Трансгуманизм: чума XXI века

Владимир Басенков

Биологическая смерть стала следствием человеческого грехопадения. По словам святителя Григория Нисского, разлучение души с телом допускается Богом, чтобы зло не стало бессмертным. Трансгуманисты, адепты нового языческого культа с примесью коммерции, пытаются обойти это Божественное установление.

В общих чертах все мы имеем представление о том, что такое гуманизм: это человекоцентричная модель мировоззрения. Делаем всё, чтобы угождать человеку, баловать его, создавать среду совершенного комфорта и плотских наслаждений. Правда, как бы гуманисты ни старались, проблемы цивилизации за минувший XX век на второй план не отошли, а, наоборот, только усилились и явили миру новые. Религия – пережиток прошлого, в крайнем случае, красивая архаика, которую можно использовать в личных целях для формирования индивидуального имиджа. Не более.

Человек всегда будет во что-то верить. Если его отвратить от Истины, скрыть от него Правду, он будет постоянно искать – на худой конец, будет самостоятельно ритуализировать и обожествлять пространство собственной жизни. Гуманисты фактически отказались от христианского мировоззрения, но перед ними встал новый вопрос: почему мы поставили человека на вершину пирамиды ценностей, а лучше не стало? Болезни, страдания и смерть остались при нас. А возросшее население планеты столкнулось с прямо пропорционально увеличившейся скорбью. Непорядок.

Значит, если религию гуманисты отвергают, а жизнь лучше не становится, стоит задуматься об основных проблемах, беспокоящих человека, и способах их решения. Смерть – вот финальная точка земной жизни каждого из вида homo sapiens. «Если Бога нет, то всё позволено», – говорят гуманисты устами Ивана Карамазова. Но если не верить в существование Господа и при этом понимать конечность своего существования, то что остается делать? Умирать от безысходности? Нет, искать таблетку от смерти.

Этим и занимаются трансгуманисты, будучи убежденными, что человек, венец творения, не является конечным звеном «эволюции». И дальше людей можно совершенствовать с помощью улучшения свойств тела, внешности, интеллекта. Геронтологи разрабатывают способы остановки старения органов и предрасположенности их к заболеваниям; медики и технологи конструируют искусственные органы и даже протезы тела; а айтишники грезят возможностью «залить» сознание на жесткий диск и получить шанс жить вечно в виртуальной реальности, перемещаясь по оптоволоконным линиям со скоростью света… Это не шутка. Трансгуманисты всерьез рассматривают вышеперечисленные направления, а мировые финансовые воротилы по-крупному вкладываются в проекты. Например, в Сергиевом Посаде работает фирма по крионированию. Умерших пациентов замораживают в специальных камерах сразу после наступления смерти в надежде в будущем благодаря высоким технологиям воскресить покойников и вернуть их близким.

Когда люди теряют веру в Бога, они, оставаясь образом Создателя, инстинктивно всё же пытаются взойти к некоторому подобию. Вопрос в том, какой дух будет двигать такими людьми. Животный страх смерти, маниакальное стремление к омоложению, продлению жизни захлестнули среду современной мировой элиты. Достаточно взглянуть на политиков, предпринимателей, звезд шоу-бизнеса. Культ плоти транслируется, хотим мы или нет, и массам. Для чего? Элиты зависят от масс одобрением продукции, которую они рекламируют с целью ее выхода на массовый рынок. Именно таким образом технология удешевляется, выходит к широкому потребителю, становится частью жизни цивилизации. Всё как всегда: самые богатые живут за счет миллиардов бедных, навязывая им ложные ценности, заставляя прилагать неимоверные усилия и тратить последнее на обретение мифических благ. В будущем основной ценностью человечества может стать бессмертие, только отнюдь не то, о котором говорит нам Иисус Христос. Трансгуманисты фактически подводят цивилизацию к принятию того факта, что зло можно сделать бессмертным. Ведь его не существует самого по себе без конкретного человека, сделавшего внутренний нравственный выбор.

Идея о физическом бессмертии привлекательна и лукава. Безусловно, какой человек в здравом уме может отказаться от возможности победить болезни, получить молодость и переступить через старение, а значит, естественную смерть? Мысль о том, что бесконечную жизнь в этом мире могут получить и близкие эффектно играет на высоком чувстве любви. «Московский Сократ» русский философ Николай Федоров вообще выдвигал мысль о том, что победа над смертью свершится при участии творческих усилий и труда человечества… Заманчиво, не правда ли?

Но если человек добьется бессмертия, по крайней мере, сможет победить смерть естественную, вызванную старением организма и болезнями, зачем ему, пребывающему в падшем мире, поврежденном первородным грехом, нужен Бог? И это ключевой вопрос, который лишь подтверждает поговорку, как нельзя лучше применимую к трансгуманистическим идеям: «Не всё то золото, что блестит». «Не надейтесь на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения» (Пс. 145:3). Действительно, это ключевой момент истины. Христианин ждет спасения – в его подлинном смысле – от Бога. Православный человек чает жизни будущего века, но никак не нынешнего. Просто представим: если завтра общество, которое мы имеем, вдруг проснется и поймет, что смерть лишь стечение обстоятельств (несчастный случай), а не биологическая неотвратимость, что оно будет делать? То же, что оно и делает, с тройным остервенением. Дефицит времени дисциплинирует, тогда профицит окончательно усыпит душу и вообще вычеркнет это понятие из жизни человека. На душе плохо? Да это эмоции – выпей каких-нибудь стимуляторов. Грех? Нет, не слышали. Живем сколько угодно – давай наслаждаться, брать от жизни по полной. Она ведь не закончится.

И чума трансгуманизма медленно расползается по миру. Отличная почва для него – неверие или даже маловерие. Проблема человечества – в отказе от покаяния перед приблизившимся Царством Небесным. Заглянуть в себя всегда больно и страшно, а гуманизм предполагает, что нужно лишь радоваться и наслаждаться. Вот только не замечать душевные муки и забыть о собственном спасении христианин никак не может. А значит, будет ждать своего часа, воскресения мертвых и, даст Бог, жизни будущего века.