Неокаиниты: через прогресс к рабству?

Владимир Басенков

Приготовились читать текст про цифровой концлагерь будущего и воцарение антихриста? Ждете эпичного рассказа о победе роботов над людьми и торжестве трансгуманизма? Но всё гораздо тривиальнее – это размышления о том, что от личной свободы в пользу власти технологий отказывается сам человек.

На встрече с сотрудниками Российского федерального ядерного центра в Сарове Святейший Патриарх Кирилл заявил, что главная и единственная опасность развития цифровых технологий заключается в ограничении или полной потере свободы человека. У недалеких комментаторов, как это обычно и бывает, слова Святейшего вызвали саркастическую усмешку: дескать, чего Церковь не понимает, того боится да и пугает людей апокалиптическими страшилками. На самом деле Патриарх в лаконичной форме дал довольно четкий посыл. Страшны не технологии, а неспособность человека правильно ими распорядиться. И мы уже платим немалую цену за жизнь в цифровой цивилизации нередко жизнями людей.

Что же все-таки происходит? Да ничего нового. Есть человек, есть грех. У кого-то нет греховных пристрастий, у кого-то они есть. Вот только к технологическим наркотикам пристрастились все мы. Жизнь без телефона и мобильного интернета уже сложно представляется. Настоящей эксцентрикой в наши дни выглядит переход на кнопочный сотовый ради входящих и исходящих вызовов и отказ быть постоянно привязанным к сети. Но телефон только верхушка айсберга. Дома и на работе мы пользуемся огромным количеством техники и электроники, без которых жизнь просто немыслима. С конца XIX века человечество мечтало о развитии прогресса ради освобождения от изнурительного труда, ради самореализации и устройства собственной жизни в соответствии с подлинными желаниями. Технологии, безусловно, сделали резкий скачок вперед. Мы стали меньше работать? Может быть, по сравнению с людьми, жившими лет сто назад, да.

Неокаинистское стремление построить некий рай комфорта на земле медленно ведет нас всех в пропасть. В первую очередь, в личную пропасть. Мы изнываем от многочасового сидения за компьютером, не можем выбраться из айфонового болота, нам недостает физнагрузок (но мы не всегда стремимся это исправить). Цифромен – растерявшийся человек. Вроде бы он интеллектуален, могуществен и силен, но… он перестал понимать, что со всем этим делать. И, главное, он перестал понимать свою человеческую природу.

Во-первых, интернет, действительно, создал для нас новую реальность, живя в которой (мы все там живем, увы), человек теряет связь с действительностью. Да-да, мы так усердно ругали зомбоящик, но не заметили, как отсеченная нами «голова» дракона-телека, словно у гидры, выросла миллионами постов и блогеров в соцсетях. Да и, кроме интернета, у нас немало технологических решений для дома и офиса; мы давно «греем» машину через автозапуск и пользуемся умными домами.

К чему я? Призываю всё бросить и уйти в лес? Нет. Удобство оказывается врагом, а не другом человека.

Нажми на кнопку получишь в результат…
Тебе больше не к чему стремиться.

На самом деле, пророческие слова. Человек становится человеком, преодолевая трудности. Совершенство достигается через усилие. Недаром древние монахи оставляли мир и буквально уходили выживать в леса, горы и пустыни. Да и в современном монастыре люди сознательно ставят себя в стесненные условия ради того, чтобы стать подобными Человеку, посетившему землю 2000 лет назад.

Все мы не раз замечали, как меняются состояние и внутренний настрой после нескольких дней жизни в иноческой обители. Чем занят человек в монастыре? Молитвой и выполнением трудовых послушаний. Он находится среди людей, которые пребывают в богообщении и упражняются в аскетике, а значит, создают вокруг себя иную атмосферу, отличную от выхолощенной среды мегаполиса.

И нам нужно научиться осознанно относиться к технологиям, чтобы окончательно не попасть к ним в рабство. Ведь спрос рождает предложение. Желание избегать трудностей вошло в привычку. Мы убедили себя, что можно, нажав на кнопку, получить любой результат. Виртуально путешествовать и общаться в соцсетях... Но не пора ли поставить нашу удобную жизнь на паузу и начать развивать привычку жить без гаджетов? Жить реальностью и решать свои проблемы здесь и сейчас. Надо только вспомнить, что выполнять многие задачи самостоятельно, приложив усилия, это здорово и приятно, а главное, полезно. У христиан есть в запасе многовековой опыт подвижников да и обычных верующих семей эпохи традиции. Самое интересное, что именно наша традиция способна спасти человечество от надвигающегося цифрового рабства. Рабства, ярмо которого человек принимает на себя добровольно, отказываясь от личной свободы и самостоятельности в пользу бездушных технологий.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить