Православие и права человека
Владимир Басенков
Заместитель председателя Cинодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе не так давно заявил в СМИ, что «для Церкви самым важным является свобода человека». Необогоборцам эта формулировка наверняка взорвала мозг. Они даже не знают, что уважение к человеческой личности в основу современной цивилизации было заложено христианами.
Церковь призывает соблюдать права и свободы человека. Только на свободу сообщество верующих во Христа смотрит стратегически, не размениваясь на сиюминутные прихоти человеческой души. Жизнь человека не ограничивается материальным миром, и человек по своей сути бессмертен. Земная жизнь лишь подготовка души на пути к вечности. В связи с этим грех, абсолютное зло рассматриваются как яд для тела и души.
И Церковь рассматривает свободу именно с этих позиций. Да, человек волен выбирать добро или зло как основополагающую ценность жизни. Христиане же лишь свидетельствуют о том, что грех равен смерти и несчастью, а добродетель кратна вечной жизни и радости. Кроме того, зло, даже завуалированное, разрушает нравственность, а значит, становится причиной беззаконий и непременно пламенем перебрасывается на окружающих людей. Поэтому христиане понимают под свободой независимость от зла. Дух свободы не навязывает – Он лишь любит, жертвует, помогает и оставляет за ближним право поступать так, как он того хочет.
Безбожники, говоря о некой эфемерной свободе, на самом деле вкладывают в это понятие иное значение. Бунтарство не является проявлением внутренней свободы человека. Наоборот, бунтари суть рабы гнетущих их ненависти, зависти, тщеславия, корысти и гордыни. Мы уже сказали, что всё перечисленное есть зло, которое не может молчаливо жить в одном человеке. Оно обязательно выплескивается наружу, становясь проблемой для окружающих.
Вспомним самые яркие эпизоды атак на Церковь. Да, сейчас в памяти свежее всего Екатеринбург и так называемая битва за сквер (на самом деле не за сквер). Люди Церкви призывали к диалогу, как и подобает тем, кто исполнен свободы и достоинства. Что в ответ? Полный отказ воспринимать аргументацию оппонентов и лишь мерзкое «закрикивание» наших доводов.
Те институты уважения к человеку, которые всё еще сохраняются не только на уровне законов, но и в сердцах людей, вошли в жизнь цивилизации вместе с принятием Христа как Высшей Правды. На примере нашей страны мы можем вспомнить языческие времена Руси. Кровная месть признавалась обычным и законным делом. Сменились три поколения, прежде чем крестившаяся Русь вывела эту ужасную традицию из законодательства. Воздаяние злом за зло не могло породить покоя и радости в душах людей, а лишь только усугубило бы участь погрязших в болоте мести. Это и есть самое настоящее рабство в противовес освобождающему христианству.
Отношение к человеку как образу Божию формирует в обществе высокую нравственную норму, которая, в свою очередь, это общество укрепляет и оздоровливает. Признавали ли Бога в своем сердце как ориентир мыслей и поступков убийцы, террористы, насильники? Можно ли назвать их свободными в тех деяниях, когда были нарушены свобода других людей, их права на жизнь, здоровье и личную неприкосновенность?
Христианство дало миру идеологию потрясающей свободы. Эта свобода касается, прежде всего, личности самого человека. Но, как известно, внутренний мир связан с внешним крепкими узами. Свободные люди создают свободу вокруг себя. И христианство, как показывает история, стоит на страже настоящих вечных прав человека. Потому что в жертвенной любви нет места ущемлению чужих свобод. А наш Бог, на Которого мы равняемся, есть Любовь.