Лучше поздно, чем никогда
Елена Кучеренко
У нашей младшей дочери Маши синдром Дауна. Я уже много о ней писала. Естественно, она привлекает к себе внимание людей. Это нормально и совсем не обидно. Под разными предлогами к нам часто подходят, знакомятся, расспрашивают о таких детях. Все очень доброжелательно. И многие рассказывают о своих знакомых с СД, истории их жизни. Иногда необычные, иногда счастливые, иногда трагические…
***
Как-то в Мещерском парке к нам с Машей подошла женщина. Мы там спасались от жары. Присела рядом, угостила дочь какой-то печенькой, и мы разговорились.
– У вас солнечная девочка?
– Да…
– У моей племянницы тоже такая дочь. Это очень необычная история…
...Племянницу женщины зовут Валентина. Двенадцать лет назад в одном московском роддоме появилась на свет ее девочка.
Малышку очень ждали. И будущий папа, и бабушки с дедушками. Тем более, что была она поздним ребенком. До этого у них восемь лет не было детей.
Когда Валентина забеременела и стало ясно, что носит она именно девочку, с любовью покупали все розовенькое, кружевное… Кроватку, коляску, море игрушек – нужных и не нужных. Книжки детские, «развивашки».
Ремонт в комнате сделали, обои новые поклеили. И не обычные, а целая картина получилась на стенах. Поле с цветами, трава, бабочки летают, небо, солнце...Чтобы открывала девочка глазки и видела всю эту красоту. А чуть подрастет, будут ездить на природу и любоваться этим прекрасным миром.
Дедушки на дачах детские уголки оборудовали, бабушки варенья наварили на много лет вперед – витамины же нужны. А то, что детям маленьким такое нельзя – даже слушать не хотели. Старались. И решили всей семьей, что девочку назовут необычным именем Рада. Что означает – радость.
В положенный срок Рада родилась…
***
– Кто вас наблюдал?! Как вы могли такое пропустить?! – спросила акушерка, осмотрев девочку.
– А что такое? – заволновалась Валя.
– У вашего ребенка синдром Дауна.
Валентине стало плохо там же, на родильном кресле.
Ее привели в чувство, отвезли в реанимацию – на всякий случай. А потом началась череда не редких, увы, кошмаров.
Я не буду это в очередной раз подробно повторять, я много раз писала о таких случаях. Итог тот, что под давлением врачей и родных Валентина отказалась от долгожданной дочки. Долгожданной, но не такой, как они хотели. Для какой клеили «сказочные» обои и покупали розовые игрушки. Не стала для них Рада радостью.
Правда, одна старенькая санитарка тихо сказала ей:
– Подумай, дочка, хорошо подумай. Пока никто не знает, тяжело будет с твоей девочкой или не очень. Но если ты ее бросишь, будет в сто крат тяжелее. Ты не сможешь жить спокойно.
Но что значили слова простой женщины по сравнению с вердиктом опытных врачей:
– Ваш ребенок будет неуправляемым! Мы таких много видели! В учреждении таким лучше!
И слишком убедительными были бабушки и дедушки и новоиспеченный отец, которые наотрез отказались принимать участие в жизни Вали и ребенка, если она его заберет.
Они не были плохими, злыми людьми. Просто так принято было считать в их кругах – таким детям не место в обычной, благополучной жизни. Их нужно прятать, забывать, вручать их судьбы в руки каких-то специалистов в каких-то учреждениях, где им лучше.
Нет, им нелегко далось это решение. Очень нелегко. Больно, страшно. Но жить с такой дочерью казалось еще страшнее.
***
Прошли годы... Еще раньше отдали они все детские вещи и опять переклеили обои. Заменили на простые. Потому что сказки не случилось.
А со временем стали сбываться слова той санитарки: «Ты никогда не сможешь жить спокойно». Никто из них не мог. Вслух не говорили, но чувствовали все, что с каждым днем все тяжелее им.
Валентина развелась с мужем. Даже не из-за того отказа. Просто как-то потеряла смысл их совместная жизнь… Одна из бабушек умерла. Время неумолимо. Валя работала и старалась заглушить в себе тот внутренний голос, который подсказывал ей, что все не так. Дочь она не навещала, не было сил. Но узнала, где она. Сама даже не осознавала – зачем. На всякий случай.
Однажды, лет через шесть, прогуливалась она после работы в парке и увидела женщину с девочкой. Они кормили голубей.
Смеялась девочка, когда птицы клевали у нее из рук и садились на самую ладонь. Смеялась женщина… А потом прижала к себе девчонку и сказала:
– Солнце мое! Как хорошо, что ты у меня есть!
Девочка, и правда, была «солнечной». Валентина поняла, что у нее синдром Дауна. Сама не понимая для чего, Валя подошла к ним, заговорила... И услышала, что девочка, Ириша, у той женщины – приемная.
***
Нет, конечно, это была не ее Рада, только с новым именем. Такие чудесные встречи, быть может, и случаются, но я пока о них не слышала.
От Ирочки так же отказались в роддоме из-за диагноза. Потом она попала в дом малютки, где ее и увидела Женя – будущая приемная мама. В то время она была волонтером. Закупала и привозила памперсы, питание, одежду. Играла с детьми. И однажды поняла, что эта смешная девочка стала ей родной.
С большими трудностями Женя оформила опеку. Никто не верил, что она просто полюбила Иришку, а не преследует какие-то корыстные цели.
– Я не люблю это вспоминать, – рассказывала она. – Столько непонятных унижений, процедур, бумажек… Как будто люди задались целью всеми силами не дать малышам из детских домов найти себе семью. А ведь Ирочка моя дома преобразилась. Там – просто сидела и мычала сама с собой. А со мной прямо рванула в развитии. Как будто чувствовала, что она нужна и ей есть ради чего это делать. Эти дети обязательно должны жить в семье. Любые дети!
Валентина слушала ее и вспоминала все, что ей говорили о том, что в учреждениях лучше. Что ее дочь будет неуправляемой. Смотрела на Иришку, на Женю... Как они играют, как любят друг друга, и слезы сами лились из глаз.
Вскоре она забрала свою Раду домой.
– Елена, вы не представляете, как они сейчас счастливы. Валя, наконец-то, начала дышать и жить. Рада стала для нее той самой радостью. И даже вторая бабушка, которая еще жива, их навещает и берет внучку к себе. А вот, смотрите – комната девочки (женщина достала мобильный телефон с фотографиями). Валентина нашла похожие обои, как те, и сделала «сказочный» ремонт. Солнце, цветы, трава… Радочка просыпается и каждый день видит все это – счастливую жизнь. Пусть она началась для них позже, чем нужно было. Но лучше поздно, чем никогда!
А мне было радостно и тепло от этого рассказа. Как хорошо, что все так закончилось. И какой же милостивый наш Господь, Который «ведет» по жизни каждого человека. Устраивает встречи, подсказывает... И до последнего дня жизни дает шансы исправить ошибки. Пусть у этих людей и дальше все будет прекрасно.
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!