Про «можно» и «нельзя»

Юлия Кулакова

Словом «праздник» мы можем назвать практически любой день нашего церковного года. Великие праздники, дни памяти святых – каждый день у нас есть особенный повод для радостной молитвы в храме и дома. Есть в нашем году скорбные дни Страстной Седмицы – но какой невероятной (и наибольшей в истории всей Вселенной) радостью они завершаются! И отсчитываются один за другим новые дни: Светлая Седмица, Вознесение Господне, Святая Пятидесятница, вдохновенные дни апостольского поста, завершающиеся праздником святых Петра и Павла...

А светские новости накануне любого церковного праздника вновь и вновь пестрят заголовками «чего нельзя делать в этот день». И судя по тому, что это повторяется и повторяется перед каждым особо важным церковным днем – тексты с такими названиями очень востребованы.

Почему? Кому выгодно раз за разом внушать этими заголовками, будто вера Христова есть совокупность неких «запретов», причем совершенно бессмысленных, и низводить смысл святых дней на уровень «важных дней гороскопа»? В «запретах» обычно указывается «нельзя в этот день стричься, краситься, убирать квартиру...» и прочие вещи, не относящиеся к Богопочитанию. Разумеется, в праздник лучше не «стричься и краситься», а быть на Богослужении, но не в отсутствии прически же смысл дня. Почему бы интересующимся такими «можно и нельзя» не открыть церковные источники и не прочесть о смысле праздников там?

«Вам ничего нельзя». Сколько раз христианин за свою жизнь слышит эту фразу от окружающих? Правильно: многого. Автор этого текста в Церкви уже более 20 лет и почему-то не припомнит, чтобы Церковь ограничила в чем-то его свободу. Но людям, которые брезгуют даже зажженной дома свечой и тем более носа не кажут в храм, почему-то виднее. Атмосфера этого «нельзя» так плотно и всерьез создается каждый день «по кирпичику» теми самыми заголовками, что нецерковные люди как-то уже и не сомневаются: «ну да, верующие затем в храм и ходят, чтобы им еще что-нибудь запретили». И уже радуешься, когда тебя о чем-то спросят с изумленными глазами: «А разве вам вот это вот можно?!» Представляете – можно! Слушать музыку, заниматься творчеством, спортом и самообразованием, путешествовать, разбираться в искусстве, гулять с друзьями, читать хорошие книги. Можно!

Потому что то, что можно отнести к «запретам», сравнимо с нормальными предостережениями жизни «физической»:  «не прыгай с крыши» или «не суй пальцы в розетку». Нарушение заповеди Божией совершенно так же разорвет и растерзает человека: «трудно идти против рожна». Называть ли запретами то, что объясняет, как сохранить свою жизнь – конечно, любопытный вопрос.

«А вот мой сосед всю жизнь ходит в церковь и столько плохого делает, я поэтому не верю». «А вот знакомый сказал, что ушел из Церкви, потому что ему что-то запрещали». Даже опуская вопросы, а точно ли эти люди по-настоящему были в Церкви: а если вы увидите, что доктор курит или подвержен пьянству – вы пойдете сами курить и пьянствовать? Или все-таки прислушаетесь к данным медицины о вреде табака и алкоголя и поймете, что доктор не прав? «Вот, у вас там сказано – раб Божий». При малейшем погружении в Евангелие «выясняется», что Господь Христос есть истинная Любовь и свобода. Ему не нужны рабы (ср. Ин. 15:15). И сказать «я раб Божий» – единственная возможность сказать «я свободен» в этом мире. Пока мы не с Богом – как раз рабами и остаемся: предрассудков, общественного мирского мнения, чужих ожиданий («Как это ты не пьешь?» – «Давно бы развелась, чего на больного жизнь тратить...» – «Это кто ж в наше время детей рожает?») Интересно, что буквально недавно мне встретился текст известного современного певца, который, не будучи христианином, так говорит о людях обезбоженного общества: «/Кто мы?/ Рабы денег, рабы ненависти и предрассудков, рабы показухи, и эгоизм и жадность сводят нас с ума». Такова рефлексия молодых, и дай Бог им понять, что без Господа Христа все это непреодолимо.

Ну и уж, конечно, никак не «свободнее» верующего человека тот, кто на полном серьезе читает в газетной статье «В церковный праздник нельзя купаться в реке, а то утащит водяной».

«В этот день нельзя ругаться, сплетничать и завидовать», – пишут в следующей колонке. А в другие дни – можно? Интересно, почему. Наверное, «бог» журналиста (не настоящий Бог, а тот некто, кого себе автор статьи представляет вместо Него) просто для своего удовольствия понаставил правил на разные дни как попало и теперь следит только за их исполнением. Без всякой логики. Сегодня нельзя сплетничать, а завтра – да пожалуйста. Кажется, что даже у древних язычников были какие-то более устойчивые понятия об этом мире. Нет, понятно, что, скорее всего, журналист просто вообще не задумался о том, что пишет и как фраза прозвучит. Тем смешнее (и грустнее одновременно), что люди все равно продолжают читать такие статьи. «Работать в этот день нельзя, но нельзя и ничего не делать». Ох, как неудобно бедному журналисту! Как же «перевести» на язык неверующих, что в праздничный день предполагается не работать просто для того, чтобы весь день посвятить Богу? Любое «чего-то не делают/что-то делают» предполагает продолжение «потому что/для того чтобы»,  а оно всё такое...такое... церковное! Божие, сказала бы я. А обойти даже слово «Бог» на самом деле очень трудно в нашем мире. Есть немало людей, которые, живя в языческих обществах среди соответствующих традиций с самого рождения, все равно приходят к осознанию, «прочувствованию» Единого Бога, причем Бога милосердного, любящего, приходящего на помощь. «Я не знаю, в чем истина, но я молюсь Богу каждый день, когда остаюсь один» – такое я слышала неоднократно от выходцев из языческих семей в других странах. Как хотелось бы надеяться, что такой «алтарь неведомому Богу» (ср. Деян. 17:23) в сердце человека, вопреки общественным установкам, по благодати Господней однажды станет алтарем Христа. И как горько в таких случаях за наших сограждан, которым есть где слышать о Христе – но не слышат (ср. Мф. 13:14-15).

А может ли жить человек в отрыве от Бога? Недавно в социальной сети довелось прочесть следующее рассуждение. Повелел Господь земле произвести животных – и произвела, и животное не может жить без земли. Повелел воде произвести рыб – и произвела, и рыба не может жить без воды. (Ср. Быт. гл.1) И создал Бог человека. И человек – как зверь без земли и рыба без воды – не может жить без Бога.

Рассуждение, может, и «простенькое» и где-то небесспорное, но уж точно лучше читать такое, чем всевозможные газетные «если вы не идете в церковь и не можете помолиться, то можно собрать поминальный стол». Это какое же физическое состояние (или рабочая загруженность) предполагается у человека, если он не может добраться до храма и даже до домашних икон – однако вполне имеет силы и время накрыть стол и позвать гостей?

Долго можно бы было говорить об этом, но... на самом деле «что можно и что нельзя» и для светской газетной статьи при желании можно бы было определить достаточно просто.

«Можно» – любить Бога и ближнего. Выделить праздничный день для молитвы. А также – поблагодарить Господа, накормить голодного, одеть нищего, примириться с тем, с кем поссорился. Не только в праздник, но и каждый день.

«Нельзя» – грешить. Пора избавиться от бытового, пошлого понимания слова «грех», понять, что грех – это моя беда и горе, он разрывает меня и больно бьет по другим людям, и очень часто только Господь может залечить его последствия. Исправить то, что можешь исправить, попросить Господа исправить остальное. Не только в праздник, но и каждый день.

А странные статьи про «нельзя» – оставить тем, кто не хочет ничего менять в своей жизни. Но не с осуждением, а с надеждой, что и их сердец когда-то коснется Господь.


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!