«Какой это великий небесный день Божий...»
Николай Головкин
В этом году Прощеное воскресенье приходится на 17 марта.
…В молитвах и трудах повседневных быстро пролетело время. Успели ли мы настроиться на Великий пост, всех простить и у всех попросить прощения?
«Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели, – напоминал в проповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин). – Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним».
«Прости меня Христа ради!» – «Бог простит! Меня прости Христа ради!..»
На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощения у последнего и ничтожного. Государи просили прощения у своих подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
С закатом солнца, но до того, как погаснет вечерняя заря, ходили православные от дома к дому с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощения. Особенно у тех, кому чаще других наносили в году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слова «Прости меня Христа ради!» отвечали: «Бог простит! Меня прости Христа ради!»
В своей знаменитой книге «Лето Господне» великий русский писатель Иван Шмелев пишет: «Сегодня “прощеный день”, и будем просить прощенья: сперва у родных, потом у прислуг, у дворника – у всех. Вассу кривую встретишь, которая живет в “темненькой”, и у той надо просить прощенья. Идти к Гришке и поклониться в ноги? Недавно я расколол лопату, и он сердился. А вдруг он возьмет и скажет: “Не прощаю!”? Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи очистились...»
Древняя традиция
Чин прощения берет свои истоки из монастырской жизни египетских монахов. Они на время Великого поста усиливали подвиг молитвы и готовились к светлому празднику Пасхи, расходясь по дебрям и пустыням для уединенных подвигов, а затем обыкновенно возвращались в монастырь.
Монахи понимали, что могут и не вернуться: кто-то мог быть растерзан дикими зверями, кто-то погибнуть в безжизненной пустыне. И потому прежде, чем расстаться, они просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И, конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что эта их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения, чтобы быть примиренным со всеми и благодаря этому прощенным Самим Богом.
С течением времени эта традиция – просить прощения – перешла ко всей Церкви.
Простившие и прощенные
Увы, в современном обществе ожесточение нередко преобладает над сочувствием, люди настроены друг ко другу враждебно, в то время как Церковь призывает относиться к человеческим слабостям снисходительно, без осуждения.
Сколько оскорбительных, обидных слов мы слышим вокруг, а ведь за каждое слово придется держать ответ. Но мы часто «видим сучок в глазу брата своего, а бревна в своем не замечаем», напоминает Церковь евангельский пример, призывая «от всего сердца, а не формально попросить друг у друга прощения и самому простить».
…И ныне в Прощеное воскресенье в православных храмах после вечернего богослужения совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
В это воскресенье на Литургии читается библейское повествование об Адаме и Еве, злоупотребивших даром свободной воли и нарушивших божественную заповедь послушания. Окончилось блаженное младенчество человечества. «Открылись глаза», как сказано в Библии, но ослепло сердце. В мир вошел грех, а через него пришла смерть.
Иначе Прощеное воскресенье именуется Адамовым изгнанием из Рая. Это скорбное событие и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества – Царства Божия.
Изгнание праотцев наших из Рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойны слез и покаяния. Бедствие, в которое низвергла человечество страсть себялюбия и плотоугодия, внушает, как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения и как опасны чувственные греховные удовольствия. Поэтому борьба с грехом – это главный подвиг на пути к Богу.
Приготовление к Великому посту
Масленица интересна и богата как яркое проявление народной праздничной культуры. Но, к сожалению, в широко распространенных у нас представлениях об этом празднике, в современных попытках воспроизводить по всей России какие-то его элементы отражена только развлекательная часть масленичной недели.
Ведь суть обычая просить прощения именно после бурного веселья последней перед Великим постом недели, во время которой как бы прощались с обильным столом и другими мирскими радостями, – это духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений. Этот обычай заставлял ощутить переход к духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжавшимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к себе.
В Прощеное воскресенье Церковь дает наставления верующим относительно правильного поведения во время Великого поста и призывает прихожан покаяться друг перед другом, помириться и простить всё накопившееся, чтобы вступить в пост с чистой душой.
Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14–15)
Христос положил Своими словами начало этой традиции. В Прощеное воскресенье полагается посещать могилы родных и друзей, дабы еще раз попросить прошение и у них. Прощать и просить о прощении... Это два самых великих качества, принадлежащих человеку. Оба требуют напряжения веры и воли. Оба требуют подвига любви, света разума, зоркой мудрости.
Потеряв первозданную свободу, человек отдал себя в рабство. Рабство греху, который стал мерой расстояния от Бога, увеличивающегося в наши дни, когда попирается само понятие нормы.
Спасение от этого рабства принес Христос-Богочеловек. Этим исполнилось обещание Божие о пришествии в мир Того, Кто будет победителем над злом, грехом и смертью. Он примирил человека с Богом. И, закончив Свой подвиг, оставил человеку новое обещание, заключил с ним Новый Завет о Втором Своем Пришествии в мир «судити живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца». Вот для чего пост. Для того, чтобы постоянно готовиться к достойному восхождению в это Царствие.
С этого момента верующие должны строго соблюдать чистоту телесную и душевную и впредь уже никого не осуждать.
Святые и подвижники благочестия о прощении ближних
Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя.
Преподобный Ефрем Сирин
Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.
Святитель Иоанн Златоуст
Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится о том – почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков, однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить.
Преподобный Исидор Пелусиот
Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Какой простой подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения при условии прощения прегрешении твоего ближнего против тебя. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя от немирных чувств к брату, перейди к искренне мирным – и всё тут. Прощеный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как должно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с Небом...
Святитель Феофан Затворник
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!