Что мы можем

Михаил Громов

Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

Мф. 19:25-26

 

Давайте подумаем, представим или хотя бы пофантазируем о том, что мы можем. Хотя для более точной формулировки пусть будет так: что можем именно мы. Да-да, мы сами. Проблема в том, что порой мы даже не догадываемся о пределах своих возможностей.

В прошлом веке в Германии ученые брали у спортсменов образцы мышечных волокон и, если в образце преобладали продольные волокна, человека определяли в группу тех, кто хорошо переносит длительные нагрузки, например в биатлонисты, марафонцы и т.д.; если же преобладали волокна поперечные, – в группу штангистов, метателей молота и т.д. То есть посредством научно-медицинских исследований ученые узнавали, в каком направлении человеку стоит развиваться. Согласитесь, это очень удобно, когда наука подсказывает тебе, на что стоит тратить свои силы и желания, а на что нет.

Применим ли подобный метод лишь для диагностики физического потенциала или его можно спроецировать на любые другие аспекты нашей жизни (естественно, уже без инвазивного вмешательства)? Почему нет? Родители и педагоги с детства предлагают нам разные дисциплины и, наблюдая, в какой из них мы преуспеваем, подталкивают нас в нужном, с их точки зрения, направлении (это, конечно, в идеальной модели образования). Но тут возникает гораздо более серьезный вопрос: а как же душа? Существует ли «система образования» для человеческой души? Система распознавания того, в каком направлении развивать душу? Возможно ли вообще какое-то изменение человеческой души? Не будем в данный момент рассматривать «достижения» науки, меняющие настроение человека, его эмоции, желания посредством медикаментов или любым другим способом корректировки эмоциональных состояний. В святоотеческих творениях мы можем прочесть о том, что душе лишь свойственно менять свое расположение, «ибо иное расположение души у человека здорового и иное у больного, иное у алчущего и иное у насытившегося. Также опять иное расположение души у человека, едущего на коне, иное у сидящего на престоле и иное у сидящего на земле, иное у носящего красивую одежду и иное у носящего худую» (авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания).

Действительно, что касается окружающего нас мира, то в нем мы как раз можем стать кем угодно, но попробуем себе представить, что мы всерьез решили стать православными верующими людьми. И тогда мы начинаем делать всё, как написано в книгах: ходим в храм по выходным и праздникам, может быть, даже перечисляем «нехорошие» поступки на исповеди, говорим священнику о том, что у нас получилось сделать хорошего, и возможно, нас даже допускают к Причастию – но что же дальше? Наша алгоритмически спрогнозированная формула достижения цели вдруг дает сбой. И тут мы оказываемся в растерянности, не понимаем, почему нет чувства или хотя бы ощущения законченности данного действия. Поставленная цель словно все дальше отодвигается от нас. И возникает внутренний конфликт между нею и привычными средствами ее достижения.

Святые отцы пишут, что Господь по-разному и в разное время касается сердца человека, тем самым в один миг позволяя ему, человеку, ощутить свое Богоподобие, свою несостоятельность в духовном мире, свои грехи и свое раскаяние. А бывает и так, что человек просто услышит или прочитает слова Спасителя и в один момент осознает, что всё, что он знал, изучал, ценил, – всё не имеет никакой ценности ни для него, ни для его души. И это тоже бывает началом изменения души.

На личном опыте могу сказать, что я пришел к Богу, Церкви через патриотизм, через возможность ознакомиться с большим количеством публицистического материала, появившегося в середине 80-х. Давайте остановимся хотя бы на одном из авторов того времени.

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 года в деревне Тимонихе (ныне Харовский район Вологодской области). Выходец из крестьянской среды Русского Севера. Его отец Иван Федорович Белов погиб на войне, мать Анфиса Ивановна в одиночку растила детей. В 1997 году за большой личный вклад в развитие отечественной литературы и отражение самобытности традиций Русского Севера Василию Ивановичу присвоено звание Почетного гражданина города Вологды. Скончался 4 декабря 2012 года после продолжительной болезни. В федеральных СМИ прошла информация, что писателя разбил инсульт после того, как местные жители разграбили и осквернили церковь в Тимонихе, которую Белов восстановил на свои средства.

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнование в связи с кончиной писателя. Депутаты Законодательного собрания Вологодской области предложили присвоить имя писателя Василия Белова одной из улиц регионального центра и создать музей.

23 октября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал диплом о награждении писателя В.И. Белова орденом святителя Макария, митрополита Московского, в связи с 80-летием со дня рождения писателя. Однако вручение не состоялось – В. Белов уже был тяжело болен, а 4 декабря отошел ко Господу.

12 февраля с.г. по благословению Святейшего Патриарха архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан передал награду вдове Василия Ивановича Ольге Сергеевне Беловой.

Владыка Максимилиан побывал дома у О.С. Беловой, вручил ей диплом и орден, а также Патриаршее соболезнование в связи с кончиной В.И. Белова.

«Память о Василии Ивановиче надо обязательно беречь. Он показал нам пример, как надо жить ради Родины, как заботиться о ней. Василий Иванович многое сделал, чтобы сберечь нашу традиционную культуру», – сказал, в частности, архиепископ Максимилиан.

7 декабря 2012 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи кончиной известного писателя В.И. Белова:

«Родным и близким В.И. Белова 

Уважаемые Ольга Сергеевна и Анна Васильевна! 

Со скорбью узнал о кончине замечательного писателя Василия Ивановича Белова, чье творчество вошло в сокровищницу современной отечественной литературы.

Большинство произведений Василия Ивановича посвящено русской деревне и живущим в ней людям, их трудностям, заботам и чаяниям. Его книги раскрывают перед читателем богатый внутренний мир жителей Русского Севера, учат любви к своей малой Родине, семье и дому. Утверждая своим творчеством евангельские духовно-нравственные ценности, писатель был убежден в том, что лишь в сохранении традиционных моральных устоев залог благополучия и процветания нашего общества.

Почивший явил современникам не только пример подлинного патриота России, искренне радеющего за судьбу Отечества, но и образец жизни христианина, смиренно и мужественно переносящего постигшие его скорби, испытания и недуги. Василий Иванович был верным сыном Русской Православной Церкви: на свои средства он восстановил храм в родной деревне, лично участвовал в работе по его воссозданию и не переставал заботиться о нем и в дальнейшем.

Милостивый Господь да вселит душу Своего новопреставленного раба в селениях праведных, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная; а всем родным и близким усопшего да ниспошлет мир и утешение. 

С глубокими соболезнованиями

+ КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ». 

Такие люди, как В.И. Белов, И.Р. Шафаревич, В.В. Кожинов, А.В. Вампилов, призывавшие своим творчеством понять, кто мы и откуда, возможно, впервые подняли вопрос о самобытности русского народа. Также заново «перелопатив» наших классиков, я вдруг осознал, что понятие патриотизма только тогда становится очищенным от шовинизма и национализма, когда неразрывно связывает себя с Русской Православной Церковью. Но очень важно понимать и различать «тезисы», которые нам начали предлагать в то время такие организации, как «Память» и ей подобные, спекулируя на духовных ценностях людей, стремящихся как-то определиться в том, кто же они. От неактуального «бей жидов – спасай Россию» постепенно перешли к полному безумию: «Ты православный, только если ты русский». Несмотря на всю несостоятельность таких заявлений, они до сих пор находят отклик в людях, пытающихся спихнуть результаты своих ошибок на кого-то другого: евреев, масонов, коммунистов, демократов, на людей других национальностей. Но это отдельная тема.

Приведу очень интересную мысль, высказанную митрополитом Антонием (Сурожским):

«В каком-то отношении быть христианином очень просто. Христианин – это ученик и друг Христов; оба эти понятия смежны, хотя есть и различия. С одной стороны, мы ученики Христовы, Его последователи, и поэтому должны учиться от Него через Евангелие тому, во что Он верит, тому, как Он учит нас жить. Я не случайно употребил выражение “во что Он верит”. Как-то в России молодой офицер на ступенях московской гостиницы “Украина” поставил мне вопрос: “Хорошо, Вы верите в Бога. А Бог-то – во что Он верит?” И я ему ответил: “Бог верит в человека”.

Это первый момент в христианской жизни: вместе с Богом верить в человека, начиная с себя самого. Христос не случайно нам говорит, что мы должны любить ближнего как самих себя. Любить – значит быть готовым делать всё возможное для того, чтобы любимый человек ликовал в жизни, рос в полную меру своих возможностей и был достоин своего человеческого звания. Поэтому первое, чему нас учит Христос, когда мы делаемся Его учениками, это верить в человека, надеяться на всё от него и любить его, даже ценой собственной жизни».

Господь приводит к Себе неведомыми нам путями, приводит всех, всех зовет, не делая различий ни расовых, ни национальных, не разделяя людей на праведных и неправедных. Вспомним Нагорную проповедь: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:43–45).

Более того, по словам самого Господа, «...не здоровые имеют нужду во враче, но больные…» (Мф. 9:12). И поистине исполненное чуда и умилительного восхищения продолжение этих строк: «Пойдите научитесь, что значит милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

«Вторая часть 13-го стиха не может оставить равнодушным ни одного верующего человека. Здесь Сын Божий открывает нам тайну Своего пришествия в этот мир. Он говорит: “Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию“. Какие милосердные слова, какой любовью они исполнены по отношению к каждому человеку! Оказывается, что Сын Божий пришел в этот мир спасать не уверовавших в свою собственную праведность, но осознавших свою собственную греховность. И едва ли врач может начать лечение тех людей, которые не считают себя больными. Едва ли таковые и обратятся к врачу. Святитель Иоанн Златоуст говорит: Бог не принуждает никого. Если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно не потому, чтобы хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет» (протоиерей Олег Стеняев. Беседы на Евангелие от Матфея).

Давайте запечатлеем в своем сердце эти строки: «Если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно».Невозможно изменение нашей души, нашего сердца, без нашего желания измениться. Здесь не поможет никакое лекарство, никакая психотерапия, никакая генная инженерия.

Так что же мы можем? Мы можем только захотеть, сознательно возжелать изменения к добру, верности, любви. И, открыв свое сердце Богу, попросить Его спасти нас. «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22).


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить