«Перемирие» как путь к себе в пространстве отечественного социума

Марина Шарапова

Драматургическая конструкция «роад-муви» нередко используется в кинематографических произведениях. В российских фильмах последних лет главным в таких сюжетах зачастую становится не достижение конечного пункта путешествия, а ирреальный мир, с которым взаимодействует герой на своем пути. С помощью отражения происходящего авторы кинопроизведений стремятся предложить зрителю свое видение существующей картины мира.

Герой киноленты «Перемирие» С. Проскуриной – дальнобойщик. Действие происходит в наши дни. То, что мы имеем дело не с приключениями персонажа в реальном путешествии, становится понятно с самого начала. В истории неясен и неважен конечный пункт назначения – герой получает путевой лист с пунктом назначения, которого нет на карте.  И тем не менее он куда-то едет. Сказка часто содержит путешествие героя из «мира живых» в «мир мертвых». Знаком такого пути является поход в лес.

Герой фильма едет в рейс через лес. Если вспомнить русский языческий фольклор, в котором нашло отражение древнеславянское метафизическое понимание жизни, в лесу добру молодцу встречается «нечистая сила». И с ее представителями герой сказаний по необходимости выясняет отношения, укрепляя позиции добра.

У дальнобойщика знаковое имя – Егор. Напомним, что Егор – это старорусский вариант имени Георгий. Бытование Егора из «Перемирия» связано с легендой о Георгии Победоносце. Согласно житиям святых Георгий Победоносец – святой, победивший змея и спасший царевну. В другом варианте эта легенда воспроизводится как история о святом, победившем язычество и укрепившем христианство. В более широком смысле можно трактовать  житийную легенду о Георгии Победоносце как повесть о торжестве справедливости, победе добра над злом.

Егор из картины Проскуриной ищет духовности. В одном из первых кадров он смотрит из окна на спутниковую антенну, которую пытаются укрепить двое мужчин на соседнем балконе. Антенна падает, и один из мастеров падает вслед за ней. Второй, думая, что первый разбился насмерть, опрометью бросается к нему. А первый, показывая, что лишь притворился мертвым, хлопает друга по плечу, и они, радостно смеясь, катаются по земле, а затем берут антенну и снова идут устанавливать ее на балконе.

Казалось бы, к чему эта сцена? Больше мужчины с антенной в фильме не появятся. Только в финале картины режиссер намеренно повторит кадр, в котором герой зачарованно, с интересом наблюдает за установкой антенны, обозначая тем самым главную тему фильма – тему поиска гармоничной связи с Богом.

Перед отправлением Егора в рейс следует эпизод на автобазе, где водители получают свои путевые листы. Среди мужского трепа вдруг начинается разговор о том, кто такой Христос. Мужики убеждают друг друга, что Христос – Сын Божий, ведь в Библии так написано.

– А ты сам-то Библию читал? – спрашивает Егор щуплого дядьку, который только что рассказывал про Христа.

Тот отвечает:

 – Нет, не читал, но то, что Христос – Бог, даже  я знаю.

Потом режиссер предлагает нам еще одну важную сцену. Вдруг обнаружится, что тот самый щуплый мужичок, который всех убеждал в существовании Сына Божия Иисуса Христа, о Котором написано в Библии, неграмотен и не может прочитать даже место назначения в путевом листе. С точки зрения «правды жизни», такое в наши дни – безграмотный водитель – невозможно. Ключ к пониманию – опять-таки нереалистическое кино. Главным здесь является сам образ неграмотного человека, не читавшего Библию, но верящего в Христа и уверенно живущего по заповедям Божиим.

Почти до самого финала зритель видит Егора человеком, не всегда умеющим распознать рубеж между добром и злом. Только к концу картины он дозревает до необходимости нравственного выбора. Родной дядя предлагает герою цель, сказав «жениться тебе надо, Егор». И назавтра Егор отправится в рейс. Поиски невесты становятся для него поисками любви. На этом пути у Егора будет много разочарований и ошибок. Эпизод грехопадения с Катькой Полетаевой, кажется, решен в библейской традиции. Для любовных утех молодые выбирают теплицу – своеобразный «эдемский сад». Символом оставшегося за кадром действа станет жест девушки, сорвавшей цветок с завязи какого-то плода. А Егор, приняв за любовь плотскую радость, позовет Катю замуж. Однако замужеству не суждено случиться. Катя – девушка главаря противоположной Егору и его окружению группировки в городе.

Противоборствующие силы представлены в киноленте по-разному. Это и две группировки в поселке  – «комбинатские» и «рудниковские», которые в любой момент могут подраться до смертоубийства. Но это и противопоставление мира жизни и света с потрясающими пейзажами, через которые ведет свой грузовик Егор, созерцая совершенный мир природы и пытаясь найти гармонию в собственном сердце, и мира смерти и тьмы в образе военного полигона с ракетоносителями, на которых установлены смертоубийственные заряды. На этот полигон Егор заезжает, заблудившись, и в сумерках с трудом оттуда выбирается.

На этом пути герою предстоят испытания тьмой. Егор встретит своих друзей, вместе с пожилым мужчиной-брюнетом, чем-то напоминающим диавола, с тяжелым взглядом и с ружьем на плече. Цель друзей – своровать металл с ЛЭП в степи. Чтобы доехать до места, им нужен Егор. Егор, видя друзей и «диавола» с ружьем, соглашается.

Именно Егор полезет на столб, на котором закреплены ЛЭП, чтобы отпилить металл. Тут он наткнется на оголенный провод и символически «умрет» – дернется и останется бездыханным на столбе. Линия электропередачи, по замыслу режиссера, это канал передачи энергии, о природе которой полностью еще до сих пор физикам ничего неизвестно. Известно только, что электричество есть. Примерно, то же самое известно о Божественной энергии любви. Она есть, но как, откуда и куда она идет – дело Всевышнего. Покушаясь на ЛЭП, Егор покушается на энергию любви, пытаясь насильственно присвоить ее, своровать, и это «убивает» его.

Оживает герой в сцене ритуального омовения в воде. Метафизическая сцена «воскресения» Егора – пляска в жажде любви и понимания, в жажде обретения гармонии.

Последний сюжетный эпизод фильма – встреча со священником, которого герой подсаживает к себе в машину на дороге. Молодой батюшка едет на свадьбу.

– Венчать? – спрашивает у него Егор.
– Петь, – неожиданно отвечает священник.
– Так спой что-нибудь, –  просит Егор,  – хоть «Господи, помилуй».

И батюшка затягивает… «Королеву красоты». Его сильный баритон долго раздается в чарующих просторах, по которым мчится грузовик Егора. И только сейчас Егор ощущает, чувствует гармонию, приходит к пониманию Бога в душе. Он боится потерять это обретенное сокровище и бежит вслед за священником, сошедшим на нужном ему повороте. Священник почти невидимым в кадре, но понимаемым зрителем движением перекрещивает Егора и уходит своей дорогой.

В финале мы видим тот самый первоначальный кадр, в котором герой наблюдал за людьми, устанавливающими антенну на балконе, антенну, которая ловит гармонию.

Егор бежит сквозь чащу в поле и замирает на возвышенности, тревожно оглядывая простирающееся окрест него спокойное и великое пространство Родины, пространство шаткого мира, гармонии и любви, которые нужно попытаться сберечь.

 «Перемирие» – удачный пример работы режиссера, умело разговаривающего со зрителем о духовном. О пути искусства к Божественному русский философ Иван Ильин замечательно писал в своей статье «Что есть искусство». «Искусство есть служение и радость… Радость идет из духовной глубины, дострадавшейся до одоления и озарения…»

Фото: kinopoisk.ru


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить