Кем мы хотим быть
Михаил Громов
Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе, но в законе Господни воля его и в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо, насажденное при исходящих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.
Люди, даже изредка ходящие в храм, наверняка слышали, а возможно, и читали эти строки первого псалма царя Давида. Попробуем вникнуть в эту своего рода духовную формулу блаженства. Этимология слова «блажен» – получающий блага. Получающий их от Бога. Потому что любые блага (в правильном понимании этого слова) человеку дает только Бог. Соответственно человек, сподобившийся получить эти блага, может именоваться богоугодным. Однако получает он возможность стать блаженным (богоугодным), следуя определенным правилам, или назиданиям.
В ветхозаветной истории акцент был смещен в сторону запретов или настоятельных рекомендаций относительно того, чего делать не следует. Новый Завет обогатил и расширил наше понимание того, чего хочет от человека Господь, разрешительными, а точнее сказать, вдохновляющими призывами к действиям. Ярчайший пример тому – Нагорная проповедь.
Итак, человек, хотящий стать и быть богоугодным, должен, в первую очередь, определенными действиями создать для себя «среду обитания», которая позволяла бы ему получать эти блага от Бога.
Обратим внимание на строку «и на седалищи губителей на седе». Кто такие губители? Будем понимать здесь под словом «губители» некое сообщество людей, замышляющих непотребства. Таким образом человек, старательно выбирая себе круг общения, предметы, которыми себя окружает, места, в которых бывает, книги, которые читает, фильмы, которые смотрит, и даже вещи, которые носит, обеспечивает себе возможность стяжать блага от Господа. Меняя среду обитания и порядок жизни (точнее и более емко здесь может отразить смысл слово «устав»), свое душевное, а следовательно, и духовное состояние.
Удивительно точно писал об этом авва Дорофей: «Ибо иное расположение души у человека здорового и иное у больного, иное у алчущего и иное у насытившегося. Также опять иное расположение души у человека, едущего на коне, иное у сидящего на престоле и иное у сидящего на земле, иное у носящего красивую одежду и иное у носящего худую» (прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. Поучение второе). И заметьте, что написано это было 1400 лет назад.
Следовательно, человек способен изменить себя, исполняя заповеди, назидания, наставления, коих огромное количество и в Ветхом, и в Новом Заветах. Для лучшего их понимания Господь дал нам святых отцов, которые в своих творениях осмыслили и отразили как обычные люди, то есть мы с вами можем воспользоваться этим сокровищем. Целительница, или как написано в чине, читаемом священнослужителем перед исповедью, врачебница наша Святая Церковь помогает обрести человеку блага через благодать своих таинств, которые, прилагаемые к самостоятельной работе над собой, и соделывают его богоугодным.
Благодать – это высшая форма блага, освящающая и дела человека, и тело его, и душу. Всю его жизнь.
Служители Господни – иерархи, иеромонахи, мирские священники. Именно их определил Господь в помощь простым смертным, то есть нам. Именно они поставлены Господом быть проводниками Его благодати.
Мой первый духовник протоиерей Дмитрий Акинфиев, настоятель храма святителя Николая в Хамовниках (ныне покойный), говорил:
– Вот лампочка горит, видишь?
– Вижу.
– А почему горит?
– Ток к ней идет от энергосети.
– Хорошо. А на провод погляди: здесь перекручен, здесь перебит и заново скреплен, здесь вообще кусок от другого провода вставлен. Вот так и брат наш священник лишь провод, через который светит свет.
Прошло столько лет, а эта беседа так и не стерлась из моей памяти. Этот свет и есть та самая благодать, проводником которой является сященнослужитель, освящающая пространство и разгоняющая тьму, в которой человек склонен оказываться. И именно священнослужители являются свидетелями нашими перед Богом, свидетелями нашего покаяния, нашего сокрушения о грехах, стремления к изменению сердца и разума, души и тела. Они свидетельствуют перед Богом о нас, молят Господа принять нашу исповедь. И, по слову Спасителя, только они наделены властью разрешения (отпущения, прощения) грехов («Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18)). Святой Феофилакт Болгарский писал: «Если, говорит, ты, обиженный, будешь иметь как мытаря и язычника того, кто поступил с тобой несправедливо, то таковым он будет и на небе. Если же ты разрешишь его, то есть простишь, то он будет прощен и на небе. Ибо не только то, что разрешают священники, бывает разрешаемо, но и то, что мы, когда с нами поступают несправедливо, связываем или разрешаем, бывает связываемо или разрешаемо и на небе». И когда священнослужители, исповедники, духовники наши призывают нас посещать храм Божий, попытаемся осознать, что это призыв не к покупке свечей – это призыв к участию в жизни Церкви, к единению себя с Церковью. Становясь членами Церкви, мы становимся членами Тела Христова.
Именно от Церкви мы получаем ту помощь Божию, без которой крайне затруднительно человеку себя изменить. Изменить правильно, не нанося вреда себе и ближним.
Давайте же попробуем последовать словам псалмопевца, осмотреться и понять с Божией помощью, в той ли среде мы находимся, с теми ли людьми общаемся? Что читаем, что и на что мы смотрим, то ли, в конце концов, употребляем в пищу? И, сделав выводы, начнем воссоздавать себя такими, какими хотел видеть нас Бог. Только тогда с помощью Божией, Его милостью и разумной своей волей мы сможем стать теми, к кому обращена и кого призывает Нагорная проповедь стать блаженными.