблем и тревог, все у него устроено ладно и хорошо. Однако при всем внешнем благополучии и семейном счастье, одно лишь печалит сердце отца Александра и его матушки Надежды (Ксения Алферова) – несмотря на то, что в браке они уже 15 лет, у них нет детей. Кто-то скажет, не проблема – возьмите из детского дома. Но, наверно, не все так просто, по крайней мере эта тема остается за кадром.
И вот однажды, когда отец Александр после богослужение остается в храме один, его окликает неизвестная девушка лет 18-19:
– Отец Александр… помогите мне.
Анастасия, а именно так ее зовут, признается, что ей очень тяжело от обиды, которая живет в ее душе: «Пытаюсь простить, но забыть не получается, как будто ни я ее внутри делаю – эту злобную обиду. Как будто кто-то ее усиливает, заставляет злиться и ненавидеть».
– Да, – отвечает священник. – Так и есть. Когда сами простить не можем, нужен кто-то, кто поможет простить, через кого мы можем с жизнью помириться. И добавляет, что у людей таких слов нет. Только у Бога есть слова, которые сердце услышит. Говоря эти общие фразы, которые по идее должны утешить девушку, отец Александр и не догадывается еще, что речь не о ней, а о нем самом. Глубоко в его сердце живет обида на свою мать, которая бросила его в раннем детстве.
Новая прихожанка признается, что в их городке поселилась недавно и работает в библиотеке. А когда уходит, в памяти священника остается ее взгляд, полный глубокой скорби и тоски. Душевная боль Анастасии лишает священника покоя и на следующий день он отправляется в библиотеку, где его ждет «сюрприз». Никакой Анастасии Сомовой там никто не знает. Стремясь помочь мужу, матушка Надежда опрашивает своих знакомых в поисках Анастасии, но тщетно. А визит директора библиотеки Людмилы Павловны, уже пожилой женщины, вносит в душу пастыря еще большую сумятицу. Он узнает, что действительно, некая Анастасия Сомова работала в библиотеке 30 лет назад, но умерла совсем молодой. «Кто вы ей и почему именно сейчас вы пришли? Она стоит передо мной как живая, и я все время думаю о ней», – растеряно замечает Людмила Павловна. Сама находясь в смешанных чувствах и нахлынувших воспоминаниях от расспросов священника, библиотекарь не сообщает об обстоятельствах смерти, а отец Александр не решается спросить о подробностях. Ему очевидны лишь три вещи – Анастасия давно на кладбище, причина ее смерти неизвестна, и в силу неизвестных причин девушка явилась ему наяву.
Очевидно, что наш мир тесно соприкасается с миром усопших. Известны многочисленные факты, когда святые во сне являлись другим людям с указанием, например, где искать их мощи. Точно также умершие иногда являются нам во сне, если у нас остались с ними какие-то нерешенные вопросы, сообщают важную для нас информацию или предупреждают о грядущей беде. Автору этих строк известен случай, когда 4-х летняя девочка осталась жива только благодаря такому сну. Ей приснилась умершая бабушка и сказала, что ехать завтра в гости к отцу нельзя. Родители жили в разводе и на выходные папа забирал дочь к себе. Она не поехала, а на следующий день стало известно, что он погиб от взрыва гранаты. Как потом выяснилось, гранату привез родственник, давний рыбак, чтобы глушить рыбу. Перед рыбалкой они что-то отмечали и произошел несчастный случай, оба погибли.
Но авторы картины ставят перед собой более сложную задачу – показать решение духовной проблемы через эволюцию эмоциональных переживаний и распутывание клубка событий, концы которого спрятаны в прошлом. «Почему она пришла именно ко мне, в чем причина ее явления из потустороннего мира и как это связано с моей жизнью?», – спрашивает себя герой Егора Бероева и едет за ответом к духовному отцу. Но тот не спешит отвечать на вопросы отца Александра, призывая его сначала обратить внимание на собственную духовную жизнь. Опытного пастыря прежде интересует искренность служения его чада: так ли тот живет, как учит жить других? И отец Александр даже не подозревает, что ответ именно на этот вопрос приведет к решению внутренних проблем и разгадке явления Анастасии из иного мира.
Начиная собственное расследование, отец Александр сталкивается с людьми, косвенно причастными к трагедии. И невольно поражается насколько черствы их души, далекие даже от мысли о покаянии. Они все уже пожилые люди, доживающие отпущенное Богом время в одиночестве и тоске однообразных серых будней. И хотя их отношение к священнику разное, они стремятся избежать разговора о девушке-сироте, к смерти которой оказались причастны когда-то став, по их мнению, жертвой обстоятельств. А на самом деле из-за страха потерять свое место, ослушаться приказа начальства, беспокойства о будущем сына, да и просто равнодушия. Но ведь совесть не обманешь, – она как мышь-полевка, – так и будет грызть тебя изнутри.
Время описываемых событий – конец 90-х. Картину отличают протяжные кадры с крымскими пейзажами, неспешные диалоги, и человеку с клиповым мышлением будет трудно смотреть его первые минуты. Размеренный образ жизни персонажей не оставляет надежду любителям «экшена», потому что это фильм-притча, фильм-размышление, дающий зрителю возможность заглянуть в себя.
Егор Бероев играет очень проникновенно, а несомненным плюсом стали новые лица актерского состава, в который вошли преимущественно артисты крымских театров – Севастопольского академического русского драмтеатра им. А. В. Луначарского, Драматического театра Черноморского флота им. Б. А. Лавренева и Театра юного зрителя (СевТЮЗ).
Остается добавить, что от того, найдет ли отец Александр ответы на вопросы,– почему погибла Анастасия и какое отношение она имеет к его жизни, зависит и его с матушкой родительское счастье.
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!