«Трудящийся достоин пропитания»: о бедности, богатстве и ценности труда

Владимир Басенков

Желание улучшить собственное благосостояние никогда не оставит человечество, будь только жива наша цивилизация. В гонке за хлебом насущным мы изнываем, мечтая, что однажды оковы труда все-таки падут, уступив место отдыху. Или же мы станем счастливыми обладателями пассивного дохода, чтобы наконец заняться, чем хочется. На крайний случай, если нас кормит любимое дело, просто сбавим обороты финансовой регаты. Но нередко и ропщем от того, что финансовые обстоятельства не складываются так, как нам бы хотелось.

Понятия бедности и богатства весьма условны. Всегда есть тот, у кого гораздо больше или гораздо меньше денег, чем у нас. Зависть поселилась в человеческой природе с незапамятных времен. Каин хотел жить «лучше», и его очень коробила благосклонность Бога к его родному брату Авелю. Каин пошел на убийство, отпал от Создателя и принялся устраивать жизнь на земле. Цивилизация каинитов – она наша.

Стремление к стяжанию сродни исступлению. Богатые хотят еще больше богатства, бедные мечтают перестать быть бедными. Оба случая, вскрывая сребролюбивые позывы души, парализуют ее для богоискания. Можно объять все сокровища мира, но так и остаться бедняком. Увы, нам очень трудно понять эти слова. Мы готовы купаться в реальных и фантазийных сокровищах бесконечно долго, пока нас не постигнет беда, душевная скорбь, которая становится молотом Бога, бьющим по коросте очерствевшей души.

Человек, как образ и подобие Бога, был наделен и богоподобными свойствами. Создатель творил мир и всякую тварь в нем, а людям дал возможность преображать Эдемский сад. Дачники, садоводы и фермеры поймут, как это здорово и интересно, заниматься возделыванием почвы на своем собственном клочке земли. Читатель, наверное, уже успел возмутиться от того, что автор не сказал о другой стороне медали. Усилия, которые человек прикладывает ко всё тому же клочку земли, титанические. И да, «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» (Быт. 3:19). Здесь-то и сталкивается «образ Божий» с последствиями грехопадения в сердце каждого отдельно взятого человека. Нужно трудиться ради выживания, но любая работа носит в себе элемент творчества.

В глубине души каждый из нас мечтает о временах покоя, когда работать можно столько, сколько захочешь… В Царствии Небесном, пожалуй, так и будет. Или уже здесь, на земле, если удастся получить в наследство миллиарды от богатого родственника.

Бедность или богатство могут влиять на душу человека, но сами по себе эти явления нейтральны. В бедности люди переносят скорби, что, несомненно, укрепляет либо разрушает их души. Богатство влияет на людей ровно так, как они его воспринимают. Но помним, что «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23). В конечном счете, бедный свободен от обременения богатством. В ситуациях лишений проявляются кротость и смирение, скорби помогают укрощать страсти, а нужда заставляет сердце чаще и искреннее обращаться к Богу. Ведь человеку нужно совсем немного. И когда денег не хватает на еду, лекарства, одежду или предметы первой необходимости для собственных детей – крепче становится наша молитва. Да, это больно признавать, но так и куется христианский дух. Вся надежда возлагается на Бога. И незримо, от молитвы к молитве, от скорби к скорби происходит приближение души ко Господу… Но эти слова совсем не пропаганда бедности.

Вспомним праведного Иова, человека состоятельного и умевшего распоряжаться своим состоянием. Это очень важный навык, которым владеет сегодня не каждый современник. «Деньги – от Бога», – учили русские купцы своих детей. Деньги давались человеку не только как результат его качественного и усердного труда, но и в дар от Господа. Зачем? Чтобы можно было жить самому и помогать другим. Давать нищим, вдовам, инвалидам, больным. Не это ли великая радость для человека – иметь возможность помочь ближнему? К сожалению, нередко деньги становятся для людей фактором потери рассудка. Превозношение, надменность, уверенность в собственном превосходстве обесценивают благословение богатством.

Так что же в итоге? Что есть благо для человека: бедность или богатство? Универсального ответа нет, потому как люди, хоть и созданы по образу и подобию Бога, отличаются друг от друга. Вернее, отличается их отношение к богатству и способность формировать это отношение. Господь пытается спасти каждую душу. Возможно, бедность становится для одних сдерживающим фактором перед еще большими грехами. Но речь здесь, скорее, о христианах. Для людей неверующих нищета может быть и наказанием. А христианин, как это ни удивительно, учится формировать правильное отношение к деньгам в молитве. О чем мы просим Бога? Подать нам необходимое, или просим о неполезном?

Но если уж Господь дал христианину даров земных, то надо научиться благодарить Создателя и умело ими распоряжаться. Умело – это про экономию? Умело – это про помощь ближним, «чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих» (Втор. 24, 19-22). Про помощь тем, кто от тебя зависит, если это касается несовершеннолетних, больных, немощных родственников или сотрудников, которые получают от тебя зарплату.

А труд всегда будет оставаться делом творческим, даже при всей своей тяжести. И человеку, как бы обеспечен он ни был, труд всегда нужен. Казанский митрополит Гурий незадолго до кончины сказал, что наша жизнь – это время трудов, а отдыхать нам предстоит в жизни будущего века. Для христианина эти слова не подлежат сомнению. Святитель Гурий трудился даже сидя в заключении, в яме. Труд помогал ему отвлечься, заняться саморазвитием и даже послужить ближним (он составлял азбуку для детей, а вырученные через друга средства раздавал неимущим).

Все блага человеку посылает Бог. От степени нашей личной готовности устроить свою жизнь в соответствии с Его замыслом многое зависит. Главное, чтобы вера наша крепла, душа стремилась к изменениям, а руки никогда не опускались. Труд не оставит человека голодным, а Бог не даст пропасть искренне верующему в него.