Святой «древний» и «новый»: Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Юлия Кулакова

(очень личные заметки)

Женщина, зашедшая в полумрак деревянного храма, пахнущего свежестью, кладет крест широко и важно. Только учится, видимо. И хочет обратиться к святому, изображенному на иконе, «по полной форме». И тщательно произносит, заглядывая за подсказкой в телефон:

– Пророче, Предтече и Крестителю Господень Иоанне… а икона-то какая старинная! И святой какой…древний…

Иоанн Предтеча, действительно, кажется «древним» святым. Хотя ведь есть праотцы и праматери (начиная, собственно, с Адама и Евы), есть пророки. Святой пророк Илия – и вовсе «самый грозный святой», недаром в простом народе считалось, что гром с неба – это звуки его колесницы. Но всё же Иоанн, вставший на служение перед самым  пришествием Господа Христа, видится «древним святым». Потому что пишется на образах одетым в шкуры? А может – потому, что стал на страницах Нового Завета первым образцом аскезы, вкушая только «акриды и дикий мед»? К другим святым молящиеся часто обращаются умиленно: «Николушка», «Матронушка», «Ксеньюшка». Но не к Иоанну. Святой Иоанн на иконах строг и суров, на некоторых он изображается с крыльями, как Небесный воевода – Архистратиг Михаил. «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною», – читаем мы в книге пророка Малахии (3:1). Аскеза до бесплотности, служение Богу до полного самоотречения – вот святой Иоанн. На разные лады рассказывают в народе историю про простодушную бедную женщину, которая просила святого Иоанна послать ей некое лакомство в честь праздника. И Иоанн, явившись во сне, будто бы сказал: «Я-то аскет и не знаю даже, как выглядит то, чего ты просишь. Попроси у Николая Чудотворца: это он вас балует!»

Может быть, потому, что это «не тот святой, который балует», не предполагала и я, что когда-то святой Иоанн войдет в мою жизнь и жизнь моих близких. В первый же год обращения к Богу у супруга появился первый крестник – и его нарекли в честь Иоанна Предтечи. Через несколько лет уже сам крестный по строгому указанию духовного отца и правящего архиерея шел к рукоположению во священники – и велено было прибыть для этого в храм в честь Иоанна Предтечи в престольный праздник. Сразу же после этого люди, что везли ковчег со святыми мощами Иоанна по городам России, внезапно изменили маршрут – и в ближайшие дни были в нашем городе, моего же супруга благословили дежурить у святыни. Сам святой не только принял его в свой день на служение Господу, но и благословил собственной десницей! Ощущение невероятной, Небесной радости не оставляло в те дни. Нередко и позже нас «настигали» маленькие чудеса святого. «Житейское море играет волнами», не всегда мы можем беспреткновенно нести свой крест – ведь даже Самому Господу Его Крест оказался тяжел! – но вовремя подставляют плечо под наш житейский крест Господни святые. Когда на праздник святого Иоанна приносят в храм освятить новонаписанную прекрасную икону Предтечи – чудо ли это? Для кого-то нет. Но когда ты унывал и не видел просвета в текущих событиях, и вдруг видишь этот дивный лик на аналое – словно бы святой окликает, зовет держаться и верить… для меня это некогда стало чудом. А потом и дела житейские вдруг «решили» исправиться.

Евангелие мы все, конечно, много раз прочли. Но каждый раз его страницы – в том числе те, что о святом Иоанне – учат чему-то новому. Вот, например, наречение младенца Иоанна. Чего хотят люди, собравшиеся в честь обрезания Захарииного первенца? Они хотят, чтобы имя было наречено «как у всех», по обычаю. Захарией, в честь отца. И не понимают, как можно иначе. Зато супруги, Захария и Елисавета, что всю жизнь молились о младенце, а Захария и лицом к лицу встретился с Божиим Посланником Гавриилом и онемел за свое сомнение, – они понимают. Иначе – можно и нужно, когда есть на то Божия воля. Не уступая ни человекоугодию, ни обычаю, отец, выполняя повеленное Господом, пишет на дощечке: «Иоанн имя ему». Великий символ: ведь не исполни он воли Бога о имени младенца… наверное, остался бы немым? Да, конечно, в истории не бывает никаких «бы». Но здесь и мудрость: если предпочесть людское мудрование воле Бога – останешься немым. Бессловесным. Потому что слово есть Божий дар человеку и только ему. Потому что в начале времен «Слово было Бог» (Ин. 1:1)

Злоба диавольская складывается со злобой людской: убит Захария, бежит в пустыню с ребенком и вскоре умирает и святая Елисавета. А ведь совсем недавно Сама Всепречистая Богородица бежала (шла «с поспешностью», как осторожно говорит Писание, см. Лк. 1:39) «в нагорную страну» к престарелой родственнице, имеющей во чреве, о которой Ей сообщил архангел Гавриил. И первое пророчество святого Иоанна совершается еще до его рождения: «взыгрался радощами» (Лк.1:44) младенец, и пророчество о том, Кто перед ними, изрекает Елисавета, будущая мать. Впрочем, уместно ли слово «будущая» здесь, когда Тот, о Котором гласит пророчество, только зачат Пречистой Девой, а пророку еще не исполнилось время родиться? Стало быть, зачавшая женщина – уже мать, а зачатый – уже тот, кем его хочет видеть Господь? Каждого из нас Бог приводит в этот мир не просто так, и каждый человек дорог Ему от самой минуты зачатия. И как важно об этом задуматься в наше время – не только тем, кто «не планировал ребенка», но и тем, кто живет в отчаянии и хотел бы свести счеты с жизнью, считая, что его жизнь никому не нужна. Нужна. Самому Господу.

Воспитанный, по Преданию, в пустыне Ангелом, Иоанн не размышляет, кем ему быть в этом мире, который, казалось бы, вытолкнул его в пустыню. Он уже служит Богу и продолжит служить Ему и людям, станет Предтечей, когда придет время. Вспоминается, как пошутили однажды ученики воскресной школы: «А Предтеча и  у нас бывает! Мы балуемся, а кто-то из нас у двери стоит и кричит: «Учитель идет!» И мы садимся смирно, будто паиньками были!» Шутки шутками, но если маленьким шалунам важно сделать вид «паинек» (а учитель, может быть, этому виду даже поверит) – то святой Иоанн болел сердцем о том, чтобы народ Божий перед пришествием Господа не «сделал вид», а «прямыми сделал стези Ему» (ср. Мф. 3:3) в своих сердцах, искренне бы покаялся и с любовью принял Спасителя. И великой наградой стало для святого пророка самому «крестити Проповеданнаго», принявшего на себя грехи всего мира. Того, Которого узнал он когда-то еще в материнском чреве.

Слово «человекоугодие» уже звучало здесь – и прозвучит еще раз, потому как погиб Иоанн именно от этого страшного греха. Мало ли было грехов у его убийцы Ирода? Да нет, очень много. Но именно человекоугодие привело к убийству невинного праведника. Как много плохих вещей происходит (а хороших не происходит) только потому что нам «перед людьми неудобно» или мы уже пообещали сделать что-то греховное! При том, что нарушить обещание сделать доброе дело, отказаться помочь кому-то – это в нашей жизни не редкость, увы. Вот и Ирод испугался пойти на попятную, слово же дал при всех. Не зная заранее, о чем его слово. Господь сделал нас словесными – но как только люди не извращают этот дар…

В бессильной злобе глумились его враги над телом святого. Безумие. Но злоба – это всегда безумие, оно всегда уродливо и страшно. «Страшно!» – хватается за сердце прихожанка, указывая на образ Усекновения главы Иоанна Предтечи. Да, страшно. Именно так страшны наши грехи. То же человекоугодие, та же злость, мстительность. Только когда мы видим их в себе – почему-то не хватаемся за сердце.

В моем старом молитвослове написано: «Святому Иоанну молятся от головной боли». А по-моему, святому Иоанну стоит молиться о прощении грехов. О том, чтобы видеть их уродство и вовремя от них отказываться. О том, чтобы служить Богу, не оглядываясь на то, «что люди скажут».

Ну… и о головной боли, наверное, тоже можно. И о многом другом. Я верю, что он во всем поможет – лишь бы мы готовили свое сердце к встрече с Богом. Искренне и нелицемерно.


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить